Конструктивное разрешение конфликтов
Формы и критерии завершения конфликтов
Общим понятием, описывающим финал конфликта, является понятие завершение конфликта, т.е. это - прекращение его существования в любой форме.
Используются и другие понятия. Которые характеризуют суть процесса завершения конфликта:
затухание
• преодоление
• пресечение
• пригашение
• саморазрешение
• угашение
• урегулирование
• устранение
• улаживание и др.
Основные формы завершения конфликта:
Завершение конфликта
Самостоятельно оппонентами
Вмешательство третьих лиц
Затухание конфликта
Разрешение конфликта
Урегулирование конфликта
Устранение конфликта
Потеря мотива к борьбе переговоры
Сотрудничество
Перевод одного или обоих оппонентов на другое место работы (увольнение)
Переориентация мотива
Компромисс
Уступки одной из сторон
Изъятие объекта конфликта
Истощение ресурсов, сил
Перерастание в другой конфликт
Устранение дефицита объекта конфликта
- Разрешение - совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по изменению условий взаимодействия и устранению причин конфликта.
- Урегулирование - в устранении противоречий принимает участие третья сторона
- Затухание - временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений.
Причины затухания:
1. истощение ресурсов обоих сторон
2. потеря мотива к борьбе
3. переориентация мотива
- Устранение - воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются его основные структурные компоненты.
Способы устранения:
1. изъятие из конфликта одного из оппонентов
2. исключение взаимодействия оппонентов на длительное время
3. устранение объекта
4. устранение дефицита объекта
- Перерастание в другой конфликт - в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие
Исход конфликта - результат борьбы с точки зрения сторон. Исходами конфликта могут быть:
- устранение одной или обеих сторон
- приостановка конфликта
- победа одной из сторон
- деление объекта конфликта
- согласие о правилах совместного использования объекта
- равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой
- отказ обеих сторон от посягательств
- альтернативное определение таких объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон
Основной критерий разрешенности конфликта - удовлетворенность сторон результатом.
Для окружающих важны и такие параметры, как степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта (от этого зависит степень нормализации отношений сторон и взаимоотношений с другими людьми) и победа правого оппонента.
Условия и факторы конструктивного разрешения конфликта
Условия:
- Прекращение конфликтного взаимодействия
- Поиск близких или даже общих точек соприкосновения (карта конфликта)
- снижение интенсивности негативных эмоций
- устранение «образа врага» (у себя. У оппонента: «с небес на землю»)
- объективный взгляд на проблему
- учет статусов друг друга
- выбор оптимальной стратегии разрешения
Факторы:
- время: сокращение времени ведет к увеличению вероятности выбора агрессивного поведения
- третья сторона: участие третьих лиц, стремящихся урегулировать конфликт, приводит к более спокойному его протеканию и скорому разрешению
- своевременность: чем раньше стороны преступают к урегулированию, тем лучше
- равновесие сил: если стороны приблизительно равны, у них нет другого выбора. Помимо поиска компромисса
- опыт: наличие опыта в разрешении конфликта хотя бы у одной из сторон приводит к ускорению его разрешения
- отношения: хорошие отношения сторон до конфликта ускоряют его разрешение
Стратегии и способы разрешения конфликта
Разрешение конфликта - многоэтапный процесс, имеющий свою логику.
1. Аналитический этап - сбор и оценка информации по следующим проблемам:
-объект конфликта
-оппонент
-собственная позиция
-причины и непосредственный повод
-социальная среда
-вторичная рефлексия
2. Прогнозирование варианта решения:
-наиболее благоприятный
-наименее благоприятный
-что будет, если просто прекратить действия
3. Действия по реализации намеченного плана
4. Коррекция плана
5. Контроль эффективности действий
6. Оценка результатов конфликта
Стратегии разрешения конфликта - основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий.
Во-первых, в стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат конфликта. Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем вариантам:
Односторонний выигрыш;
Односторонний проигрыш;
Взаимный проигрыш;
Взаимный выигрыш.
Данные варианты нашли отражение в конкретных стратегиях переговоров Р.Фишера, У.Юри, У.Мастенбрука и других исследователей. Такими стратегиями являются:
Выигрыш-проигрыш
Проигрыш-выигрыш
Проигрыш-проигрыш
Выигрыш-выигрыш
Во-вторых, установки и ориентиры на результат в той или иной стратегии формируются у субъектов взаимодействия на основе анализа соотношения интересов, а также возможностей, сил и средств. При этом важно учитывать факторы, влияющие на анализ:
- личностные качества конфликтующего, его мышление, опыт, характер, темперамент,
- информация, которой располагает субъект о себе и своем противнике. Когда человек получает первый конфликтный удар в свой адрес, огромное значение имеет приписываемое оппоненту намерение. Предугадывать чужое намерение может только человек. Это не свойственно ни одному животному. И в случае конфликта очень важно то намерение. Которое вы приписываете нападающему. Рассмотрим следующие ситуации: а) деликатный, всегда вежливый человек наступил вам на ногу; б) вам на ногу наступил человек, о котором вам известно, что ему наплевать на окружающих и на вас в частности. Предположим. Что оба наступили вам на ногу с одинаковой силой. Можно с огромной степенью достоверности предположить, что вторая ситуация вызовет у вас агрессивную реакцию, тогда как вежливому человеку вы простите его поведение.
- Другие субъекты социального взаимодействия, находящиеся в зоне конфликта
- Содержание предмета конфликта, образа конфликтной ситуации, а также мотивов субъектов
В-третьих, выбор той или иной стратегии в переговорном процессе. Вернемся к разговору о них:
Тип стратегии
Стратегические цели
Факторы стратегии
Выигрыш-проигрыш
Выигрыш за счет проигрыша оппонента
Предмет конфликта; завышен образ конфликтной ситуации; поддержка конфликтанта в форме подстрекательства со стороны участников социального взаимодействия; конфликтная личность
Проигрыш-выигрыш
Уход от конфликта, уступка оппоненту
Предмет конфликта; занижен образ конфликтной ситуации; запугивание в форме угроз, блефа и т.п.; низкие волевые качества, личность конформистского типа
Проигрыш-проигрыш
Самопожертвование во имя гибели противника
Предмет конфликта; неадекватен образ конфликтной ситуации; личность конфликтующих (природная или ситуативная агрессивность); отсутствия видения других вариантов решения проблем
Выигрыш-выигрыш
Достижение взаимовыгодных соглашений
Предмет конфликта; адекватен образ конфликтной ситуации; наличие благоприятных условий для конструктивного разрешения проблемы
Если мы посмотрим на эти стратегии, то увидим, что в принципе они соответствуют стратегиям поведения в конфликте. Это неудивительно, ведь они являются продолжением последних. Речь идет о стратегиях соперничества, компромисса, уступки и сотрудничества. Отсутствует только избегание, поскольку в случае применения в конфликте стратегии избегания не может идти речь о его окончательном разрешении.
В случае сочетания стратегии дают определенные результаты - способы.
Наиболее вероятно использование компромисса, как шага навстречу, который делает хотя бы одна сторона, для того, чтобы разрешить конфликт. Ценность компромисса в том, что он может быть достигнут даже в том случае, если стороны выбирают разные стратегии.
В основе компромисса лежит технология уступок сближения, или, как ее еще называют - торг. Компромисс имеет и свои недостатки:
- урезанные соглашения
- почва для уловок
- ухудшение отношений
Максимально эффективен для полного разрешения конфликта способ сотрудничества. Он сводится к следующему:
• отделение людей от проблемы
• внимание интересам, а не позициям: спрашивайте «почему?» и «почему нет?»
• предлагайте взаимовыгодные варианты
• используйте объективные критерии.
Кроме того, существуют различные способы разрешения каждого типа конфликта.