Глава 4: Речь и общение как коммуникация

В этой главе я хотела бы сказать всего лишь несколько слов о таких видах вербальных коммуникаций, как беседа, разговор, спор, и менее распространенных - полемике, дебатах, дискуссии.

Подлинное, искреннее общение не нуждается ни в колокольном звоне, чтобы созывать народ, ни в полиции, чтобы поддерживать порядок (Эмерсон). Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает словесную или вербальную форму. Можно не сомневаться в том, что знания основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Детальность человека, профессия которого связана с педагогикой постоянным произнесением речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которая воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если действует только на способность логического восприятия оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатления. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании общих форм человеческого мышления: логической и образной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Идея общения, ее содержание доходит до сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживание человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимые впечатления. Речь есть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит.

Культура поведения в любом общении не мыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении людей.

1. В разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос.

2. В вербальном общении людей деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них – «формула поглаживания». Это словесные обороты типа: «Удачи вам!», «Желаю успеха!», «Ни пуха, ни пера!», приносимые с любыми оттенками.

3. В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты - приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности.

«Речь» - в совокупности это человек. Каждое высказывание и фактически, и в сознании воспринимающего ее представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта и характера, намерений и чувств человека. «Речь» - неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяют личность. В наши дни речь, более чем когда-либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах. Для мира, перед любой грозящей ему опасностью, слово будет тем средством, которым люди добьются победы, если оно восторжествует.

«Разговор» - это словесный обмен информацией, мнениями, сведениями. Разговор часто употребляется как синоним к слову беседа. Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие двух или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому или иному поводу. Обсуждение ведется по какой-либо определенной теме и каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Беседа особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость осветить проблему, разъяснить какой-либо вопрос.

«Спор». -спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: диспут. дискуссия, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.

«Дискуссия» - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или только некоторых присутствующих на собрании. При массовой дискуссии все члены, за исключением председателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом и под председательством должностного лица.

«Дебаты» — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Эта разновидность публичной дискуссии участников дебатов направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью получения определённого результата — сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции.

«Полемика» - Разновидность спора, отличающаяся тем, что ос­новные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу. Наряду с дискуссией полемика является одной из наиболее распростра­нённых форм спора.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить некоторые данные исследований проводившиеся со студентами.

Результаты исследования техники общения позволили отметить, что у преимущественного большинства студентов 4 курса на среднем уровне развития находятся:

способность длительное время поддерживать разговор; понимание чувств и намерений другого человека;

умение воздерживаться от категорических суждений при оценке других; умение выйти из общения, не обижая других; приветливость; тактичность; умение точно и ясно высказывать свои мысли; мимическая подвижность лица; соответствие мимики ситуации; умение одеваться в соответствии с ситуацией; умение при желании включиться в начатую другими работу.

У преимущественного большинства студентов 1 курса на среднем уровне развития находятся значительно меньшее количество показателей коммуникативных умений - это: способность длительное время поддерживать разговор; тактичность; умение при желании включиться в начатую другими работу. Все остальные показатели у студентов - первокурсников находятся на низком уровне развития.
В ходе проведения обучающих уроков, уровень развития студентов выявлен по большинству показателей коммуникативных умений, таких как: умение начать разговор, найти общую тему;

понимание чувств и намерений другого человека;

умение выслушать собеседника; умение выйти из общения, не обижая других; приветливость;

тактичность;

соответствие мимики ситуации;

умение одеваться в соответствии с ситуацией; соответствие интонации речи ее смыслу;

умение при желании включиться в начатую другими работу.

В проводимых исследованиях выявлено незначительное количество студентов с низким уровнем развития показателей коммуникативных умений.

Список литературы

1. Слагаемые педагогической технологии «Беспалько В.П»., 198 с.

2. Ю.К. Бабанского «Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов»

3. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы: учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 288 с.

Наши рекомендации