Задание выполняется с 2 учащимися
Задание 2.Изучение самооценки.
Для диагностики самооценки школьника студент используетшкалу самооценки личности, разработанную А.М Прихожан, на основе известной методики Дембо-Рубинштейн.
Цель: изучение особенностей самооценивания человеком ряда личностных качеств и его уровня притязаний, т.е. уровня развития этих же качеств, который бы удовлетворял личность.
Материал: бланк методики (Приложение 1). На бланке изображено семь линий, высота каждой -100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точка отмечаются заметными чёрточками, середина - едва заметной чертой.
Методические указания по выполнению задания: студент предлагает ученику следующую инструкцию: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий, они обозначают: 1) здоровье, 2) умственные способности, 3) характер, 4) авторитет у сверстников, 5) умение многое делать своими руками, умелые руки, 6) внешность, 7) уверенность в себе.
На каждой линии черточкой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (X) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя
Например, на линии «здоровье» нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя – «абсолютно здорового».
После предъявления инструкции учащийся работает самостоятельно. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12 мин. Студент следит, правильно ли используются предложенные значки школьником, при необходимости отвечает на вопросы ученика
Целесообразно наблюдать за поведением школьника при выполнении задания: сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа «глупая», «я на это не способен», отказ выполнять задание, стремление задать дополнительные вопросы, привлечь внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение (с разницей не менее 5 мин.). Все это служит полезной дополнительной информацией для интерпретации результатов.
Обработка результатов: обработка проводится по шести шкалах (линиях). Шкала «здоровье» рассматривается, как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы учеников получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:
1 этап. По каждой из шести шкал («ум», «способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе») определяются:
а) уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы («0») до знака «X»;
б) высота самооценки - от «0» до знака «-»;
с) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «X» до «-»; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.
2этап. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам (шк.2 + шк.3 + шк.4 + шк.5 + шк.6 + шк.7 / 6).
В таблице даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).
Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки для учащихся 7-10 классов городских школ
Параметр | Количественные характеристики (баллы) | |||
низкий | средний | высокий | очень высокий | |
Уровень притязаний | менее 60 | 60 – 74 | 75 – 89 | 90 - 100 |
Уровень самооценки | менее 45 | 45 - 59 | 60 - 74 | 75 - 100 |
Уровень притязаний: норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение людей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки: количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку личности. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности - «закрытости для опыта» нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Особое внимание студент обращает на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью (указывается только самооценка или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже), используются знаки, не предусмотрен.
Студенты описывают процесс выполнения и подсчета полученных данных, в соответствии с выделенными этапами.
Вывод: на основании проведенной методики необходимо сделать вывод об уровне притязаний и самооценки учащихся и дать краткую характеристику полученным результатам.