Общая характеристика поведенческих теорий личности
Психодинамические теории личности
Основоположником психодинамического направления в исследовании личности является З. Фрейд. В противоположность классическому взгляду на человека, как на существо разумное и осознающее свое поведение, Фрейд разработал концепцию личности, в которой истоки поведения человека лежат в неосознаваемых и агрессивных побуждениях.
Психика, по Фрейду, представляет собой непримиримую вражду между силами интеллекта, рассудка и сознания. Им была разработана психодинамическая теория, в которой личность формируется в течение первых шести лет. Источником развития личности являются инстинкты (либидо, агрессия). Эта энергия направлена на продолжение рода и на разрушение. Личность формируется на первых трех стадиях сексуального развития. На «оральной» стадии (0 – 1,5 года) при резком отказе от кормления грудью у ребенка формируются личностные свойства недоверия, сверхнезависимости, сверхактивности. При длительном кормлении (до 1,5 лет) формируются доверчивость, пассивность и зависимость.
На анальной стадии (1,5 – 3 года) грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает такие черты личности: жадность, чистоплотность, пунктуальность, при попустительском отношении родителей – щедрость, творческий потенциал, непунктуальность.
На фаллической стадии (3 – 6 лет) – агрессивное, непослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных нормативов, которые символизирует отец, которого ненавидит мальчик за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к матери.
З. Фрейд выделяет три инстанции личности: Оно, Я и сверх-Я. Онго – ядро личности, совокупность бессознательных побуждений, функционирующее по принципу удовольствия; эго (Я) – совокупность всех знаний о мире и осознаваемых человеком функций психики, которое функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирующей процесс взаимодействия между Оно и сверх-Я; суперэго (сверх-Я) – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек. Эти структуры ведут постоянную борьбу за психическую энергию. Сильные конфликты могут привести человека к психическим расстройствам. Для снятия напряжения конфликтов личность вырабатывает защитные механизмы: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдание; проекция (приписывание неприемлемых мыслей и чувств другим людям, возлагая на них вину за свои недостатки и промахи); замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их на противоположные); сублимация (замена неприемлемых сексуальных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации).
К разряду психодинамических относится и аналитическая теория К. Юнга, и индивидуальная теория личности А. Адлера, а так же другие теории.
По мнению Юнга, личность представлена тремя сферами: коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное и индивидуальное сознательное. Личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет коллективное бессознательное – совокупность всех врожденных архетипов, которой подчинено человеческое поведение.
В теории личности по Адлеру, человек описывается как единая самосогласующаяся целостность. А жизнь рассматривается как динамическое стремление к превосходству, подчеркивается социальна принадлежность индивида. К психодинамическому направлению относятся концепции личности К. Хорни, Э Эриксона, Э. Фромма, Г Салливена.
Общая характеристика поведенческих теорий личности
Поведенческие теории личности главным источником развития личности считают среду. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а еее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. С точки зрения классика бихевиоризма Дж. Уотсона, все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т.д.) являются результатом выработки классических условных рефлекосв. Скиннер рассматривал личность как совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате опрантного научения.
Личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Ранние годы жизни человека рассматриваются как наиболее важные. Основа любых знаний, способностей закладывается в детстве. В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. Поведение полностью детерминировано внешними обстоятельствами. Выученные человеком рефлексы и навыки становятся автоматизированными. Внутренний мир человека полностью объективен. В нем все от среды. Поведение и есть личность. В качестве элементов личности выступают элементы и социальные навыки. Список социальных навыков (черт личности) определяется социальным опытом (научением). Свойства личности и требования личности совпадают. Если вы воспитывались в достойной семье, и доброта поощрялась, то вы будете иметь черты доброго, спокойного человека и т.д. Для человека существует своя система поощрений. Первым является пищевое поощрение, второе – активностное (телевизор, видео), третье – манипулятивное (поиграть, порисовать), четвертое - социальное (похвалить, обнять и т.д.).
В рамках поведенческого направления распространненое является социально-когнитивная теория личности (А. Бандура). Бандура считал, что основным дисциплинирующим фактором поведения человека являются внутренние факторы (ожидание, цель, значимость). Такое поведение, которое детерминируется внутренними факторами называется саморегуляцией. Основная задача саморегуляции – обеспечивать только те формы поведения, которые можно реализовать, опираясь на внутренние факторы в каждый данный момент, т.е. обеспечивать самоэффективность.
В структуре личности выделяются основные блоки: самоэффективность, которая является когнитивным конструктом. Этот блок определяется как вера, убеждения или ожидание получения подкрепления. Он детерминирует успешность совершенного поведения или усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение «могу», то он приступает к выполнению определенного действия, если человек говорит себе «» не могу, то он отказывается от выполнения данного действия.
Существует четыре основных условия, которые формируют у человека уверенность в том, что он сможет сделать и чего не сможет:
1) прошлый опыт (знания, навыки);
2) самоинструкция (я могу это сделать);
3) повышенное эмоциональное состояние;
4) наблюдение, моделирование, подражание примеру других людей (если другие могут, то и я смогу).
Другой психолог Дж. Роттер для объяснения поведения ввел понятие «поведенческий потенциал», которое означает меру вероятностей того, какое поведение будет совершать человек в данный момент. Это блок когнитивной мотивации, который складывается из двух внутренних блоков личности: субъективной значимости (структуры, оценивающей предстоящее подкрепление) и доступности (структуры, связанной с осознанием получения подкрепления на основе прошлого опыта). Целостные свойства личности проявляются в единстве действия обоих блоков. Люди, не видят связи между своим поведением (своими усилиями, действиями) и их результатами (подкреплениями) имеют внешний локус контроля. Экстерналы – это люди, которые не управляют ситуацией и надеются на авось.
Люди, которые видят четкую связь между своим поведением и результатами своего поведения, имеют внутренний (интернальный) локус контроля. Интерналы – это люди, которые управляют ситуацией, контролируют ее.
С точки зрения поведенческих когнитивистов, личонсть больше система внутренних факторов (самоэффективность, субъективная значимость, доступность), чем иерархия рефлексов и социальных навыков, а структура личности – это сложно организованная иерархия рефлексов и социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэфективности, субъективной значимости и доступности.