Блок 4. Контрольные тестовые задания, направленные на проверку знаний по теме

Раздел 3.

Становление психологии как самостоятельной науки

В результате изучения данного раздела студент должен:

знать:

¾ особенности становления эмпирической психологии;

¾ естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку;

¾ развитие психологии периода открытого кризиса;

¾ содержание открытого кризиса, переживаемого психологической наукой в конце 19 – начале 20 века.

уметь:

¾ анализировать, сопоставлять, сравнивать философско-психологические воззрения основных представителей данного периода в истории психологии.

ТЕМА 7

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ НА РУБЕЖЕ 19-20 ВЕКОВ

До 19 века психологические знания формировались в рамках философии, в 70-е года 19 века учёные осознали необходимость объединения разрозненных знаний о психике в единую науку. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку сформировались в физиологию. Рубеж веков ознаменовался для психологии первым разделением прежде единой психологии на ряд школ. Главные разногласия были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения.

Блок 1. Задания, направленные на воспроизведение материала

Задание 1.

Используя учебник Т.Д. Марцинковской «История психологии» (стр. 194-228), укажите предмет, метод исследования и представителей следующих школ:

А) Структурализм

Б) Описательная психология

В) Вюрцбургская школа

Г) Функционализм

Д) Французская школа

Задание 2.Заполните таблицу 10.

Таблица 10.

Школа Предмет Метод исследования Ученый Дата жизни Место деятельности (страна)
Структурализм          
Основные проблемы изучения:    
Описательная психология          
Основные проблемы изучения:
Вюрцбургская школа          
Основные проблемы изучения:  
Функционализм              
Основные проблемы изучения:    
Французская школа          
Основные проблемы изучения:

Задание 3.

Ответьте письменно на поставленные вопросы:

1. Каким образом был усовершенствован метод интроспекции в структурализме?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Чем различались методы исследования в структурализме и Вюрцбургской школы?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Какие основные открытия был сделаны Кюльне и его сотрудниками?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Какие факторы определяют направление психической деятельности с точки зрения Брентано и Штумпфа?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Каковы особенности подхода к психологии искусства в концепции Штумпфа?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Что общего у функционализма и прагматизма?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Какие проблемы были исследованы Джеймсом?

 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. Какие психологические проблемы были исследованы Жане?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9. На каком основании Дильтей открыл принципы объяснительной психологии?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10. Почему Рубинштейн назвал описательную психологию?

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Блок 2. Задания, направленные на понимание материала

Задание 1.

Какому из авторов (Фр. Брентано, В. Вундт, Э. Титченер, У. Джеймс) принадлежат следующие утверждения? Прокомментируйте их высказывания. Заполните таблицу 11.

Таблица 11.

Высказывание Имя мыслителя
«Предметом психологии являются психические функции и отношения между ними»    
«Основной методы психологии – интроспекция»    
«Психология должна исследовать факты сознания, их связи и отношения с целью открыть в результате законы, которые управляют этими отношениями»  
«Вне акта объект не существует»    
Предмет психологии – это элементы сознания, которые даны человеку в его самонаблюдении»  

Задание 2.

1) Проведите сравнительный анализ подходов к построению психологии в структурализме, функционализме и описательной психологии.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2) Найдите общее и различное в американском и европейском функционализме.

Американский функционализм Европейский функционализм
Общее    
Различное      

3) Выделите достоинства и недостатки в описательной и объяснительной психологии

Достоинства Недостатки
Описательная психология  
Объяснительная психология      

Задание 3.

Опираясь на методологическую позицию У. Джеймса, прокомментируйте его высказывания:

У. Джеймс: «Сознание никогда не рисуется самому себе раздробленным на куски. Выражения вроде „цепи” или „ряда” не рисуют сознания так, как оно представляется самому себе. В нем нет ничего, что могло бы связываться,— оно течет. Поэтому метафора „река” либо „поток” всего естественнее рисует сознание…Позвольте нам впредь называть его «потоком мысли», «потоком сознания», «потоком субъективной жизни»

Джеймс У. Научные основы психологии. Минск. Харвест, 2003, с. 165

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Блок 3. Задания, направленные на применение материала

Задание 1.

Проведите критический анализ психологических теорий конца 19 – начала 20 века с точки зрения их оппонентов-современников.

Например: сруктуралистических теорий с позиции функционалистов; представителей Вюрцбургской школы и французской школы; функционалистической теории с позиции описательной психологии

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 2.

Проведите критический анализ психологических теорий конца 19 – начала 20 века с точки зрения психологии 20 века.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Блок 4. Контрольные тестовые задания, направленные на проверку знаний по теме

Проверьте свои знания, выбрав правильный ответ.

1. Методическая задача психологии, по Вундту –

a) расчленение сознания

b) анализ поведения

c) поиск субстанций

d) синтез восприятий

2. Сознание, по оценке Вундта –

a) акты восприятия

b) проявление телесных причин

c) сочетание психических процессов

3. Автор термина «тест» в психологии –

a) Гальтон

b) Роджерс

c) Юнг

d) Эриксон

4. Объект исследования у Эббингауза –

a) акты сознания

b) бессмысленные слоги

c) этапы деятельности

d) результаты поведения

5. Автор термина «установка сознания» –

a) Кюльпе

b) Орт

c) Штерн

d) Марбе

6. Центральное понятие функционализма Джеймса –

a) мышление

b) поток сознания

c) феномен сознания

d) деятельность

7. Объяснительный принцип человеческого поведения у Жане –

a) экстернализация

b) общение как сотрудничество

c) эгоизм

d) развитие

8. Основатель и лидер структурной школы психологии –

a) Роджерс

b) Юм

c) Титченер

d) Уотсон

9. Функционалистической подход начала 20 века –

a) стремится понять функции и роль ощущений в выживании человека

b) отрицает существование сознания

c) отвергает использование интроспекции

d) стремится понять функции и роль сознания в выживании человека

Список рекомендованной литературы:

Наши рекомендации