Тема 3. психика и организм

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

1. Психология – это наука, занимающаяся изучением:

а) человеческих взаимоотношений, явлений, возникающих в процессе общения людей в различных группах;

б) отклонений в психике и поведении человека при различных заболеваниях;

в) закономерностей возникновения, развития, проявления и функционирования психики и сознания человека;

г) становления, развития и функционирования социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов;

д) внешних проявлений психической деятельности, поступков и действий человека.

2. Особенности психологии как науки:

а) Изучает самые сложные явления, которые известны человечеству (головной мозг, законы психики).

б) Слияние предмета и объекта психологии: человек с помощью психики познает окружающий мир, а потом на основе этого – и свою собственную психику, влияние этого мира на нее.

в) Она одновременно является и естественной, и гуманитарной наукой.

г) Чрезвычайная перспективность: постоянно растет роль и значение людей, их психики и сознания.

д) Единой психологии не существует, есть различные научные школы. Они получают свою специфику через выделение центральной категории для объяснения основных проявлений психики.

е) Психологический факт зависит от его интерпретации исследователем.

ж) Все вышеперечисленное.

з) Все вышеперечисленное, кроме д) и е).

3. К основным проблемам психологии относятся:

а) Психогностическая проблема – об отношении чувственных и умственных образов к отображаемой реальности.

б) Психопрактическая проблема – о формировании психики в процессе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов: образов, операций, моти­вов, личностных свойств.

в) Психосоциальная проблема – о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами.

г) Психофизиологическая проблема – об отношении психики к ее телесному субстрату.

д) Все вышеперечисленное.

е) Все вышеперечисленное, кроме б).

ж) Все вышеперечисленное, кроме г).

4. К организационным методам психологии (по Б.Г.Ананьеву) относятся:

а) наблюдение, эксперимент, моделирование;

б) беседа, интервью, опрос, тесты, анкетирование;

в) анализ трудовой деятельности: хронометрия, профессиография, оценка выполненных работ, циклография;

г) лонгитюдный (метод продольных срезов), сравнительный (метод поперечных срезов) и комплексный (междисциплинарный);

д) генетические и структурные методы.

5. Основной задачей психологии как науки является:

а) изучение качественных особенностей психических явлений и процессов;

б) анализ становления и развития психических явлений и процессов в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;

в) изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности;

г) исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, т.к. без их знания невозможно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

д) содействие планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда).

ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

1. Психология начала свое существование как самостоятельная наука:

а) в эпоху Античности в связи с трудами Платона и Аристотеля;

б) в XVII веке в связи с развитием естественных наук и учениями Р. Декарта, Б. Спинозы и т.д.;

в) в 1879 г. в связи с открытием в Лейпциге первой научно-практической лаборатории по психологии;

г) в 1910-1920-х гг. в связи с появлением психологических школ глубинной психологии, бихевиоризма, гештальтпсихологии, марксистской психологии и т.д.;

д) в середине 60-х гг. ХХ века в связи с гуманизацией психологического знания.

2. Декартова концепция человека

а) дуалистична: предполагает независимое, параллельное существование двух субстанций – материальной и духовной;

б) отвергает идею души как сущности человека;

в) опирается на разум, освещаемый верой;

г) все ответы неверны.

3. Сторонники бихевиоризма центральным психологическим понятием считают:

а) сознание;

б) деятельность;

в) поведение;

г) психику;

д) бессознательное.

4. Категории «фигура» и «фон» получили свою наибольшую разработку в психологической школе:

а) психоанализ;

б) гештальтпсихология;

в) когнитивная психология;

г) гуманистическая психология;

д) классическая психология сознания.

5. Базовым принципом в отечественной психологии считается:

а) принцип непротиворечивости;

б) принцип организованности;

в) принцип системности;

г) принцип деятельности;

д) принцип креативности.

ТЕМА 3. ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ

1. Под психикой в психологии понимается:

а) форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями;

б) совокупность индивидуальных и социально-психологических особенностей личности;

в) свойство головного мозга, обеспечивающее субъекту способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира, необходимое для активной деятельности и управления своим поведением;

г) совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

2. На низшем уровне развития перцептивной психики находятся следующие виды живых существ:

а) простейшие, многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде;

б) высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные;

в) рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски), насекомые;

г) высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие);

д) обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

3. Современные отечественные исследователи выделили следующие характеристики сознания:

а) сознание есть совокупность знаний об окружающем мире;

б) связь индивидуального сознания с обществом;

в) способность осуществлять самопознание (рефлексия);

г) обеспечение целеполагающей деятельности человека;

д) наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях;

е) представление о действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, мечты);

ж) все вышеперечисленное;

з) все вышеперечисленное, кроме е).

4. Головной мозг относится к … отделу нервной системы:

а) периферическому;

б) сенсорному;

в) центральному;

г) вегетативному;

д) афферентному.

5. Существует три основных подхода к природе сознания:

а) стоицизм, скептицизм, эпикуреизм;

б) креационизм, провиденциализм, релятивизм;

в) идеализм, материализм, дуализм;

г) волюнтаризм, плюрализм, эгалитаризм.

Наши рекомендации