Задания Б-7: Развитие (понятия развития, соотношение биологического и социального, роль активности, свойства)
Б-7-1. Как связаны между собой:
1) взросление; 2) развитие?
а) | б) | в) | |||
г) | д) | ||||
1, 2 |
Б-7-2. Вставьте пропущенные слова:
Относительная роль ___________________ и окружающей среды в развитии
индивидуума остаётся предметом дискуссии.
Б-7-3. Ниже две схемы. Какую из них правомернее назвать «Факторы
Психического развития в онтогенезе»? Почему?
Биологическое | Социальное | Биологическое | Социальное | |||
Активность
Б-7-4. Выберите понятия, являющиеся характеристиками процесса развития:
Необратимость, направленность, периодичность, стадиальность, обратимость,
закономерность, цикличность, фатальность.
Задания Б-8: Закономерности индивидуального развития (неравномерность и гетерохронность, дизонтогенез, кризис, сензитивные периоды)
Б-8-1. Объясните, используя термины из изученной темы:
1) Почему нельзя стать хорошим фигуристом, если не приступить к обучению с дошкольного детства?
2) Известно, что для пренатального этапа развития характерны цефалокаудальная (развитие идет «от головы к ногам») и
проксимодистальная («от центра тела к периферии») тенденции
развития. Эти тенденции сохраняются и в постнатальном периоде.
Б-8-2. Как связаны между собой:
1) дизонтогенез; 2) дефицитарное развитие?
а) | б) | в) | |||
г) | д) | ||||
1, 2 |
Б-8-3. Вставьте пропущенные слова:
Под _________________ понимаются переходные периоды от одного этапа детского развития к другому.
Задания Б-9: Социализация (понятие, институты, этапы, соотношение типического и индивидуального)
Б-9-1. Изобразите графически суть процесса социализации.
Б-9-2. Как связаны между собой:
а) 1) социогенез; 2) социализация? б) 1) институт социализации; 2) ВУЗ?
а) | б) | в) | |||
г) | д) | ||||
1, 2 |
Б-9-3. Вставьте пропущенные слова:
Процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни человека и
включает в себя этапы _________________, ___________________ и
_____________________ социализации.
Задания Б-10: Виды социализации (гендерная, этническая, освоение возрастного символизма культуры)
Б-10-1. Составьте предложения со словами:
1) гендерная социализация
2) этническая социализация
3) освоение возрастного символизма культуры
Б-10-2. Эти характеристики являются следствием биологических или
Социальных особенностей? Обоснуйте свой ответ.
1) Девочки носят платья, а мальчики – брюки.
2) Вьетнамцы обладают очень хорошим музыкальным слухом.
3) Мальчики больше дерутся, чем девочки.
4) Американские психологи ориентируются на технологические решения, а
российские – на теоретическое обоснование тех или иных концепций.
Задания В
Методика выявления маскулинности-фемининности(Шкала«маскулинность-
фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI))
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений,каждое из которых соответствует или
же не соответствует каким-то особенностям Вашего поведения. Если вы считаете, что
такое соответствие имеет место, то давайте ответ «да», в противном случае – ответ «нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас листе ответов, поставив крестик в
клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду Вашего ответа.
Ответы необходимо давать на все вопросы.
Текст опросника
1. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы
меня не преследовали неудачи.
2. Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.
3. Я легко смущаюсь.
4. Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.
5. Часто у меня нет аппетита.
6. Обычно я решителен и действую быстро.
7. Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.
8. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.
9. Активно участвую в организации общественных мероприятий.
10. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.
11. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.
12. Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.
13. У меня довольно часто меняется настроение.
14. Я уверен в своем будущем.
Ключ.
По 1 баллу начисляется за ответы «да» по пп. 2,4,6,8-12,14 и за ответы «нет» по пп.
1,3,5,7,13
Подсчитывается общая сумма баллов. Чем она больше, тем больше выражена маскулинность, а меньше – фемининность.
Литература
1) Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2006.
2) Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.-
Воронеж, 1996.
3) Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. – СПб., 1999.
4) Васильев Г.Н., Келасьев В.Н. Самоорганизация целостности: психо- и социогенез. –
СПб., 2003.
5) Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития.- Вопросы
психологии. – 1972. № 2.
6) Выготский Л.С. Психология развития человека. – М., 2006.
7) Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
8) Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М., 1993.
9) Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. – СПб., 2004.
10) Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания. – М., 1997.
11) Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследования //
Психологический журнал. – 1990. - №6.
12) Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. – СПб., 2004.
13) Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: у истоков человеческого интеллекта. – М.,
1983.
14) Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М., 1984.
15) Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 2003.
16) Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. – М.. 1977. 17) Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2001.
18) Кремянский В.И. Основные формы опережающего отражения в живой природе // Вопросы философии. – 1979. - № 11.
19) Ладыгина-Котс Н.Н. Предпосылки человеческого мышления. – М., 1965.
20) Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. – Л., 1991.
21) Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. – М., 1994. 22) Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.
23) Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. 24) Лобок М.А. Антропология мифа. – М., 2001. 25) Лукьянова И.Е., Овчаренко В.А. Антропология. – М., 2007.
26) Лурия А.Р. Эволюционное введение в общую психологию. – М., 1975. 27) Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.
28) Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2006.
29) Палмер Д., Палмер Л. Секреты поведения homo sapiens. - СПб., 2003. 30) Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2001.
31) Поливанова Н.К. Психология возрастных кризисов. – М., 2001. 32) Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М., 2007.
33) Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – М., 2001.
34) Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства. – М., 2004.
35) Солдатова Е.Е., Лаврова Г.В. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. – М., 2004.
36) Сравнительная психология и зоопсихология. Хрестоматия / под ред. Калягиной Г.В.
– СПб., 2003.
37) Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., 2006.
38) Тих Н.А. Предыстория общества. Сравнительно-психологическое исследование. –
Л., 1970.
39) Толстых Н.А. Опыт конкретно-исторической психологии личности. – М., 2000.
40) Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 2001.
41) Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка. – М., 2004.
42) Швырков Б.В. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики.
– М., 1995.
43) Элиаде М Аспекты мифа. – М., 2005.
44) Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. - № 4.
45) Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2006. 46) Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 2000. 47) Ясперс К. Смысл истории. - М., 2001.
А-1.
А-2.
Мотивационные психические образования | |||
Задания А | |||
Вставьте пропущенные буквы: | |||
когн.тивный д…сс.нанс | |||
деф…ц…тарные потребности | |||
н.дс.ту.тивная активность | |||
пол…м…т…вация | |||
с…ц… …л…зированность потребностей | |||
г…м… …стаз | |||
цел…п.л…гание | Зигмунд Фрейд | ||
сам… …кту…л…зирующаася личность
г…н…р…л…зация мотива | (1856-1939) | |
Приведите в соответствие столбцы, соединив линией автора с его открытием:
К. Хорни Принцип доминанты
Э. Фромм | Принцип объективации | ||
А. Мехрабиан | Мотивация достижения и мотивация избегани | ||
неудач | |||
Д.И. Узнадзе | 10 невротических потребностей, | ||
А.А. Ухтомский | призванных снизить базальную тревогу | ||
Д. Макклелланд | основных экзистенциальных потребностей | ||
тенденции в мотивации аффилиации |
А-3.Ответьте на вопросы по литературе для обязательного конспектирования
(Обуховский К. Психология влечений человека. – М., 1972 (глава 3, любая из глав 4-9))
1) Верно или нет?
а) Согласно К. Обуховскому, движущей силой поведения человека являются внешние раздражители.
б) Суть мотивационный тенденций состоит в поддержании
психофизиологического равновесия.
в) Составной частью удовлетворения потребностей является напряжение. г) Потребности – это духовные факторы личности.
2) Приведите пример, в котором было бы показано, что способы удовлетворения потребностей могут сами становиться потребностями.
3) Перечислите механизмы индивидуализации способов удовлетворения
потребностей, дайте им определение.
4) Назовите специфически человеческие потребности.
А-4.Сделайте для себя шпаргалкупо теме«Мотивационные психические
образования» в любой удобной для вас форме.
Задания Б
Задания Б-1: Мотивация (понятие мотивации, понятие активности, этапы мотивационного процесса, психофизиологическая сущность, отличия мотивации человека от мотивации животных, функции мотивации, развитие мотивации в филогенез и онтогенезе)
Б-1-1. Вставьте пропущенные слова:
Потребности являются источником _________________ личности.
Б-1-2. Вставьте пропущенные слова:
С волевой регуляцией связано такое свойство мотивации, как ____________.
Б-1-3. Вставьте пропущенные слова:
Изучение мотивации позволяет понять ________________ поведения человека.
Б-1-4. Вставьте пропущенные слова:
Филогенетически первым механизмом мотивации является
__________________.
Б-1-5. В чем различия между приведенными ниже схемами взаимосвязи
потребностей и деятельности? Какая схема отражает сущность человеческой мотивации?Почему?
1. потребность → деятельность → потребность
2. деятельность → потребность → деятельность
Б-1-6. Как связаны между собой:
1) 1) психофизиологические психические образования; 2) мотивация?
2) 1) психофизические психические образования; 2) мотивация?
а) | б) | в) | |||
г) | д) | ||||
1, 2 |
Б-1-7. Какие возрастные и личностные особенности детей