Задания Б-7: Развитие (понятия развития, соотношение биологического и социального, роль активности, свойства)

Б-7-1. Как связаны между собой:

1) взросление; 2) развитие?

Задания Б-7: Развитие (понятия развития, соотношение биологического и социального, роль активности, свойства) - student2.ru

а) б) в)    
         
 
г)   д)    
         
    1, 2    

Б-7-2. Вставьте пропущенные слова:

Относительная роль ___________________ и окружающей среды в развитии

индивидуума остаётся предметом дискуссии.

Б-7-3. Ниже две схемы. Какую из них правомернее назвать «Факторы

Психического развития в онтогенезе»? Почему?

Биологическое   Социальное   Биологическое   Социальное
             

Задания Б-7: Развитие (понятия развития, соотношение биологического и социального, роль активности, свойства) - student2.ru Задания Б-7: Развитие (понятия развития, соотношение биологического и социального, роль активности, свойства) - student2.ru

Активность

Б-7-4. Выберите понятия, являющиеся характеристиками процесса развития:

Необратимость, направленность, периодичность, стадиальность, обратимость,



закономерность, цикличность, фатальность.

Задания Б-8: Закономерности индивидуального развития (неравномерность и гетерохронность, дизонтогенез, кризис, сензитивные периоды)

Б-8-1. Объясните, используя термины из изученной темы:

1) Почему нельзя стать хорошим фигуристом, если не приступить к обучению с дошкольного детства?

2) Известно, что для пренатального этапа развития характерны цефалокаудальная (развитие идет «от головы к ногам») и

проксимодистальная («от центра тела к периферии») тенденции

развития. Эти тенденции сохраняются и в постнатальном периоде.

Б-8-2. Как связаны между собой:

1) дизонтогенез; 2) дефицитарное развитие?

Задания Б-7: Развитие (понятия развития, соотношение биологического и социального, роль активности, свойства) - student2.ru

а) б) в)    
         
 
г)   д)    
         
    1, 2    

Б-8-3. Вставьте пропущенные слова:

Под _________________ понимаются переходные периоды от одного этапа детского развития к другому.

Задания Б-9: Социализация (понятие, институты, этапы, соотношение типического и индивидуального)

Б-9-1. Изобразите графически суть процесса социализации.

Б-9-2. Как связаны между собой:

а) 1) социогенез; 2) социализация? б) 1) институт социализации; 2) ВУЗ?



Задания Б-7: Развитие (понятия развития, соотношение биологического и социального, роль активности, свойства) - student2.ru а) б) в)    
         
 
г)   д)    
         
    1, 2    

Б-9-3. Вставьте пропущенные слова:

Процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни человека и

включает в себя этапы _________________, ___________________ и

_____________________ социализации.

Задания Б-10: Виды социализации (гендерная, этническая, освоение возрастного символизма культуры)

Б-10-1. Составьте предложения со словами:

1) гендерная социализация

2) этническая социализация

3) освоение возрастного символизма культуры

Б-10-2. Эти характеристики являются следствием биологических или

Социальных особенностей? Обоснуйте свой ответ.

1) Девочки носят платья, а мальчики – брюки.

2) Вьетнамцы обладают очень хорошим музыкальным слухом.

3) Мальчики больше дерутся, чем девочки.

4) Американские психологи ориентируются на технологические решения, а

российские – на теоретическое обоснование тех или иных концепций.

Задания В

Методика выявления маскулинности-фемининности(Шкала«маскулинность-

фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI))

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений,каждое из которых соответствует или

же не соответствует каким-то особенностям Вашего поведения. Если вы считаете, что

такое соответствие имеет место, то давайте ответ «да», в противном случае – ответ «нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас листе ответов, поставив крестик в

клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду Вашего ответа.

Ответы необходимо давать на все вопросы.

Текст опросника

1. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы

меня не преследовали неудачи.

2. Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.

3. Я легко смущаюсь.

4. Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.



5. Часто у меня нет аппетита.

6. Обычно я решителен и действую быстро.

7. Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.

8. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.

9. Активно участвую в организации общественных мероприятий.

10. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.

11. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.

12. Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.

13. У меня довольно часто меняется настроение.

14. Я уверен в своем будущем.

Ключ.

По 1 баллу начисляется за ответы «да» по пп. 2,4,6,8-12,14 и за ответы «нет» по пп.

1,3,5,7,13

Подсчитывается общая сумма баллов. Чем она больше, тем больше выражена маскулинность, а меньше – фемининность.

Литература

1) Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2006.

2) Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.-

Воронеж, 1996.

3) Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. – СПб., 1999.

4) Васильев Г.Н., Келасьев В.Н. Самоорганизация целостности: психо- и социогенез. –

СПб., 2003.

5) Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития.- Вопросы

психологии. – 1972. № 2.

6) Выготский Л.С. Психология развития человека. – М., 2006.

7) Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.

8) Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М., 1993.

9) Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. – СПб., 2004.

10) Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания. – М., 1997.

11) Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследования //

Психологический журнал. – 1990. - №6.

12) Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. – СПб., 2004.

13) Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: у истоков человеческого интеллекта. – М.,

1983.

14) Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М., 1984.

15) Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 2003.

16) Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. – М.. 1977. 17) Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2001.

18) Кремянский В.И. Основные формы опережающего отражения в живой природе // Вопросы философии. – 1979. - № 11.

19) Ладыгина-Котс Н.Н. Предпосылки человеческого мышления. – М., 1965.



20) Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. – Л., 1991.

21) Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. – М., 1994. 22) Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

23) Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. 24) Лобок М.А. Антропология мифа. – М., 2001. 25) Лукьянова И.Е., Овчаренко В.А. Антропология. – М., 2007.

26) Лурия А.Р. Эволюционное введение в общую психологию. – М., 1975. 27) Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

28) Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2006.

29) Палмер Д., Палмер Л. Секреты поведения homo sapiens. - СПб., 2003. 30) Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2001.

31) Поливанова Н.К. Психология возрастных кризисов. – М., 2001. 32) Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М., 2007.

33) Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – М., 2001.

34) Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства. – М., 2004.

35) Солдатова Е.Е., Лаврова Г.В. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. – М., 2004.

36) Сравнительная психология и зоопсихология. Хрестоматия / под ред. Калягиной Г.В.

– СПб., 2003.

37) Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., 2006.

38) Тих Н.А. Предыстория общества. Сравнительно-психологическое исследование. –

Л., 1970.

39) Толстых Н.А. Опыт конкретно-исторической психологии личности. – М., 2000.

40) Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 2001.

41) Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка. – М., 2004.

42) Швырков Б.В. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики.

– М., 1995.

43) Элиаде М Аспекты мифа. – М., 2005.

44) Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. - № 4.

45) Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2006. 46) Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 2000. 47) Ясперс К. Смысл истории. - М., 2001.



А-1.

А-2.


  Мотивационные психические образования  
  Задания А    
Вставьте пропущенные буквы:    
  когн.тивный д…сс.нанс    
  деф…ц…тарные потребности    
  н.дс.ту.тивная активность    
  пол…м…т…вация    
  с…ц… …л…зированность потребностей    
  г…м… …стаз    
цел…п.л…гание Зигмунд Фрейд  
     

Задания Б-7: Развитие (понятия развития, соотношение биологического и социального, роль активности, свойства) - student2.ru сам… …кту…л…зирующаася личность

г…н…р…л…зация мотива (1856-1939)  
   

Приведите в соответствие столбцы, соединив линией автора с его открытием:

К. Хорни Принцип доминанты


Э. Фромм Принцип объективации  
А. Мехрабиан Мотивация достижения и мотивация избегани  
  неудач  
Д.И. Узнадзе 10 невротических потребностей,  
   
А.А. Ухтомский призванных снизить базальную тревогу  
Д. Макклелланд основных экзистенциальных потребностей  
  тенденции в мотивации аффилиации  

А-3.Ответьте на вопросы по литературе для обязательного конспектирования

(Обуховский К. Психология влечений человека. – М., 1972 (глава 3, любая из глав 4-9))

1) Верно или нет?

а) Согласно К. Обуховскому, движущей силой поведения человека являются внешние раздражители.

б) Суть мотивационный тенденций состоит в поддержании

психофизиологического равновесия.

в) Составной частью удовлетворения потребностей является напряжение. г) Потребности – это духовные факторы личности.

2) Приведите пример, в котором было бы показано, что способы удовлетворения потребностей могут сами становиться потребностями.

3) Перечислите механизмы индивидуализации способов удовлетворения

потребностей, дайте им определение.

4) Назовите специфически человеческие потребности.



А-4.Сделайте для себя шпаргалкупо теме«Мотивационные психические

образования» в любой удобной для вас форме.

Задания Б

Задания Б-1: Мотивация (понятие мотивации, понятие активности, этапы мотивационного процесса, психофизиологическая сущность, отличия мотивации человека от мотивации животных, функции мотивации, развитие мотивации в филогенез и онтогенезе)

Б-1-1. Вставьте пропущенные слова:

Потребности являются источником _________________ личности.

Б-1-2. Вставьте пропущенные слова:

С волевой регуляцией связано такое свойство мотивации, как ____________.

Б-1-3. Вставьте пропущенные слова:

Изучение мотивации позволяет понять ________________ поведения человека.

Б-1-4. Вставьте пропущенные слова:

Филогенетически первым механизмом мотивации является

__________________.

Б-1-5. В чем различия между приведенными ниже схемами взаимосвязи

потребностей и деятельности? Какая схема отражает сущность человеческой мотивации?Почему?

1. потребность → деятельность → потребность

2. деятельность → потребность → деятельность

Б-1-6. Как связаны между собой:

1) 1) психофизиологические психические образования; 2) мотивация?

2) 1) психофизические психические образования; 2) мотивация?

Задания Б-7: Развитие (понятия развития, соотношение биологического и социального, роль активности, свойства) - student2.ru

а) б) в)    
         
 
г)   д)    
         
    1, 2    


Б-1-7. Какие возрастные и личностные особенности детей

Наши рекомендации