Обоняние (чувствительность к запахам)
Обоняние обеспечивает индивида информацией о химических взвесях в
воздухе. Обоняние играет гораздо меньшую роль в нашей жизни, чем в
жизни многих животных. В этом отношении мы подобны разве только при-
матам и птицам, которые в свое время перебрались на деревья, где другие
виды чувствительности, например, зрение, приобрели решающее значение.
Живя на земле, мы, тем не менее, не восстановили обоняние до уровня на-
земных животных. Когда речь заходит об обонянии, невольно вспомина-
ешь наших друзей — собак. Исследования показывают, что чувствитель-
ность к запахам у собак больше, чем у нас примерно в тысячу раз [Marshall,
Moulton, 1981; Cain, 1988].
Несмотря на то, что люди обладают относительно слабым обонянием,
они все-таки кое на что способны в этом смысле. Примерно двадцать лет
назад была проведена серия интересных экспериментов. Участников экс-
перимента (испытуемых) — мужчин и женщин — просили носить футбол-
ку в течение 24 часов, не снимая ее, не принимая душ и не пользуясь де-
зодорантами. Через двадцать четыре часа каждую нестиранную футболку
положили в отдельный мешок, и дали каждому испытуемому понюхать три
футболки, не глядя на них. Одна из футболок принадлежала самому испы-
туемому, другая одной из женщин-испытуемых, третья одному из мужчин-
испытуемых. Результаты показали, что три четверти участников этого эк-
сперимента были способны по запаху идентифицировать свою футболку и
правильно определить, кому принадлежала каждая из оставшихся: мужчине
или женщине [Russell, I976; McBurney, Levine, Cavanaugh, 1977].
Слух (слуховая чувствительность)
С помощью слуха индивид получает информацию о поведении удаленных
от него объектов посредством волновых колебаний среды. Основными ха-
рактеристиками звуковых волн являются амплитуда и частота. Это физичес-
кие характеристики звука. Они трансформируются при воздействии на нас
в психические (сенсорные). Грубо говоря, чем больше амплитуда звуковой
волны, тем громче нам кажется звук, чем больше его частота, тем выше
(тоньше) он нам кажется. Громкость и высота, таким образом, основные
сенсорные характеристики звука. Здоровый и достаточно молодой человек
слышит звуки в диапазоне примерно от 20 до 20 000 Гц. I гц соответствует
высоте звука, издаваемого предметом, совершающим одно колебание в се-
Глава 2. Ощущение
кунду. Ощущения громкости и высоты взаимосвязаны. Скажем, наиболь-
шая чувствительность к звуку у человека при частоте звука в 1 000 Гц.
Существует целый ряд теорий высотного слуха или восприятия часто-
ты звука. Британскому физику Рутерфорду (XIX век) принадлежит времен-
ная теория восприятия частоты. Основные положения этой теории заклю-
чаются в следующем: звук вызывает колебания слуховой мембраны, час-
тота которых равна частоте источника звука; ритм колебаний мембраны
определяет ритм нервных импульсов, идущих по слуховому нерву. Одна-
ко дальнейшие исследования показали, что максимальная частота не-
рвных импульсов, передающихся по нервному волокну, — всего лишь по-
рядка 1 000 гц, а слышать мы можем звуки гораздо большей частоты. Как?
Гельмгольцем была предложена альтернативная теория восприятия ча-
стоты, которая получила название теории местоположения. Теория осно-
вана на предположении, что нервная система интерпретирует возбужде-
ния различных участков слуховой мембраны как различные высоты (час-
тоты) звука. Например, стимуляция одних участков мембраны вызывает
ощущение высокого звука, а возбуждение рецепторов другого участка —
ощущение низкого звука. Таким образом, предполагалось, что характер
возбуждения рецепторов мембраны, общая картина ее деформации под
воздействием звуковой волны зависят от высоты звука.
Экспериментальные исследования, проведенные во второй половине
XX века, во многом подтвердили гипотезу Гельмгольца. Однако выясни-
лось, что с помощью этой гипотезы оказалось невозможным объяснить
восприятие низкочастотных звуков: при частоте ниже 50 Гц звуковая вол-
на деформирует мембрану равномерно, так, что рецепторы, расположен-
ные в различных частях мембраны, не отличаются по уровню возбуждения.
Как же тогда мы воспринимаем звуки частотой ниже 50 Гц?
Если у временной теории были проблемы с высокими звуками, то у те-
ории местоположения — с низкими. В настоящее время представляется
правдоподобным предположение о существовании двух механизмов вос-
приятия частоты: в то время как высокие частоты кодируются (трансфор-
мируются в психический образ) так, как это описано в теории местополо-
жения, низкие частоты — в соответствии с временной теорией [Green,
1976; Goldstein, 1989].
Зрительные ощущения
Зрение является основным источником информации для человека. Сетчат-
ка глаза имеет два типа рецепторов: палочки и колбочки. Палочки приспо-
соблены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-бе-
лую картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наибольшую чувствитель-
ность в условиях хорошего освещения и обеспечивают цветовое зрение. Вот
почему «ночью все кошки серы».
Наиболее интересной проблемой зрительных ощущений являются ме-
ханизмы цветового зрения. На этот счет существует множество доволь-
Виды ощущений
но сложных теорий. Мы рассмотрим лишь наиболее принципиальные
подходы.
Одним из них является трихроматическая теория цветового зрения (ина-
че говоря, трехцветовая). Она состоит в следующем. Существуют три раз-
личных типа рецепторов (колбочек), ответственных за цветовое зрение.
Каждый из них обладает чувствительностью в широком диапазоне длины
световой волны (длина световой волны связана с ощущением того или ино-
го цвета), но в то же время разные типы колбочек специализируются на
восприятии определенных цветов (синего, зеленого или красного): одни
обладают наилучшей чувствительностью в одной части диапазона длины
волны, другие — в другой его части, третьи — в третьей. Свет определен-
ной длины волны стимулирует каждую из трех групп рецепторов в неоди-
наковой степени. Соотношение возбуждения в этих рецепторах (или пат-
терны возбуждения — картина, сочетание, соотношение возбуждений) дает
ощущение различных цветов и отттенков. К сожалению, трихроматичес-
кая теория не объясняет многих экспериментально полученных фактов из
области цветового зрения.
Существует и альтернативная концепция — теория оппонентного цве-
та. С точки зрения сторонников этой теории, зрительная система состоит
из двух типов чувствительных к цвету элементов. Один тип реагирует на
красную или зеленую часть спектра, другой — на синюю или желтую.
Каждый элемент отвечает на внешнее воздействие таким образом, что
если воспользоваться аналогией с чашей весов, то один из двух оппонент-
ных цветов может или перевешивать другой или находиться с ним в рав-
ном положении. Скажем, в паре синий—желтый перевешивает синий, а в
паре красный—зеленый — красный. Что мы будем видеть? Смесь красно-
го и синего, т. е. фиолетовый цвет. Если одна из пар сбалансированна, а
другая нет, мы будем видеть один из чистых цветов. Если обе пары цветов
между собой сбалансированны, то мы не будем видеть никакого цвета.
Две рассмотренные теории конкурируют между собой более 50 лет. Каж-
дая из них хорошо объясняет одни факты и плохо — другие. В силу этого
неоднократно предпринимались попытки примирить эти концепции и,
подобно тому как это происходило с теориями высотного слуха, создать
некоторую общую теорию, включающую в себя в качестве частных случа-
ев обе классические концепции.
Для более подробного знакомства с проблемами ощущений можно по-
рекомендовать работы Бардина [1976], Бардина и Индлина [1993], Гусева,
Измайлова и Михалевской [1997J, Забродина и Лебедева [1977], Заброди-
на, Фришман и Шляхтина [1981], Игана [1983], Светса, Таннера и Берд-
солла [1964], Стивенса [I960].
Глава 2. Ощущение
Литература
Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы.
М.: Наука, 1976.
Бардин К.В., Индлин Ю.А. Начала субъективной психофизики. М.: ИП РАН,
1993.
Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Общепсихологический практикум:
Измерения в психологии. М.: Смысл, 1997.
Забродин Ю. М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М.: Наука,
1977.
Забродин Ю.М., Фришман Е.З., Шляхтин Г.С. Особенности решения человеком
сенсорных задач. М.: Наука, 1981.
Иган Дж. Теория обнаружения сигнала и анализ рабочих характеристик. М.:
Наука, 1983.
Свете Дж., Таннер В., Бердсолл Т. Статистическая теория решений и восприя-
тие // Инженерная психология / Под ред. Д.Ю. Панова, В.П. Зинченко. М.:
Прогресс, 1964. С. 269-335.
Скотникова И.Г. Психология сенсорных процессов. Психофизика// Современ-
ная психология: Справочное руководство. Под. ред. В.Н. Дружинина. М.:
Инфра-М, 1999.
Стивене С. Математика, измерение и психофизика // Экспериментальная пси-
хология / Под ред. С. Стивенса. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. Т. 1. С. 19—99.
Cain W.S. Olfaction// R.C. Atkinson, R.J. Herrnstein, G. Lindaey, R. D. Luce (Eds.)
Stevens' handbook of experimental psychology: Vol. 1. Perception and motivation.
rev. ed. 1988. P. 409-459.
Goldstein E.B. Sensation and perception. 3rd ed. Belmont, Calif: Wadsworth, 1989.
Green D.M., SwetsJ.A. signal detection theory and psychophysics. N.Y.: Wiley, 1966.
Green D.M. An introduction to hearing. N.Y.: Academic Press, 1976.
KuhlJ. Motivational and functional helplessness: The moderating effect of state versus
action orientation. Journal of Personality and Social Psychology. 1981. Vol. 40.
P. 155-170.
Kuhl J. The expectancy-value approach in the theory of social motivation: Elabora-
tions, extensions, critique // NT. Feather (Ed.) Expectations and actions: Expec-
tancy-value models in psychology. N.Y.: Hillsdale, 1982.
Marshall D.A., Moulton D.G Olfactory sensitivity in humans and dogs // Chemical
Senses. 1981. Vol. P. 53-61.
McBurney D.H., Levine J.M., Cavanaugh P.H. Psychophysical and social ratings of human
body odor. Personality and Social Psychology Bulletin. 1977. Vol. 3. P. 135—138.
Melzack R. The puzzle of pain. N.Y.: Basic Books, 1973.
Russell M.J. Human olfactory communication. Nature. 1976. Vol. 260. P. 520—522.
Sternbach R.A. Congenital insensitivity to pain: A review // Psychological Bulletin.
1963. Vol. 60. P. 252-264.
Глава 3
Восприятие
Восприятие, или перцепция — это процесс обработки сенсорной информации,
результатом которой является интерпретация окружающего нас мира как со-
вокупности предметов и событий.
Выделение двух стадий обработки информации — сенсорных и перцеп-
тивых процессов (ощущений и восприятия) — во многом является абстрак-
цией. Трудно отделить их друг от друга, как последовательные действия те-
атрального спектакля. Если мы находимся в нормальном состоянии, то,
идя по ночной улице, мы воспринимаем здания, тротуар, фонари и автомо-
били, а не просто ощущаем шорохи, блики и вибрации. Перцептивная об-
работка информации не просто следует за сенсорной с крайне малым вре-
менным интервалом, эти процессы могут идти параллельно, а зачастую
интерпретация первичной информации опережает собственно сенсорную
обработку. Наш опыт позволяет нам формировать ожидания, касающиеся
явлений внешнего мира: ощущения от движущегося источника звука и света
дают нам возможность предвосхищать появление автомобиля, раскатистые
звуки в небесах — грозу и ливень.