ГЛАВА 2. РЕАЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ – ВИРТУАЛЬНАЯ

РЕАЛЬНОСТЬ ЭПОХИ АНТИЧНОСТИ..................................................... 165

2.2.1.Девиртуализация реальности телесности людей эпохи античности. Возникновение виртуальной реальности сознания 165

Что такое античность? В чем проявился социальный характер сознания в период античности? Как развивалось сознание? Почему сознание древнего грека имеет диалогический характер и почему сознание древнего египтянина сохранило архаический характер и законы партиципации? От чего зависит психический склад человека в эпоху античности?

2.2.2. Психологические воззрения в период античности: компаративистский анализ…........................ ………………………………………………..………………….172

Общий очерк развития античной психологической мысли. Воззрения на природу психического. Психологические воззрения в эпоху эллинизма. Проблемы нравственного поведения и воспитания. Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет). Ментальная карта эпохи античности. Этапы становления и развития представлений о категориях психологии.

ГЛАВА 3. РЕАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ – ВИРТУАЛЬНАЯ

РЕАЛЬНОСТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.............................................................. 200

2.3.1.Девиртуализация реальности сознания людей эпохи Средневековья. Основной виртуальный конфликт в эпоху Средневековья……………200

Какая реальность появилась в эпоху Средневековья в качестве виртуальной? В чем источник формирования новой виртуальной реальности – реальности личности? Как именно возникла реальность личности? Специфика эмоциональной сферы человека эпохи Средневековья. Типы религиозной жизни.

2.3.2. Развитие психологии в средневековый период…….... ………...…213

Персоналии эпохи Средневековья. Патристика (IX-XI вв.). Ранняя схоластика (IX-XΙΙ вв.)‏Концептуализм – направление схоластической философии. Средняя схоластика (XII-XΙV вв.). Поздняя схоластика (XΙV-XV вв.). Мистицизм. Исихазм. Экземпляризм. Ментальная карта эпохи Средневековья по Грегори Бейтсону. Психологические идеи в арабском мире. Томизм. Материалистические тенденции в средневековой науке о душе. Идеи Фомы Аквинского. Ментальные шпрунги эпохи Средневековья.

ГЛАВА 4. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ ПЕРЕЛОМНЫЙ

МОМЕНТ В ВИРТОЛЮЦИИ ФИЛОГЕНЕЗА И ОНТОГЕНЕЗА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА …................................................................................ …….………………………..233

2.4.1. Общая характеристика эпохи Возрождения….. ………………….233

Направления эпохи возрождения. Ментальные шпрунги. Временная ось персоналий эпохи Возрождения и Просвещения. Основные философские направления и их характеристика.

2.4.2. Персоналии эпохи Возрождения..................................................... 236

Психологические идеи эпохи просвещения. Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII в. Психологические идеи немецкой классической философии конца XVIII – первой половине XIX. Психологическая мысль эпохи просвещения.

ГЛАВА 5. РЕАЛЬНОСТЬ ВОЛИ – ВИРТУАЛЬНАЯ

РЕАЛЬНОСТЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ........................................................... 246

2.5.1.Общая характеристика эпохи Просвещения.................................... 246

Как возникла новая виртуальная реальность – реальность воли? Причины и условия появления новой виртуальной реальности – воли? Традиционные и техногенные цивилизации.

2.5.2. Психологические идеи эпохи Просвещения.................................... 249

2.5.3. Психологическая мысль в России в XVIII в.................................. 266

2.5.4. Возвращение к миру реальностей телесности, сознания

и личности.................................................................................................... 269

2.5.5. Ментальная карта людей Нового времени...................................... 284

Характеристика ментальной карты человека техногенного общества. Характеристика ментальной карты человека родового общества в техногенном мире.

ГЛАВА 6. РЕАЛЬНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО ЧЕЛОВЕКА –

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ НОВЕЙШЕГО

ВРЕМЕНИ........................................................................................................... 288

2.6.1.Девиртуализация реальности воли................................................... 288

Что стало условием появления новой виртуальной реальности – внутреннего человека? Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса.

2.6.2. Основные научные психологические школы и направления

эпохи Новейшего времени.................................................................................. 296

Экспериментальная психология. Психоанализ. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Гуманистическая психология. Экзистенциальная психология. Генетическая психология. Когнитивная психология. Перинатальная психология. Позитивная психология. Психология здоровья. Соционика. Трансперсональная психология. Биоэнергетический анализ. Прагматизм. Духовная психология. Виртуальная психология. Психология души Этнофункциональная психология. Нейролингвистическое программирование.

2.6.3. Современное состояние и перспективы развития

психологической науки в России........................................................................ 347

Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологической науки Психология России в XIX — начале XX вв. Советская психология. Психологическая теория отношений. Становление экспериментальной психологии в России. Российская психология в условиях деидеологизации науки.

2.6.4. Современное состояние психологической науки............................ 363

2.6.5. Современные тенденции развития психологии............................... 371

2.6.6. Ментальные шпрунги Новейшего времени. Ментальная карта

человека Новейшего времени............................................................................. 384

ГЛОССАРИЙ............................................................................................ 394

БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………430

ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние в социально-гуманитарном познании характеризуется рассогласованностью и эклектичностью на уровне научных подходов. В настоящее время существует ряд концептуальных подходов в контексте социально-исторического познания: формационный подход, цивилизационный подход, теоцентрический подход, антропосинергетический подход, энергоинформационный подход, креационный подход, аксиологический подход, антропоцентрированный подход, экзистенциально-гуманистический подход.

Однако, следует подчеркнуть, что отдельные теории не нашли своего отражения в доминирующих в определенный исторический период базовых типах научной рациональности. К ним можно отнести теорию К.Юнга и теорию пассионарности Л.Н.Гумилева.

Названные теории рассматривали бытие человека на уровнях, которые не были адекватно осмыслены и применены в сферах активного научного поиска. Несмотря на то, что они имели признание и к ним проявляли большой интерес в среде ученых, они так и не нашли практической реализации.

В большинстве существующих научных подходов рассматривается один уровень, на котором протекает человеческое бытие с претензией на унифицированный характер. Этот ориентир в научном познании, на наш взгляд, не вполне адекватен их теоретическим возможностям. Они имеют разную степень унифицированности в соответствии с принадлежностью к исторически сложившимся типам научной рациональности: классический, неклассический, постнеклассический. (В.С. Степин, 2000).

Любой научный подход в историко-психологическом познании, базирующийся на моноонтичной парадигме, может рассматривать историю только изнутри, с точки зрения одной реальности, и только в ее внутренней логике, внутренних причин и факторов, влияющих на исторические события. Поэтому чаще всего просто не видит, либо приуменьшает значение всех остальных факторов и процессов, относящихся к другим реальностям, протекающих во внутренней логике законов существования других реальностей, внешних по отношению к этой конкретной реальности. В результате этого смысл и в целом интерпретация исторических событий искажается, теряя логику.

В связи с этим остается актуальным вопрос о разработке исторического подхода на основе полионтичной парадигмы, в центре которого находился бы и предметом, которого являлся бы человек (человеческое общество) в его развитии во времени, то есть рассматриваемый снаружи реальностей. Так же крайне важно рассмотрение исторического процесса изнутри каждой реальности, каждого уровня человеческого бытия с точки зрения человека того времени, так как он это видел и понимал, во внутренней логике реальностей его времени.

Мы полагаем, что можно понять человека, его поступки и действия, реконструируя его внутренние и внешние реальности, коллективные виртуальные миры, что в свою очередь позволит оценить его действия, зная законы существования виртуальных и не виртуальных реальностей. Благодаря полионтичной парадигме, виртуальный подход обладает многократно более высокой разрешающей силой, чем любой другой моноонтичный научный подход.

Методология виртуального подхода в социально – историческом познании, как система принципов и способов организации построения теоретической и практической деятельности в историко-психологическом познании, может позволить организовать историческое познание на всех уровнях: от научного подхода до конкретных исследовательских методик.

Драматизм многих социально-культурных явлений имеет корни в продолжающемся процессе отделения реальности и соби отдельного человека от родовых, этнических и социальных собей.

Анализ новых социально-политических событий, внедрение компьютеров в жизнь человека, появление новых видов коммуникаций, нарождающееся кибер-простанство, глобализация, техногенные катастрофы, болезни цивилизации, увеличение числа психологических проблем, применение негуманно-ориентированных технологий в образовательной практике, кризис профессионального здоровья личности, социально и экономически необоснованное снижение демографических показателей и показателей репродуктивного здоровья во многих странах, невозможность реализации личностного и креативного потенциала человека в XXI веке дает нам основание считать, что налицо новый виртуальный конфликт, пронизывающий все сферы жизнедеятельности человека на все уровнях его бытия.

В этой связи, в ближайшее время следует ожидать нового пассионарного толчка, для разрешения нового виртуального конфликта и появление новой, пока неведомой миру виртуальной реальности.

Резюмируя вышеизложенное, к основным положениям научной новизны нашего исследования необходимо отнести следующие:

– впервые в историко-психологическом познании применен научный подход, базирующийся на полионтичной парадигме, что позволило поставить в центр научного исследования (на методологическом уровне) самого человека, и человеческое общество в процессе его развития во времени.

– произведена методологическая классификация существующих научных подходов в историко-психологическом познании и полученных с их помощью результатов, что позволило установить дефицитные уровни бытия человека и общества, определить методологические (и методические) пути решения задачи познания (реконструкции) этих неисследованных уровней человеческого бытия.

– предпринята попытка реконструкции всей совокупности реальностей индивидуальных, родовых, социальных и этнических собей, их виртуальных миров с опорой на фактический материал исторической науки, что позволило определить закономерности динамики развития и движения реальностей человечества от родового к этническому, от этнического к социальному, от социального к индивидуальному началу.

– реконструирована логика поступков людей и общностей прошлого не только с точки зрения современности, но и в логике их собственного времени, что позволило отчасти решить проблему исторического анахронизма – навязывания людям исторического прошлого логики свойственной людям современности.

Необходимо отметить, что новизна данной работы состоит и в принципиально новом понимании закономерностей развития человечества в целом, нахождении преемственности между полионтизмом мира, полиреальностью человечества и рефлексивностью этой преемственности.

Предлагаемый нами подход позволяет устранить существующий разрыв между теорией и практикой в психологии (теория в психологии – моноонтична, а практика – полионтична), а также концептуализировать современные психологические практики и осуществить метатеоретическую функцию к существующим научным историко-психологическим подходам. Кроме того, на основе этого подхода возможна реконструкция динамики психологических виртуальных реальностей прошлых эпох, что даст возможность современному человеку ощутить себя наследником всех эпох и осознать отличительные особенности нынешнего человека, в сравнении с ментальностью человека других эпох. Это будет способствовать правильному пониманию своей миссии как человека новой формации и адекватно оценивать актуальные проблемы современности.

Наши рекомендации