Мотивация познавательной деятельности
Познавательная деятельность характеризуется целями и мо-тивами. Цели познавательной деятельности могут быть самыми разнообразными. Это, прежде всего, познание нового, неизвестно-го, установление связи неизвестного с известным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных при-емов и способов в деятельности необходимость решить практичес-кую или интеллектуальную задачу.
Мотивами познавательной деятельности могут являться раз-нообразные психические состояния, побуждающие человека получить информацию о внешнем мире и о самом себе. К таким по-буждениям относится стремление исследователь окружающую сре-ду, желание удовлетворить любопытство и любознательность, про-явить пытливость, интерес и увлеченность, реализовать когнитив-ную установку.
От мотивов зависит возникновение, избирательность, на-правленность, продолжительность и устойчивость познаватель-ной деятельности. Существуют специфические и неспецифичес-кие мотивы познавательной деятельности. К специфическим мо-тивам относят внутренне обусловленные побуждения, такие как любознательность, пытливость, увлеченность и т.д. К неспеци-фическим относят все побуждения, вызванные внешними причи-нами, такими как требования других людей, стремление заслу-жить их похвалу, желание занять высокий статус в группе и т.д.
Человек, являясь сознательным существом, всегда стремится понять и объяснить свои действия и поступки, в том числе совер-шаемые в когнитивном плане. Такое стремление найти причины поведения, объяснить их и предсказать дальнейшее поведение по-лучило название в психологии “каузальной атрибуции”. В одном случае человек ищет причины результативности познавательной деятельности во внешних обстоятельствах и тогда они имеют вне-шний, экстернальный источник своего происхождения. В другом случае этот источник находится в самом человеке и имеет тогда
внутренний, интернальный характер.
Большое влияние на результативность познавательной дея-тельности имеет мотивация достижения успеха и мотивация пред-видения неудачи. Люди, с мотивацией на успех, всегда проявля-ют стремление во что бы то ни стало достигнуть конгитивной цели. Для этого они мобилизуют все свои ресурсы, проявляя боль-шие волевые усилия и максимум внимания в познавательной де-ятельности. Лица, с мотивацией на неудачу, не столько думают о том, чтобы добиться успеха, а о том, чтобы избежать неудачи. Они часто не уверены в себе, боятся критики, испытывают от-рицательные эмоции к деятельности.
Среди причин, способствующих успеху или вызывающих неудачу в познавательной деятельности, можно выделить как внешние, так и внутренние факторы. К внешним относятся: слож-ность познавательной деятельности и стечение обстоятельств, к внутренним: старание получить высокие результаты и наличие познавательных способностей.
Мотивы познавательной деятельности могут осознаваться и не осознаваться. Так, увлеченность процессом познания и когнитивные установки, как правило, не осознаются. Зато любознательность, пыт-ливость, заинтересованность всегда осознаются. Особенно большое значение для стимуляции познавательной деятельности имеет позна-вательный интерес.
Познавательный интерес представляет собой особое эмо-ционально окрашенное психическое состояние человека, кото-рое побуждает его активно изучать окружающий мир и самого себя. При наличии интереса процесс познания становится при-влекательным и плодотворным. Он захватывает человека це-ликом и делает его жизнь осмысленной и целенаправленной.
Познавательный интерес может быть непосредственным и опосредствованным. Непосредственный интерес вызывается эмо-циональной привлекательностью объекта, что побуждает чело-века вступить с ним в контакт и обследовать его: ощупать, рас-смотреть, воздействовать на него другими объектами, совершить с ним умственные действия и т. д. Опосредствованный интерес проявляется не к самому объекту, а к результатам познаватель-ной деятельности. Сам объект может быть непривлекательным для субъекта, но он должен изучить его, чтобы найти ответы на возникшие вопросы или решить какую-либо проблему, связан-ную с этим объектом, придумать новые приемы взаимодействия
с ним, найти новые способы его применения и т.д.
Познавательные интересы характеризуются широтой, глу-биной и устойчивостью. Широта интересов является показате-лем стремления человека заниматься разнообразными видами по-знавательной деятельности, приобретать знания по различным областям науки, техники, искусства. Глубина интересов свиде-тельствует о наличии у человека желания познавать объекты глу-боко и всесторонне, изучить их внутренние существенные свой-ства, решить какую-то сложную проблему, создать какую-либо сложную конструкцию. Устойчивость интересов проявляется в длительном сохранении желания заниматься познавательной деятель-ностью в определенной области. Иногда люди посвящают всю свою жизнь изучению одного какого-либо объекта, доказательству выд-винутой ими гипотезы, изобретению нового прибора или аппарата.
Все эти особенности познавательных интересов могут проявляться отдельно, сами по себе, а могут быть и взаимо-связаны между собой. Например, широта интересов может быть связана с глубиной и устойчивостью. В этом случае человек может достигнуть выдающихся результатов в познавательной дея-тельности, иметь разносторонние, глубокие знания в различных об-ластях науки. И, наоборот, человек, имеющий широкие, но неглубо-кие и неустойчивые интересы, часто имеет неглубокие знания и является дилетантом в области той науки, которой он занимается.
Когнитивный интерес характеризуется большой динамичнос-тью. Он может повышаться или понижаться. У личностей, настро-енных на успех в познавательной деятельности, в случае неудачи интерес к ней возрастает, а у людей ориентированных на неудачу -падает.
Большое значение в познавательной деятельности имеет пред-ставление человека о своих способностях. У лиц, имеющих высо-кое мнение о наличии у них способностей, в случае неудачи инте-рес к познавательной деятельности не уменьшается, тогда как у людей, считающих, что у них нет способностей, он падает.
Определенное влияние на познавательный интерес имеет по-явление у личности чувства когнитивной беспомощности. Под влиянием этого чувства интерес к познавательной деятельнос-ти снижается, а иногда и вообще исчезает. Причинами появле-ния когнитивной беспомощности могут быть, в одном случае, неоправданное занижение способностей, в другом случае - нега-
тивная оценка авторитетными взрослыми людьми результатов деятель-ности.