Потребность связать оценочные суждения с другими психологическими процессами

Кросс-культурные исследования, касающиеся выражения эмоций, на сегодняшний день главным образом рассматривали суждения об эмоциях в вакууме, изучая их в отрыве от других психологических процессов. Будущие исследования должны изу­чать вынесение суждений, касающихся эмоций, в связи с другими психологиче­скими процессами, такими как нормы проявления эмоций, выражение эмоций, формирование стереотипов и категорий, восприятие личности, социальное познание, функция мозга и т. п. Несмотря на то что некоторые исследователи занимались изу­чением взаимосвязи между выражением и восприятием эмоций одними и теми же индивидами в США (например, Lanzetta & Kleck, 1970; Р. К. Levy, 1964; Zuckerman, Hall, DeFrank & Rosenthal, 1979), я не слышал об исследовании, в котором такая взаимосвязь исследовалась бы в кросс-культурном аспекте. Кроме того, принимая во внимание важную роль, которую процессы оценки эмоций могут играть в восприятии личности, следует провести кросс-культурные исследования, посвя­щенные рассмотрению взаимосвязи между оценкой эмоций и другими видами оценочных суждений, в особенности в связи с взаимопроникновением культур и связанными с этим моментами взаимодействия (например, формированием сте­реотипов и т. д.).

Исследования процессов, происходящих в мозге в ходе распознавания эмоций, для будущего представляют особый интерес. Если выражение эмоций носит уни­версальный характер, можно предположить существование определенных мозго­вых процессов, которые также не зависят от культуры. Исследовательская работа такого рода нам еще предстоит. Изучение мозговых коррелятов распознавания мимических выражений имеет долгую историю в неврологии (например, Вгцуег, 1979; Levine, Banish & Koch-Weser, 1988; Ley & Bryden, 1979), и последние иссле­дования показали наличие зон мозга, которые связаны с распознаванием лиц (Bruce & Humphreys, 1994; Farah, 1996; Nachson, 1995). Другие новейшие исследо­вания также говорят о том, что распознавание мимического выражения эмоций может быть локализовано более точно (например, Streit et al., 1999). Интеграция исследований в этом направлении со сведениями и методикой, связанными с вы­ражением эмоций универсального характера, могут еще больше расширить наши знания.

Б концептуальном отношении важно также связать исследования оценочных суждений, касающихся эмоций, с другими областями психологии. Многие направ­ления исследований в психологии оторваны друг от друга. В результате нам гораздо меньше известно о том, как оценка эмоций связана с другими психологическими процессами живой, цельной, интегрированной личности, чем о том, как подобная оценка происходит в условиях искусственно созданного вакуума. Нам предстоит вновь собрать Шалтай-Болтая из кусков, на которые он распался. Поскольку про­цесс оценки эмоций является одним из важных фундаментальных процессов, ло­гично предположить, что он тесно связан со многими другими психологическими процессами. В будущем нам предстоит выявить эти связи и найти в них черты куль­турного сходства и различия.

Резюме

Разумеется, есть много других идей, заслуживающих самого пристального внима­ния. Называя некоторые из них, я не только предлагаю темы будущих исследова­ний, но и пытаюсь побудить всех, кто занимается изучением культуры и эмоций, к более широкому видению проблем, не загонять себя в узкие рамки однобоких подходов, как часто происходит, когда мы занимаемся исследованиями в одной из областей психологии. Если мы пойдем таким путем, мы сможем решить важные вопросы, касающиеся не только исследуемых областей, но и связей между отдель­ными областями. И вряд ли мы будем в состоянии сделать это, если не будем рабо­тать, не поднимая головы.

Заключение

Уже более 30 лет кросс-культурные исследования играют центральную роль в до­казательстве универсальности и культурной специфичности выражения и воспри­ятия эмоций. Эти исследования оказали огромное влияние не только на изучение эмоций, но и на психологию в целом, поскольку панкультурное выражение и вос­приятие эмоций стало рассматриваться как фундаментальный и универсальный аспект психологического функционирования человека. Кросс-культурные дан­ные в этой области служат отправной точкой для новых направлений исследова­ния, связанных с эмоциями в других областях психологии, и значительная часть имеющейся на сегодняшний день информации о связи эмоций с развитием, кли­нической работой, социальным взаимодействием, личностью и т. п., берет свое на­чало в первых исследованиях универсальности. Исследование эмоций получило должное признание в традиционной психологии, существуют программы подго­товки специалистов с докторской степенью и без нее, которые ориентированы на это важное направление исследований.

Следующие 20 лет обещают стать еще более волнующей эпохой для исследова­ний культуры и эмоций. Тут и там во всем мире появляются интересные програм­мы во всех областях психологии. Разрабатываются новые методологии представ­ления культуры как психологического конструкта на индивидуальном уровне, а также способы точной оценки моментальных изменений, которые происходят в нашем мозгу и теле, когда мы испытываем или воспринимаем эмоции. В совокуп­ности эти усилия в будущем приведут к тому, что мы больше узнаем о взаимосвя­зи культуры и физиологии эмоций, нормах проявления и декодирования эмоций, их восприятии, и отражении самой культуры на уровне мозга. Кроме того, в насто­ящее время проводятся исследования, которые проливают свет на характер соци­ального значения эмоций в разных культурах (например, Kitayama, Marlftis & Matsumoto, 1995; ср. Kemper, 1978) и свойственный разным культурам вклад эмо­ций и других факторов в социальное взаимодействие. В частности, в настоящее время систематически изучается роль эмоций и их восприятия в процессе меж­культурного взаимодействия и адаптации, и предварительные данные говорят о том, что эти моменты являются ключевыми для успешной жизни, работы и игры в новой культурной среде (например, Bennett, 1993; Gudykunst et al, 1996; Matsumoto,

Le-Rouxetal., 1999). Будущие исследователи также должны принять во внимание вклад этнической психологии и других наук, которые могут способствовать разра­ботке более всеобъемлющих теорий, касающихся норм проявления и декодирова­ния эмоций.

Эмоции — одна из наиболее волнующих областей исследования в психологии. Они имеют центральное значение для понимания нами людей во всем мире. Не­смотря на то что мы испытываем те же эмоции, что приматы и другие более прими­тивные животные, все же они остаются одним из самых привлекательных человече­ских качеств, и, вне всяких сомнений, благодаря будущим исследованиям, удастся лучше понять их место в нашей жизни. И безусловно, ведущая роль в выполнении этой задачи будет принадлежать кросс-культурным исследованиям.

ГЛАВА 11

Гендер и культура

Дебора Бестп и Джон Уильяме

Все культуры мира неизбежно имеют дело с разделением труда между пола­ми. Множество исследований и дискуссий было посвящено тому, каким имен­но образом осуществляется это разделение. Как и культура, признание и по­нимание различий, связанных с полом, и, безусловно, сходства между полами, сыграло огромную роль в формировании современного психологического зна­ния. Обильным источником сведений по этому вопросу являются исследования по кросс-культурной психологии и антропологии; они касаются взаимосвязи культуры и гендерных различий, о которой и пойдет речь в рассматриваемой работе.

Вест и Уильяме дают в ней исчерпывающее представление о текущем со­стоянии знания, связанного с проблемами культуры и гендера. После опреде­ления ключевых понятий они рассматривают исследования, в том числе соб­ственные, по вопросам гендера на уровне взрослого индивида и касаются поло-ролевой идеологии, гендерных стереотипов и Я-концепций. Затем они говорят об исследованиях, связанных с отношениями между мужчинами и жен­щинами, затрагивающих проблемы предпочтений при выборе партнера, люб­ви и близости, домогательств и изнасилования, а также ценностей, связанных с работой. Используя эти данные в качестве отправной точки, они обсуждают различные факторы, которые могут оказывать влияние на формирование ген­дерных различий, в том числе биологический детерминизм, социально-биоло­гические факторы, половой диморфизм, воздействие со стороны культуры и практики социализации.

Вести Уильяме также дают обзор современных исследований .рассматрива­ющих гендерные различия с точки зрения четырех психологических конструктов: воспитания, агрессии, близости к взрослым и чувства собственного достоин­ства. Затем они подробно анализируют факторы, которые влияют на форми­рование различий на уровне культуры, говорят о ролях и стереотипах, связан­ных с полом, о теории ориентированного на половую принадлежность науче­ния, о культурных практиках, определяющих поведение мужчин и женщин. Представленное ими переплетение факторов социального, психологического, культурного, политического, исторического и экономического характера позво­ляет понять глубину и сложность гендерных различий в разных культурах.

Каким образом, принимая во внимание огромное количество научных обла -стей, изучавших проблемы гендера, и достаточно сложную взаимосвязь фак-

торов, повлиявших на его онтогенез, будущие исследования могут помочь раз­работке таких моделей, которые обеспечили бы нам возможность понимания механизма формирования социальных различий между мужчинами и женщи­нами? Вести Уильяме считают, что необходимо совершенствование теории и методов изучения гендера и культуры. В частности, предшествующие теории гендера, имеющие упрощенческий характер, должны принять во внимание все многообразие существующих факторов, признав сложность проблем, связан­ных с тендером и обстоятельств, которые влияют на эти проблемы в разных культурах и в разных социокультурных системах. Включение новых и известных методов исследования, используемых другими направлениями психологии, таких как пятифакторная модель личности (психология личности) или семанти­ческий дифференциал (психокультурная лингвистика), также может иметь зна­чение для более глубокого понимания проблем культуры и гендера. Совершен­ствование нашего понимания самой культуры обещает стать ключом к более глубокому пониманию ее влияния на гендерные различия, в особенности в свя­зи с дальнейшей контекстуализацией культуры и психологии. Самое присталь­ное внимание следует уделить проведению лонгитюдных гендерных исследо­ваний.

Предложения Вест и Уильямса по будущим исследованиям возвращаются к той же идее, о которой говорят и другие авторы этой книги. Для того чтобы пси­хология представляла собой единое целое, необходима интеграция теорий и методов разных отраслей психологии, которые на сегодняшний день зачастую оторваны друг от друга. При этом интеграция не должна ограничиваться одной лишь психологией; Бест и Уильяме говорят о том, что есть чему поучиться друг у друга психологам и антропологам, и эта мысль также созвучна идеям, кото­рые высказываются многими авторами этой книги. Исследования будущего должны коренным образом отличаться от исследований прошлого, включая на­ведение мостов между культурной и кросс-культурной психологией, поскольку это даст возможность продолжать развитие знаний в данной области культуры и психологии. Хотя Бест и Уильяме полагают, что проблематику гендера и куль­туры вполне разумно рассматривать с точки зрения панкультурных моделей, они отдают себе отчет в недостатке соответствующих теорий в данной облас­ти и в том удивительном факте, что значительная часть кросс-культурных ген­дерных исследований не имеет теоретической базы. Однако представленные здесь идеи обещают отчасти улучшить положение.

Когда путешествуешь по разным странам, бросается в глаза, что невоторые об­щества акцентируют различия между мужчинами и женщинами, в то время как Другие общества проявляют к этому куда меньший интерес. Подчеркивание раз­личий между полами заставляет предполагать, что пол должен представлять собой важную детерминанту поведения человека. При этом важно не забывать,"что ана­томически и физиологически мужчины и женщины имеют куда больше сходства, чем различий. Следовательно, в основном они вполне могут заменить друг Друга в определенной социальной роли или равным образом способны на одинаковое

поведение, с одним лишь важным исключением — способности женщины к дето­рождению. Читатель будет удивлен, но, как показал обзор последних кросс-куль­турных тендерных исследований, пол как социальный фактор оказывает весьма малое влияние на широкий круг психологических характеристик в различных культурных группах.

Эта глава рассматривает тендер в кросс-культурном контексте; изложение идет от индивидуального уровня к уровню культуры в целом и затрагивает такие темы, как половые роли и стереотипы, отношения между мужчинами и женщинами, роли, предписываемые биологией и социализацией, и теории формирования тен­дерных ролей. Основное внимание уделяется областям возрастной и социальной психологии, а также психологии личности, которые касаются вопроса о том, как воспринимают мужчины и женщины сами себя и друг друга, а также манеры, в которой осуществляется их взаимодействие. Прежде чем приступить к обзору литературы, мы определим некоторые базовые понятия, имеющие отношение к теме, чтобы избежать терминологической путаницы.

Определение понятий

• Пол определяет анатомические и физиологические различия между мужчи­нами и женщинами и связь этих различий с деторождением.

• Гендер также используется для определения отличительных особенностей мужчин и женщин, однако с акцентом в первую очередь на социальных, а не на биологических факторах.

• Гендерные роли — социальные роли, в различных видах семейной и профес­сиональной деятельности и также досуга, которыми мужчины и женщины за­нимаются неодинаково.

• Поло-ролевая идеология определяет установки, касающиеся адекватных отно­шений между полами, и варьируется от традиционного антифеминистского подхода, предполагающего доминирование мужского пола до современного или эгалитарного подхода.-

• Половые стереотипы — психологические характеристики и поведение, кото­рые считают присущими в большей степени представителям одного из полов, (например, мужчины более «агрессивны», женщины более «эмоциональны»). Стереотипы способствуют усвоению половых ролей и могут служить моде­лями социализации для детей.

• Маскулинностъ/фемининностъ (М/Ф) представляет степень, в которой са­мовосприятие мужчин и женщин включает характеристики, которые в их культуре рассматриваются как свойственные мужчинам или женщинам.

Имея в виду эти дефиниции, теперь мы перейдем к личности и роли тендера в кросс-культурном контексте. Кросс-культурные тендерные исследования ставят два вопроса: о степени, до которой психологические процессы и поведение явля­ются относительно инвариантными в разных культурах, и о том, каким образом они могут различаться под влиянием культурных факторов.

Наши рекомендации