Тема 1.2. Психологические основы юридической деятельности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По самостоятельной работе студентов

И проведению семинарских занятий

Дисциплина: «Юридическая психология»

Направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция»

Квалификация выпускника: бакалавр

Ростов-на-Дону

Автор:

Л.И. Полтавцева, профессор кафедры уголовного процесса

и криминалистики, доктор юридических наук,

кандидат психологических наук, профессор

Ответственный за выпуск

А.А. Подопригора, заведующий кафедрой уголовного процесса

и криминалистики Ростовского филиала

Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент

Рецензенты:

В.И. Игнашин, старший преподаватель кафедры уголовного процесса

и криминалистики Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент;

Г.С. Помаз, профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права ФКГОУ ВПО «РЮИ МВД России»,

кандидат психологических наук, доцент

© Российская таможенная академия

Ростовский филиал, 2012

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Раздел (модуль) 1. Теоретико-методологические основы юридической психологии

Тема 1.1.Предмет, система и задачи юридической психологии

I. Задания для самостоятельной работы

1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме.

2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия.

3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы.

II. План семинарского занятия

(форма обучения очная)

1. Предмет, объект и методы психологии. Место пси­хологии в системе наук.

2. История возникновения и развития юридической психологии.

3. Место юридической психологии в системе научного знания.

4. Генезис представлений об объекте и предмете юридической психологии и их современное понимание.

5. Задачи и методы юридической психологии.

6. Система юридической психологии (криминальная и превентивная психология; психология следственной деятельности и судебного разбирательства; пенитенциарная психология и т.д.) и тенденции ее развития.

7. Роль психологии в научном обеспечении юридической деятельности.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

На основе учебной литературы рассмотрите предмет юридической психологии и ее место в системе психологической науки. Обратите внимание на характеристику основных этапов формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Определите роль и значение потребностей юридической практики в развитии предмета юридической психологии.

Рассмотрите содержание, систему юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины.

Следует составить ясное впечатление о тех факторах, вследствие которых повышается роль юридической психологии в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.

Рассмотрите методологические, естественно-научные и правовые основы юридической психологии, ее связь с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией, с судебной психиатрией.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература:

1. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник. - СПб: Питер, 2008. - 624с.

2. Еникеев, М. И. Юридическая психология : учебник / М. И. Еникеев. - М. : НОРМА, 2006. - 512 с.

3. Романов, В. В. Юридическая психология : учебник / В. В. Романов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2009. - 560 с.

Дополнительнаялитература:

1. Абабков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб: Речь, 2004.- 166с.

2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко.- СПб: Прайм-Еврознак, 2004. - 672с.

3. Жуков И.А., Полтавцева Л.И. Психологические основы тактики производства отдельных следственных действий: учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д : РЮИ МВД России, 2006. – 48 с.

4. Полтавцева Л.И. Возможности психологии в преодолении противодействия расследованию преступлений // Вестник МВД. – 2005. –№ 4.

5. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы. – СПб : Речь, 2004.- 240с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб : Питер, 2004.- 713с.

7. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. - СПб: Речь, 2004.- 304с.

8. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Практикум по юридической психологии: учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д : Феникс, 2007

9. Фрай О. Детекция лжи и обмана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 320 с.

10.Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов. Теория и технология. СПб: Речь, 2004. 114 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается интегративная природа и сущность юридической психологии?

2. Каковы задачи и практическое значение юридической психологии?

3. Охарактеризуйте проблемное поле современной юридической психологии?

4. Каковы тенденции развития системы юридической психологии?

Тема 1.2. Психологические основы юридической деятельности

I. Задания для самостоятельной работы

1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме.

2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия.

3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы.

II. План семинарского занятия

(форма обучения очная)

1. Поисково-познавательный характер деятельности юриста в условиях дефицита и существенных противоречий информации.

2. Личностный компонент юридической деятельности.

3. Социально-психологический компонент юридической деятельности.

4. Психологические аспекты подготовки и организации в деятельности юриста.

5. Понятие и содержание психологической компетентности юриста.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

Изучитепсихологические особенности поисково-познавательной деятельности юриста в условиях дефицита и существенных противоречий информации, решения юристом организационно-управленческих вопросов и т.д. Исходя из профессиограммы юридической деятельности, рассмотрите ее личностный и социально-психологический компоненты.

Изучите психологические аспекты повышения эффективности труда юристов. Рассмотрите понятия психологического сопровождения служебной деятельности и психологической компетентности юриста.

Для студентов юридического факультета весьма важно уяснить роль и значение их психологической компетентности в профессиональной деятельности. Изучая тему, следует обратить особое внимание на основы прогнозирования индивидуальной успешности юриста. Следует уяснить, какие качества включаются в понятие профессионально значимых качеств.

Студенту следует уделить существенное внимание изучению профессионально значимых качеств юриста и задуматься о том, насколько он обладает этими качествами: развитое правосознание, высокий уровень социализации личности, соблюдение правовых и нравственных норм, развитый интеллект, высокая умственная работоспособность, аналитический склад ума, прогностические способности, развитые воображение, интуиция, нервно-психическая устойчивость, выносливость, высокий уровень работоспособности в условиях длительного воздействия перегрузок и других неблагоприятных факторов и др.

Наши рекомендации