Тесты на уверенное поведение
В завершение программы тренинга приведем небольшую подборку психологических тестов, позволяющих изучать различные составляющие уверенного поведения.
Уверенное, агрессивное, застенчивое поведение («УАЗ») [19]
Инструкция. Ниже приводятся описания нескольких конфликтных, напряженных ситуаций, с которыми ваши ровесники могут встретиться в жизни, и по четыре разновидности возможной реакции на каждую из этих ситуаций.
Пожалуйста, выберете из каждых четырех реакций две – те, которые, как вы считаете, более свойственны вам. Ту из них, которая свойственна тебе в наибольшей степени, оцените в два балла, вторую – в один балл.
Описания ситуаций.
1. Ты сдал на проверку тетрадь с контрольной работой, а когда пришло время узнать оценку – этой тетради у учителя не оказалось, она куда‑то затерялась. Он говорит, что ты нарочно не сдал ее, потому что не справился с работой, и собирается ставить «2».
А. Попрошу еще раз поискать тетрадь, если не найдется, то предложу доказать свои знания, решив у учителя на глазах другой вариант контрольной.
B. Если он поставит «2», то я возмущусь, скажу, что сдавал тетрадь при свидетелях, и стану думать, что на этого учителя нужно нажаловаться начальству
C. Робко напомню, что я вроде бы сдавал тетрадь. Если та не найдется и двойка все равно будет поставлена, я расстроюсь, стану переживать, но вряд ли смогу как‑то изменить эту ситуацию.
D. Отнесусь к данной ситуации равнодушно: пусть ставит что хочет, очень нужна мне эта циферка от «2» до «5»…
2. Ты быстро едешь на велосипеде, и вдруг откуда‑то из‑за угла вылетает еще один велосипедист, вы сталкиваетесь и оба падаете. Кто из вас виноват, непонятно: скорее всего, неправы вы оба.
A. Встану, подойду к упавшему велосипедисту, помогу ему подняться и спрошу, в порядке ли он.
B. Выскажу второму участнику столкновения, что он ездить не умеет и «глаза дома забыл».
C. Извинюсь перед другим велосипедистом: ведь, наверное, все это произошло из‑за меня.
D. Ну, упали и упали: что ж теперь, драться из‑за этого, что ли? Молча встану, отряхнусь и поеду дальше.
3. Приятель попросил у тебя на несколько дней книгу, ты дал, а он ее все не возвращает, хотя ты уже напоминал. Завтра она тебе будет очень нужна для подготовки к занятиям.
A. Позвоню ему и настойчиво попрошу, чтобы он положил эту книгу в портфель прямо сейчас, тогда уж точно завтра не забудет.
B. Скажу ему, что он не выполняет свои обещания, и если он так и не принесет книгу – ему же хуже будет.
C. Мне будет неудобно вновь и вновь напоминать ему. Раз не несет – значит, ему она очень нужна самому, или у него возникли такие проблемы, что не до книги.
D. Пусть эта книга останется на его совести, мне будет проще не с ним разбираться, а сходить в библиотеку и взять такую же.
4. Ты покупаешь в магазине товар, который стоит 40 рублей, протягиваешь продавщице 100 рублей, она убирает их в кассу, дает тебе товар и протягивает 10 рублей сдачи. Когда ты спрашиваешь, где же оставшаяся сдача, она говорит, что ты дал ей всего 50 рублей, а не 100.
А. Я скажу, что уверен в том, что давал именно 100 рублей, и попрошу сдачи. Если это не поможет, потребую позвать менеджера и пересчитать лежащие в кассе деньги.
B. Я рассержусь на продавщицу скажу что она мошенница, и потребую отдать деньги. Если не отдаст – пойду жаловаться к директору магазина и просить, чтобы ее уволили.
C. Наверное, у меня возникнут сомнения, действительно ли я давал ей 100 рублей, или все‑таки 50, и в конце концов я уйду восвояси.
D. 50 рублей вообще не стоят того, чтобы из‑за них конфликтовать. Я просто молча уйду, и пусть это останется на ее совести.
5. Знакомый просит тебя дать ему взаймы 100 рублей. Л у тебя в кошельке всего 100 рублей, которые ты планировал потратить на обед.
A. Подумаю, что мне важнее – пообедать или помочь этому человеку. В зависимости от этого, либо дам, либо откажу.
B. Скажу ему, что это с его стороны нетактичная просьба, к тому же он уже брал взаймы, а потом не отдал.
C. Наверное, я ему не откажу, но сам потом буду переживать и злиться, что из‑за него остался без денег.
D. Сначала сделаю вид, что не понял его просьбы, а если он будет настойчив, скажу, что у меня у самого нет денег, пусть займет у другого.
6. Знакомый говорит, что ты одет как последний неряха. Тебе обидно это слышать, поскольку ты в первый раз надел новый модный джемпер и тебе кажется, что он заслуживает куда лучшей характеристики.
A. Расспрошу его подробнее, какая конкретно деталь моей одежды ему не понравилась и чем именно.
B. Скажу ему: «Лучше на себя посмотрел бы! Сам одет будто бомж, а еще других критикуешь!»
C. Наверное, ничего не скажу, но расстроюсь и запрячу этот джемпер в дальний угол шкафа.
D. Вообще не обращу внимания на его слова, еще не хватало всяких дураков слушать.
7. К тебе на улице обращается симпатичная девушка и предлагает принять участие в какой‑то лотерее. Ты подозреваешь, что эта лотерея – мошенничество, «лохотрон», потому что таким образом недавно «кинули на деньги» твоего друга.
A. Скажу, что меня не интересуют такие игры, и спокойно пойду дальше.
B. Скажу ей, что она обманщица и единственная цель их лотереи – «развести на деньги».
C. Просто так уйти мне будет неудобно, я остановлюсь и выслушаю, что она рассказывает про эту лотерею.
D. Пойду дальше, сделав вид, что не расслышал ее.
8. Тебе позвонили в дверь, сказали, что это почтальон, ты открыл. Л там вместо почтальона оказался торговый агент, который стал настойчиво уговаривать совершить у него покупку.
A. Скажу, что меня не интересуют его предложения. Если он все равно не уйдет – просто закрою перед ним дверь.
B. Скажу этому человеку, что он обманщик, раз представился почтальоном, а сам торгаш, и посоветую ему убираться подобру‑поздорову.
C. Мне будет неудобно просто так «послать» этого человека. Наверно, я все‑таки посмотрю, что он принес, а если товар понравится, то, может быть, что‑нибудь и куплю.
D. Молча захлопну дверь и пойду заниматься своими делами. А в следующий раз вообще не буду открывать всяким «почтальонам».
9. Одноклассник, твой хороший приятель, просит у тебя тетрадь, чтобы списать домашнее задание. Но тебе не хотелось бы давать ему списывать, поскольку ты знаешь, что учитель очень внимателен, он замечает одинаковые работы и ставит двойки обоим.
A. Скажу, что не могу дать ему списать, поскольку это приведет к тому, что двойки получат оба.
B. Скажу, что списать не дам, самому делать надо было, а не халявить.
C. Дам списать, но буду беспокоиться и очень расстроюсь, если в итоге действительно получу «2».
D. Чтобы он отстал, скажу, что списывать у меня нечего, поскольку я и сам не сделал это задание.
Обработка и интерпретация результатов Отдельно подсчитываются суммы баллов, которые набраны по каждому из вариантов ответов: А, В, С, D , с учетом того, что выбор ответа на первом месте оценивается в 2 балла, а на втором – в 1. (Например, если ответ А трижды выбран в качестве первого и четырежды в качестве второго, то он набирает 3 х 2 + 4=10 баллов).
Набранные суммы говорят о склонности к различным типам реагирования в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия:
А. Уверенное поведение: направлено на достижение своих целей спокойно и вместе с тем настойчиво, но не «переходя на личности».
B. Агрессивное поведение: направлено на отстаивание своих целей, посредством действий против того, кто, по мнению опрашиваемого, в этом препятствует.
C. Застенчивое поведение: такие действия, при которых энергия тратится не столько на достижение целей, сколько на переживания по поводу произошедшего.
D. Игнорирование, уход от проблемы без попытки активно отстоять свои цели, но и без переживаний по этому поводу.
Чтобы установить, насколько ярко выражена склонность к этим типам поведения, полученные «сырые» баллы по каждой из шкал следует перевести в стандартизованные показатели по пятибалльной системе, воспользовавшись приведенной ниже таблицей.
Признаки поведения уверенного в себе, агрессивного и застенчивого человека более подробно описываются на с. 185–187.
Уровень уверенности в себе [20]
Инструкция. Методика включает 30 утверждений. Нужно отметить те из них, с которыми ты согласен. Не раздумывай слишком долго над ними, давай тот ответ, который первым приходит в голову. Правильных и неправильных вариантов здесь нет, приемлем любой ответ, свидетельствующий о твоем индивидуальном своеобразии. Будь искренен!
Перечень утверждений:
1. Большинство людей, по‑видимому, более настойчивы, чем я.
2. Я не решаюсь назначать свидания и принимать приглашения на свидания из‑за своей застенчивости.
3. Если в столовой подадут несвежую еду я буду жаловаться администрации.
4. Я избегаю задевать чувства других людей, даже если меня оскорбили.
5. Если продавцу стоило больших усилий показать мне товар, который не совсем мне подходит, мне трудно сказать ему «нет».
6. Когда от меня требуют что‑нибудь сделать, а я не понимаю, зачем это надо, то прошу, чтобы мне объяснили это.
7. В спорах я стремлюсь найти такие доводы, чтобы окончательно и бесповоротно убедить окружающих в своей правоте.
8. Я стараюсь вырваться вперед, как и большинство людей.
9. Честно говоря, люди часто используют меня в своих интересах.
10. Я получаю удовольствие, завязывая разговор с новыми людьми.
11. Я часто не знаю, что сказать людям другого пола, которые кажутся мне привлекательными.
12. Думаю, что пройти собеседование при устройстве на работу мне окажется куда сложнее, чем собрать необходимые документы.
13. Я испытываю нерешительность, когда надо позвонить по телефону малознакомому человеку.
14. Я стесняюсь возвратить покупку в магазин, даже если обнаруживаю, что она некачественна.
15. Если родственник или близкий друг раздражает меня, я скорее скрою свои чувства, чем проявлю недовольство.
16. Бывает, что я избегаю задавать вопросы из‑за страха показаться глупым.
17. В ссоре я иногда боюсь, что буду волноваться и меня начнет трясти.
18. Если кто‑либо высказывает точку зрения, которую я считаю неверной, я не стесняюсь выразить и свою точку зрения.
19. Совершая покупки на рынке, я избегаю спорить с продавцами о цене.
20. Когда я делаю что‑нибудь важное и стоящее, я стараюсь, чтобы об этом узнали другие.
21. Я откровенен и искренен в выражении своих чувств.
22. Если кто‑то распространяет обо мне сплетни, я стремлюсь при первой же возможности поговорить с ним об этом.
23. Зачастую мне трудно сказать «нет».
24. При необходимости я умею взять под контроль даже сильные свои эмоции.
25. Если меня где‑либо плохо обслужили, я не стесняюсь пожаловаться администрации.
26. Когда мне делают комплимент, я часто не знаю, что сказать в ответ.
27. Если в театре или на занятиях соседи мешают мне разговорами, я прошу их говорить потише или беседовать где‑нибудь в другом месте.
28. Тот, кто пытается пролезть в очереди впереди меня, может быть уверен, что получит от меня отпор.
29. Я быстро и решительно высказываю свое мнение.
30. Бывают случаи, когда я растерян настолько, что просто не могу ничего сказать.
Обработка результатов
Выставляется по одному баллу за утверждения 3, 6, 7, 8, 10, 18,
20, 21, 22, 24, 25, 27, 28, 29 при ответах «да». Выставляется также по одному баллу за утверждения 1, 2, 4, 5, 9, И, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19,
23, 26, 30 при ответах «нет». Подсчитывается общая сумма баллов.
Интерпретация результатов:
Менее 11 баллов. Такой человек застенчив и недостаточно уверен в себе. Ему трудно высказать свои чувства и желания, и поэтому другие могут навязать ему свое общество, оттеснить при получении, например, каких‑либо благ, подчас даже не замечая этого, ущемить в чем‑то его права. Вместе с тем ему могут быть свойственны вспышки агрессивного поведения по отношению к тем, кто от него зависим.
11–21 балл. Этим людям свойственна средняя степень уверенности в себе. Они могут дать отпор тем, кто пытается ущемить их интересы или не соблюдает обязательства, но для этого им все же надо чувствовать себя несколько «заведенными». В противном случае они предпочитают терпеть и молча злиться, избегая вступления в конфликт. При желании они легко могут научиться как вести себя по манере воспитанного человека, так и жестко добиваться своих целей в общении с окружающими.
Более 21 балла. У таких людей высокий уровень уверенности в себе. Для них характерно спокойствие, умение владеть собой в самых разных ситуациях, умение выражать свои чувства и желания, не обижая окружающих и не вступая с ними в конфликты. Они не станут терпеть и ущемления своих прав, восстанавливая их в случае необходимости не взрывами неконтролируемой агрессии, не жалобами и просьбами, а решительными и в то же время корректными, приемлемыми в обществе способами.
Коммуникативные и организаторские склонности [21]
Инструкция. Тест предназначен для выявления коммуникативных и организаторских склонностей (умение четко и быстро устанавливать контакты с людьми, стремление расширять круг общения, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.). Тест содержит 40 вопросов, на каждый из которых нужно дать ответ «да» или «нет».
Перечень вопросов:
1. Есть ли у тебя стремление знакомиться с самыми разными людьми?
2. Нравится ли тебе заниматься общественной работой?
3. Долго ли тебя беспокоит чувство обиды, причиненной кем‑либо из товарищей?
4. Трудно ли тебе ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?
6. Часто ли тебе удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими твоего мнения?
7. Верно ли, что тебе приятнее и проще проводить время за чтением или за каким‑либо подобным занятием, чем с людьми?
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении твоих намерений, то легко ли отказаться от них?
9. Легко ли ты устанавливаешь контакты с людьми, которые значительно старше тебя по возрасту?
10. Любишь ли ты придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
И. Трудно ли тебе включаться в новые компании?
12. Часто ли ты откладываешь на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13. Легко ли тебе удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
14. Стремишься ли ты добиться, чтобы окружающие действовали в соответствии с твоим мнением?
15. Трудно ли тебе освоиться в новом коллективе?
16. Верно ли, что у тебя почти не бывает конфликтов с товарищами вследствие возможного невыполнения с их стороны своих обещаний и обязанностей?
17. Стремишься ли ты при любом удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел ты принимаешь инициативу на себя?
19. Часто ли бывает, что тебя раздражают окружающие люди и хочется побыть одному?
20. Правда ли, что тебе тяжело ориентироваться в незнакомой обстановке?
21. Нравится ли тебе постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у тебя раздражение, когда не удается закончить начатое дело?
23. Испытываешь ли ты затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что частое общение с товарищами утомляет тебя?
25. Любишь ли ты участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли ты проявляешь инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы твоих товарищей?
27. Правда ли, что ты чувствуешь себя неуверенно среди незнакомых людей?
28. Верно ли, что ты редко стремишься к доказательству своей правоты?
29. Полагаешь ли ты, что тебе не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
30. Принимаешь ли ты участие в общественной работе в школе (или в институте)?
31. Правда ли, что круг твоих знакомых не очень широк?
32. Верно ли, что ты не особо стремишься отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?
33. Чувствуешь ли ты себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?
34. Охотно ли ты приступаешь к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что у тебя появляется чувство тревоги в ситуации, когда нужно говорить что‑либо большой группе людей?
36. Часто ли ты опаздываешь на встречи, свидания?
37. Верно ли, что у тебя много друзей?
38. Часто ли ты оказываешься в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли ты смущаешься, чувствуешь неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что ты не очень уверенно чувствуешь себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка и интерпретация результатов
Каждый ответ, совпадающий с приведенным в «ключе», оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по двум шкалам отдельно.
Шкала «Коммуникативные склонности» (общение с людьми, установление взаимопонимания).
(+) Да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
(‑) Нет 3, 7, И, 15, 19, 23,27,31,35,39
Шкала «Организаторские склонности» (управление другими людьми, организация совместной деятельности).
(+) Да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
(‑) Нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
Для того чтобы установить, насколько высокими можно считать полученные результаты, следует воспользоваться приведенной ниже таблицей.
Лидерские качества [22]
Инструкция: Эта методика предназначена для того, чтобы оценить лидерские качества человека. Нужно ответить на 50 вопросов, делая это искренне: верных и неверных вариантов здесь нет, приемлем любой из них, свидетельствующий о своеобразии личности. Из двух или трех предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.
Перечень вопросов:
1. Часто ли ты оказываешься в центре внимания окружающих?
а) да б) нет
2. Верно ли, что статус многих окружающих тебя сверстников выше, чем твой?
а) да б) нет
3. Бывает ли, что ты, находясь в компании, стесняешься высказать свое мнение, даже когда это необходимо?
а) да б) нет
4. Когда ты был ребенком, нравилось ли тебе быть лидером среди сверстников?
а) да б) нет
5. Испытываешь ли ты удовольствие, когда удается убедить кого‑то в чем‑либо?
а) да б) нет
6. Часто ли случается, что тебя называют нерешительным человеком?
а) да б) нет
7. Согласен ли ты с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
а) да б) нет в) не понимаю смысл этого выражения
8. Нуждаешься ли ты в советчике, который помог бы решить, как строить дальнейшую карьеру?
а) да б) нет
9. Теряешь ли ты иногда выдержку в разговоре с людьми?
а) да б) нет
10. Доставляет ли тебе удовольствие видеть, что окружающие тебя побаиваются?
а) да б) нет
11. Стремишься ли ты занимать в компании такую позицию, которая позволяла бы быть в центре внимания?
а) да б) нет
12. Считаешь ли ты, что производишь на людей яркое впечатление?
а) да б) нет
13. Считаешь ли ты себя мечтателем?
а) да б) нет
14. Теряешься ли ты, если окружающие выражают свое несогласие с тобой?
а) да б) нет
15. Случалось ли тебе по личной инициативе заниматься организацией каких‑либо коллективов?
а) да б) нет
16. Если то, что ты наметил, не дало ожидаемых результатов, то ты:
а) будешь рад, если ответственность за это дело возложат на кого‑нибудь другого;
б) возьмешь на себя ответственность и постараешься довести дело до конца.
17. Какое из этих двух мнений тебе ближе:
а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
б) настоящий руководитель должен, прежде всего, уметь руководить другими и необязательно делать дело сам.
18. С кем тебе больше нравится общаться?
а) с покорными людьми;
б) с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараешься ли ты избегать острых дискуссий?
а) да б) нет
20. Когда ты был ребенком, часто ли ты вынужден был уступать жестким, но необоснованным требованиям родителей?
а) да б) нет
в) мои родители вообще не выдвигали жестких требований
21. Умеешь ли ты в споре привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с тобой не согласен?
а) да б) нет
22. Представь себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как ты поступишь?
а) дам возможность принять решение тому из нас, кто лучше всего ориентируется;
б) сам не буду ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
а) да б) нет
24. Считаешь ли ты себя человеком, оказывающим влияние на других?
а) да б) нет
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить тебя больше никогда этого не делать?
а) да б) нет
26. Кто, по твоему мнению, истинный лидер?
а) тот, кто умеет расположить к себе окружающих;
б) тот, у кого самый волевой характер.
27. Всегда ли ты стараешься понять и по достоинству оценить людей?
а) да б) нет
28. Умеешь ли ты соблюдать дисциплину?
а) да б) нет
29. Как ты считаешь, какой руководитель будет работать эффективнее?
а) тот, который все решает сам;
б) тот, который внимателен к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства более эффективен?
а) коллегиальный (власть и ответственность делится между всеми работниками);
б) авторитарный (власть и ответственность полностью сконцентрирована в руках начальника).
31. Часто ли у тебя создается впечатление, что окружающие злоупотребляют тобой?
а) да б) нет
32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает тебя?
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как ты поведешь себя на собрании, если считаешь свое мнение верным, но остальные с ним не согласны?
а) лучше я промолчу;
б) буду отстаивать свое мнение.
34. Подчиняешь ли ты свои интересы тому делу, которым занимаешься?
а) да б) нет
35. Возникает ли у тебя чувство тревоги, если нужно нести ответственность за какое‑либо важное дело?
а) да б) нет в) я не несу ответственность за важные дела
36. Что предпочтительнее для тебя…
а) работать под руководством умного и хорошего человека;
б) работать самостоятельно, без руководителя.
37. Как ты относишься к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?
а) согласен б) не согласен
38. Случалось ли тебе покупать что‑либо под влиянием убеждений продавца, а не исходя из собственной потребности?
а) да б) нет
39. Считаешь ли ты свои организаторские способности хорошо развитыми?
а) да б) нет
40. Как ты реагируешь на столкновение с трудностями?
а) у меня опускаются руки;
б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.
41. Делаешь ли ты упреки людям, если они этого заслуживают?
а) да б) нет
42. Считаешь ли ты, что твоя нервная система способна выдержать сильные стрессы, нагрузки?
а) да б) нет
43. Как бы ты поступил, окажись ректором того института, где учишься (или директором своей школы)?
а) немедленно изменю то, что считаю неправильным;
б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумеешь ли ты прервать слишком болтливого собеседника, если тебе надоело его слушать?
а) да б) нет
45. Согласен ли ты с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить скромно»?
а) да б) нет
46. Считаешь ли ты, что каждый успешный человек должен сделать что‑либо выдающееся?
а) да б) нет
47. Кем бы ты предпочел бы стать…
а) художником, поэтом, композитором, ученым;
б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку тебе приятнее слушать?
а) громкую и бодрую;
б) спокойную и мелодичную;
в) я вообще не люблю музыку.
49. Волнуешься ли ты, ожидая встречи с важными людьми?
а) да б) нет в) я вообще не встречаюсь с такими людьми
50. Часто ли ты встречал людей с более сильной волей, чем у тебя?
а) да б) нет
Оценка и интерпретация результатов
В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым.
Ключ: 1а, 2а, 36, 4а, 5а, 66, 7а, 86, 96, 10а, 11а, 12а, 136, 146, 15а, 166, 17а, 186, 196, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 256, 26а, 276, 28а, 296, 306, 31а, 32а, 336, 34а, 356, 366, 37а, 386, 39а, 406, 41а, 42а, 43а, 44а, 456, 46а, 476, 48а, 496, 506.
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, начисляется 1 балл, в другом случае – 0 баллов.
♦ Если сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо, такому человеку комфортнее позиция подчиненного.
♦ Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне. В обычных ситуациях такой человек предпочитает позицию подчиненного, но при необходимости может взять функции лидера и на себя.
♦ Если сумма баллов оказалась равной от 36 до 40, то лидерские качества выражены достаточно сильно.
♦ Наконец, если сумма баллов больше, чем 40, то этот человек, как природный лидер, склонен к диктату: его желание вести за собой других выражено слишком ярко, что может вызвать у окружающих недовольство и сопротивление.
«Быть лидером» – это означает:
♦ Уметь повести людей за собой, добиться того, чтобы тебя слушали и тебе подчинялись.
♦ Располагать к себе людей, оказываться в центре их внимания, вызывать уважение и симпатию к себе.
♦ Быть готовым взять на себя ответственность за происходящее, принимать решения и нести ответственность за их последствия.
♦ Уметь вызывать к себе доверие окружающих, быть в их глазах авторитетом.
♦ Быть способным сплачивать людей, объединять их вокруг какой‑либо общей идеи или вокруг самого себя.
Лидерами обычно становятся люди, ведущие себя уверенно. Хотя и не все уверенные в себе люди стремятся к лидерству – у некоторых из них эта потребность выражена не очень ярко.
Тест на независимость [23]
Инструкция: В этой методике вопросы имеют по три варианта ответов. Нужно выбрать один наиболее подходящий вариант в каждом из них. Верных и неверных вариантов здесь нет, приемлем любой ответ.
Перечень вопросов:
1. Я принял (или планирую принять) решение о своем месте обучения или работы после школы:
а) самостоятельно, следуя своим увлечениям и оценке своих способностей;
б) прислушиваясь к мнению своих родителей и родственников;
в) прислушиваясь к совету близких друзей.
2. Поступая (или планируя поступить) в избранное учебное заведение, я рассчитываю:
а) только на свои силы;
б) на связи и благоприятный результат вступительных экзаменов;
в) только на связи с людьми, которые обещали помочь.
3. При подготовке к экзаменам и к занятиям я:
а) делаю упор на свое трудолюбие, рассчитываю на него;
б) иногда обращаюсь за помощью к окружающим;
в) по большей части рассчитываю на чужую помощь.
4. Я думаю, что лучше всего устраиваться на работу следующим образом:
а) по распределению (учебные заведения направляют работать своих выпускников в конкретные места);
б) используя для этого информацию сведущих людей;
в) благодаря знакомствам, «связям».
5. В сложных ситуациях я принимаю решения:
а) рассчитывая только на свой опыт и знания;
б) иногда консультируясь со знающими людьми;
в) всегда советуясь с окружающими.
6. Думаю, что выбор мужа/жены должен в первую очередь основываться на:
а) решении, принятом совершенно самостоятельно;
б) мнении близких и знакомых людей;
в) решении родителей, принятом независимо от меня.
7. Если близкие мне люди находятся в отъезде, я способен принять важные жизненные решения:
а) да, и сделать это полностью самостоятельно;
б) да, но лучше все‑таки найти возможность посоветоваться с близкими;
в) нет, я буду ждать их возвращения.
8. Будучи подростком, я упорно отстаивал (отстаиваю) свое мнение:
а) всегда;
б) обычно да, но в бурных спорах с окружающими;
в) в большинстве случаев отказывался от своего мнения.
9. Думаю, мое дальнейшее развитие будет связано с тем, что я стану:
а) рассчитывать только на свои силы;
б) рассчитывать как на свои силы, так и на поддержку близких;
в) полностью полагаться на поддержку близких.
Обработка и интерпретация результатов
Каждый ответ «А» оценивается в 4 балла, «Б» в 2, «В» в 0. Набранные баллы суммируются.
В заключение подсчитывается общая сумма баллов, набранных испытуемым, и на ее основе делается вывод о степени развития у него такого качества личности, как независимость.
♦ При сумме баллов от 27 до 36 считается, что человек чересчур независим в своих суждениях и поступках и фактически не считается с мнениями окружающих людей.
♦ При сумме баллов от 12 до 26 делается вывод о том, что человек достаточно независим, но в своей независимости все же чутко и с уважением относится к мнениям других людей.
♦ При сумме баллов от 0 до 11 индивид рассматривается как зависимый от окружающих людей, несамостоятельный, недостаточно уверенный в себе.
Боязнь быть отвергнутым [24]
Инструкция: Тест включает 32 утверждения. Нужно оценить, применимо ли каждое из них к вам. Те, что применимы, отмечайте знаком «+», что неприменимы – знаком «‑». Оценить следует все утверждения, ничего не пропуская; даже если затрудняетесь ответить точно, дайте тот ответ, который представляется более правдоподобным.
Перечень утверждений:
1. Я стесняюсь идти в малознакомую компанию.
2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.
3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при посторонних людях.
4. Я стараюсь меньше общаться с людьми, склонными к критике.
5. Обычно я легко схожусь с незнакомыми людьми.
6. Я не откажусь пойти в гости из‑за того, что там будут люди, которые меня не любят.
7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем‑то из них не согласен.
8. Если я попрошу знакомого пойти со мной куда‑либо, а он откажется, то я не решусь попросить его снова.
9. Я осторожен в высказывании своего мнения, пока хорошо не узнаю человека.
10. Если во время разговора я чего‑то не понял, то лучше промолчу, чем прерву говорящего и переспрошу его.
11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.
12. Мне трудно говорить людям «нет».
13. Я все равно могу получить удовольствие от вечеринки, даже если понимаю, что одет немодно.
14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.
15. Если я не нравлюсь кому‑то, то стараюсь избегать этого человека.
16. Я не стесняюсь обращаться к людям за помощью.
17. Я редко противоречу людям, так как боюсь их задеть, обидеть.
18. Мне часто кажется, что незнакомые люди относятся ко мне критически.
19. Когда мне предстоит идти в незнакомую компанию, я предпочитаю брать с собой друга.
20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.
21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.
22. Временами у меня возникает чувство, что я никому не нужен.
23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно высказался в мой адрес.
24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.
25. Меня очень легко обидеть, даже если это не заметно со стороны.
26. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.
27. Когда мне нужно за чем‑то обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.
28. Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, то я чувствую себя неловко.
29. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.
30. Если в транспорте я сижу, когда кто‑то стоит, то мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.
31. Оказавшись в незнакомой компании, я скорее включаюсь в беседу, чем остаюсь в стороне.
32. Я стесняюсь напоминать, чтобы мне вернули книгу или какую‑либо другую вещь, взятую на время.
Обработка результатов
Методика включает две шкалы. Оценка результатов по ним производится в соответствие с приведенным ниже «ключом». Ответы, совпадающие с «ключом», оцениваются в один балл, после чего подсчитываются суммы баллов по каждой шкале в отдельности.
Шкала «Стремление к людям»: +1, +2, ‑3, ‑4, +5, ‑6 +7, ‑8, ‑9, ‑10, ‑И, +12, ‑13, +14, +15, ‑16, +17, ‑18, ‑19, +20, ‑21, +22, ‑23, ‑24, ‑25, +26, ‑27, ‑28, ‑29, +30.
Шкала «Боязнь быть отвергнутым»: +1,+2, +3,+4, ‑5 ‑6, +7, +8, +9, +10, ‑И, +12, ‑13, +14, +15, ‑16, +17, +18, +19, ‑20, ‑21, +22, +23, ‑24, +25, ‑26, +27, +28, ‑29, +30, ‑31, +32.
Таблица, приведенная ниже, позволит оценить, насколько высокими следует считать результаты, полученные по каждой из этих шкал.
Интерпретация результатов
Возможны следующие типичные сочетания результатов по этим двум шкалам.
1. Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с высоким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым». Человек, имеющий такое сочетание обоих мотивов, характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми.
2. Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым». Такой человек активно ищет контактов и общения с окружающими, испытывая от этого в основном только положительные эмоции.
3. Высокий уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым» в совокупности с низким уровнем развития мотива «стремление к людям». Индивид, обладающий сочетанием обоих мотивов, напротив, активно избегает контактов с людьми, ищет одиночества.
4. Низкий уровень развития обоих мотивов. Такое сочетание характеризует человека, который, живя среди людей, общаясь с ними, не испытывает от этого ни положительных, ни отрицательных эмоций и хорошо себя чувствует как среди людей, так и без них.
При средних значениях мотивационных тенденций «стремление к людям» и «боязнь быть отвергнутым» ничего определенного о возможном поведении человека и его переживаниях, связанных с человеческими отношениями, на основе этой методики утверждать нельзя. Наиболее свойственным для уверенных в себе людей сочетанием является такое, при котором «стремление к людям» развито сильно, а «боязнь быть отвергнутым» – не выше среднего.
Завершая разговор об уверенном поведении, хотелось бы отметить, что это необходимое, но недостаточное условие для достижения жизненных успехов. Достигать поставленных целей удается тем, кто не только проявляет уверенность, но обладает еще и компетентностью в той деятельности, которой занимается. Уверенность сама по себе, без этой второй составляющей, не только бесполезна, но подчас и попросту опасна. Если человек, не умеющий водить машину, сядет за руль и начнет проявлять уверенное поведение в движении по оживленной магистрали, это прямой путь к несчастью. Однако уверенный человек водить машину в конечном итоге научится, только начинать нужно не на автомагистрали, а на тренировочной площадке. А вот тот, кто из‑за неуверенности вообще не сядет за руль, такой возможности будет лишен в принципе. То же самое происходит и в других жизненных сферах, в частности в межличностном общении. Ему, как и всему остальному, тоже можно и нужно учиться, а тренинг служит прекрасной тренировочной площадкой для этого.
Часть 4 Тренинг креативности [25]