Основные умения в терапии ДРО
1. Умение структурировать
Это умение необходимо, чтобы помочь детям понять общую схему игровых сессий и избежать возможных проблем с помощью создания общих границ, в рамках которых создается благожелательная атмосфера. Структурирование позволяет детям понять, что во время игровых сессий они будут достаточно свободны поступать по своему усмотрению, но родители обладают правом применить власть в случае нарушения границ. Это умение помогает ребенку отличать игровые сессии от обычной жизни с ее многочисленными ограничениями и завершать игру в адекватной форме. Терапевт обучает родителей, что говорить, входя с ребенком в игровую комнату, как делать перерывы для посещения ванной и туалета, как заканчивать сессию и покидать игровую комнату.
Перед входом в игровое помещение родители должны сказать ребенку, что это особая комната, где он может делать почти все, что захочет. В случае, если что-то будет делать нежелательно, родители обещают дать об этом знать.
Перерывы на посещение туалета: желательно предложить ребенку посетить туалет прежде, чем он войдет в игровую комнату. Если все же перерыв будет необходим, родители могут дать разрешение на это, напомнив ребенку по возвращении о том, что он снова находится в специальной игровой комнате.
Выход из игровой комнаты: дважды, за 5 и за 1 мин до завершения сессии родитель предупреждает ребенка об оставшемся в их распоряжении времени. По истечении этого времени родитель должен твердым голосом предложить ребенку покинуть игровую комнату. Если ребенок отказывается или не торопится это сделать, родителю важно суметь отразить чувства ребенка и затем встать и ласково, но уверенно вывести его за дверь.
2. Эмпатическое слушание
Терапевт обучает родителей эмпатическому слушанию, объясняя, что это умение поможет им проявлять понимание и принятие ребенка, его чувств и потребностей, выражать заинтересованность в нем. Кроме того, оно поможет детям прояснить свои намерения и чувства, если родители что-то не понимают, научиться называть и выражать свои эмоции конструктивными способами и принимать самих себя, будучи принятыми своими родителями.
Родители учатся непрерывно уделять ребенку внимание на протяжении всей игровой сессии и называть своими словами чувства, выраженные ребенком. Они осваивают способы отражения чувств ребенка, стремясь не доминировать и не руководить им, а лишь комментировать его игровые действия (подобно спортивному комментатору).
3. Использование воображения в игре, центрированной на ребенке
Овладение умением использовать воображение в игре помогает родителям играть те роли, которые может предлагать ребенок (вместо того, чтобы директивно направлять ребенка на игру в определенные игрушки и игры, которые интересны родителям или выполняют функции воспитания и обучения). Аналогия с процессом постановки фильма может облегчить родителям понимание своей роли актера, вторичной по отношению к режиссерской деятельности ребенка, который решает, брать ли этого актера на роль, «пишет сценарий» и определяет способы актерского самовыражения.
4. Умение устанавливать ограничения
В этой области многие родители испытывают трудности. Порой и чрезмерно ограничивающие своих детей родители, и те, кто, напротив, почти не ставит никаких ограничений, полагают, что их дети находятся под контролем. Между этими полюсами встречаются различные варианты непоследовательных родителей, которые, осознавая это, становятся уязвимыми в плане самооценки.
Установление ограничений дает детям ощущение границ, что имеет большое значение для чувства безопасности. Дети на определенном уровне осознают свою неопытность и уязвимость, и в ситуации, когда они чувствуют себя контролирующими взрослых, их чувство беспомощности может возрасти. Кроме того, когда родители постоянно угрожают детям последствиями, которые в дальнейшем не осуществляются, это может подрывать доверие детей.
Осознание связи этих проблем с задачей установления ограничений может усилить желание родителей совершенствоваться в умении решать эту задачу.
Значение установления ограничений заключается в том, что:
• помогает детям осознать ответственность за их нарушение;
• сведение ограничений к минимуму облегчает детям их запоминание и создает атмосферу более свободного выражения чувств;
• родителям важно определить, является ли данное ограничение необходимым для безопасности ребенка, других людей или для защиты ценных вещей и игрушек;
• последовательность в установлении и поддержании границ важна для обеспечения доверия детей к родителям и сокращения «проверяющего» поведения детей.
Обычно в список ограничений включаются перечисленные ниже запреты на:
• бросание чего-либо в окна, зеркала и видеокамеры;
• использование фломастеров и т.п. для рисования на стенах, мебели и др.;
• бросание острых предметов и грязной обуви и битье ими по боксерской груше;
• выход из игровой комнаты более одного раза;
• направление заряженного стрелами или дротиками ружья на людей и стрельба в них;
• порчу ценных вещей и игрушек.
Минимальные частные ограничения могут исходить и от родителей (например, требование не обливать их водой). Родители осваивают поэтапное установление границ в ходе игровых сессий:
1) введение ограничения;
2) предупреждение;
3) реализация обещанных (в предупреждении) последствий нарушения.
В случае нарушения ребенком установленных ограничений родители должны напомнить о них в краткой, ясной, твердой, но приятной для ребенка форме. Важно назвать ребенка по имени, отразить его желание поступить запрещенным способом и установить границы, в пределах которых данный способ поведения является допустимым, после чего помочь ребенку изменить направление игры. Повторное нарушение ограничений влечет за собой предупреждение о последствиях продолжения подобного поведения и, в случае необходимости, обеспечение этих последствий (например, прекращение игры, уход из комнаты).