Соперничество компромисс 2 страница
действие?
2. Стараться улучшить ситуацию. Предпринятое действие?
3 Стремиться передать свои чувства надлежащим образом. Предпринятое действие?
4. Стремиться улучшить отношения и расширить общение. Предпринятое действие?
5. Стремиться избегать повторения подобной ситуации. Предпринятое действие?
Если общение с выражением чувств не соответствует требованиям момента, какие иные действия могут быть предприняты?
Наиболее очевидный способ высвобождения эмоций - это их непосредственное выражение людям, вовлеченным в проблемную ситуацию.
Упражнение 9. «Ужасно-прекрасный рисунок».
Участникам раздается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный» рисунок. После этого рисунок передается по кругу, соседу справа и тот должен в течение 30 сек из полученного рисунка сделать «ужасный» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный» рисунок. Так проходится весь крут. Рисунок возвращается хозяину.
© Обсуждается смысл упражнения направленного на стимулирование процесса группового взаимодействия, а также на разрядку, выражение агрессивности.
Упражнение 10. «Совы».
Ведущий на ухо называет участника каким-либо животным. Все встают и берутся в круге за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину круга, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается тогда, когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.
© Обсуждаются особенности разрядки негативных эмоций, возникающих в процессе противодействия с группой.
Упражнение 11. «Птицы, блохи, пауки».
Группа делится на две команды. Каждая команда втайне от другой решает, кем она будет: «птицами», «пауками», «блохами». Обе команды встают в две шеренги в центре зала, лицом друг к другу. По команде показывает друг другу жест, обозначающий выбранное животное. Пауки убегают °т птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду.
43
© Обсуждаются особенности разрядки негативных эмоций, возникающих в процессе противодействия с группой и с конкретными противниками
2.6. Практикум по безопасному отреагированию агрессии
Проанализируйте приведенные ниже ситуации и сформулируйте следствия, вытекающие из предложенных вами вариантов конструктивного (неагрессивного) решения
/ Ситуация человеку наступили на ногу в переполненном троллейбусе, и он «огрызается»
Следствие тогда наступившему лучше улыбнуться и сказать: «Простите меня за то, что веду себя как последний гиппопотам».
2 Ситуация девушка и молодой человек не могут решить, где лучше провести свободный вечер: она хочет пойти в театр, а он - на рок-концерт
Следствие принятие компромиссного решения: пойти на мюзикл
3 Ситуация в одной из квартир многоэтажного дома проходит вечеринка, шум от которой очень не нравится соседу снизу
Следствие
4 Ситуация' муж и жена спорят о создании интерьера в квартире. Она хочет видеть квартиру в авангардном стиле, а он-в восточном.
Следствие
5 Ситуация дета не поделили новую игрушку. Следствие
6 Ситуация Моя дочь из всех своих подруг почему-то ценит самую испорченную. Дело в том, что девочка эта из неблагополучной семьи. Моя дочь более смышленая, да и багаж знаний у неё больше Тем не менее, она тянется именно к этой девочке. Но ведь та может испортить не только мою дочь, а и других детей.
Следствие
7 Ситуация муж неделю был в командировке. Вернувшись домой, узнает случайно от соседки, что жена все это время не ночевала дома, лишь один только раз забежала домой на 5 минут.
Следствие
8 Ситуация к руководителю приходят заведующие основными отделами, с которыми он создавал свою фирму, подают заявления на увольнение по собственному желанию На вопрос «Куда же вы уходите?» называют фамилию руководителя конкурирующей фирмы
Следствие
44
2.7. Юмор как средство разрешения конфликтной ситуации
Человек смеется, чтобы не плакать
Арабская пословица
Механизм действия юмора предельно прост: подняться над ситуацией и увидеть в ней смешной элемент. Главное - помнить, что шутка не должна содержать в себе сарказма и иронии. Это может нанести обиду одному из субъектов конфликта (или обоим), и обострит конфликт вместо того, чтобы помочь в его оптимальном разрешении.
Юмор возможен, когда хотя бы один из субъектов находится в состоянии психического равновесия и способен оценивать ситуацию. Пока еще' страсти не накалились и есть способы увидеть в ситуации нотку юмора. Признавать достоинства другого мы можем, пока эмоции не пересилили наш разум, и мы в состоянии увидеть в человеке гораздо больше хорошего, чем плохого.
Приемы остроумия и чувства юмора
В психологической литературе (С.Поварнин, А.Н.Лук и др.) приводится много описаний разнообразных техник юмора. Владение данными техниками позволяет руководителю сглаживать острые углы конфликтного взаимодействия. Познакомившись с ниже приведенными техниками, попробуйте составить описаний собственных приемов чувства юмора. У актеров есть изречение «Экспромт - это отрепетированный номер», поэтому, потренировав себя в выработке собственных техник, можно повысить собственный уровень конфликтоу стойчивости.
1. Ложное противопоставление (Хорош, а попался).
2. Ложное усиление.
3. Доведение до абсурда (Желудок в панаме).
4. Остроумие нелепости (Человек он умный, да только мало смыслит).
5. Смешение стилей (Господа отвалите от выхода).
6. Намек (Ртом глядит, ничего не слышит).
7. Двойное истолкование (Это может быть, а может и не быть).
8. Сравнение по разным основаниям (Умный смиряется, а глупый на-Дувается).
9. Повторение (Умен, да не разумен).
10. Парадокс (За глупость бог простит, а за дурость бьют).
U. Оксюморон - это литературный приём соединения несоединимого (уверенное сомнение).
45
Юмор - это способность воспринимать, ценить и выражать то, что смешно, забавно, несообразно и нелепо. Это умение отыскивать комическое в серьезном не у всех одинаково развито, хотя в жизни смешное и комическое не только соседствуют, но иногда и неотделимы.
Обычно юмор у большинства людей ассоциируется с «сатирой», реже с «остроумием», а еще реже с «чувством сострадания». Хотя у них есть нечто общее. Формирование юмора и чувства сострадания вызываются одинаковыми предпосылками. При переживании этих двух состояний человек силой воображения переносит чужую боль на себя, но он также способен проделать обратную операцию, т.е. представить себя со стороны, чужими глазами увидеть себя и свои поступки. Разумеется, одной только способности к отчуждению, умения увидеть себя со стороны еще недостаточно. Сострадательные люди не всегда наделены развитым чувством юмора, поскольку это целый комплекс качеств. Чувство юмора нередко сочетается с самокритичным умом, уверенностью в своих силах. Юмор успешно гармонирует с раскованностью мышления, легкостью ассоциирования без боязни нежелательных последствий. Однако, эффективное использование юмора требует соответствующей психологической готовности и практики.
Функции юмора
Юмор играет огромную роль в общении, его проявления неисчислимы:
• Юмор позволяет войти в систему социальных отношений. (Ум без разума - беда. Ум разумом крепок).
• В ситуации, если человек хочет обратиться к другому с просьбой, но не знает, будет ли она удовлетворена или нет. Отрицательный ответ крайне неприятен, поэтому просьба излагается в шутливой форме, как бы не всерьез. Если человек не собирается тот откликнуться, то ничего страшного не происходит, получается, что обе стороны сохранили лицо. (Разум не велит - ума не спрашивайся).
• Другой вариант: просьба высказана в юмористической форме, но ответ на нее благоприятный, и собеседники переходят к серьезному обсуждению. Это имеет место в том случае, если речь идет о равных отношениях. (Где ума не хватит, спроси разума).
• Но если это происходит в ситуации «нанальник-подчиненный», то юмор служит сигналом замены этих отношений на равноправные. Чем наперед ходим? (Думой).
• Если человек стал занимать высокое положение, то общение сродными осложняются чересчур почтительным отношением. Люди смогут избавиться от скованности в том случае, если «вознесшийся снизит самого
себя с помошью юмора». (Умной спеси не бывает. С умом носу не подыщешь).
• В конфликтных ситуациях, роль юмора неоценима. Это - один из
наиболее эффективных способов, позволяющих взглянуть на ситуацию по-иному и, может быть, увидеть что-то позитивное. Вместе с тем, многие люди расценивают попытку найти толику смешного как бесчувственность и даже издевку.
Прежде всего, юмор всегда нацелен на какой-либо объект и должен оцениваться. Обычно люди с воодушевлением его воспринимают, если сами остаются вне зоны его досягаемости. Если юмор натравлен на ситуацию, то в этом нет ничего страшного, но если юмор обращен на других индивидуумов или группы, то могут возникнуть негативные последствия. Здоровый юмор стимулирует остроумие, радость, смех, это создает близость и близость. Пагубный юмор создает боль и расстояние.
В су щности, юмор может быть и полезным, и пагубным. Как потенциальные его создатели мы должны быть готовы в к возможным пользе и ущербу.
Человек, который изо дня в день встаёт и ложится спать со словами; «Я должен», «надо», «обязательно», ориентируясь при этом на непременный успех во всех своих начинаниях, будет очень болезненно переживать малейшую свою неудачу, ему будет очень трудно вновь «подняться на ноги» и двинуться вперед, в то время как чувство юмора как раз позволяет нам мягче сносить удары судьбы.
2.8. Переход от конфронтацяонного мышления как способ предупреждения агрессии
Наше мышление предопределяет исход задуманного. Более того, неправильное мышление порождает болезнь. Как вести себя в ситуации конфронтации и не допустить возникновения конфликта? Установлено, что предконфликтные ситуации быстро изменяются, как только руководитель начинает сознательно перестраивать своё мышление и речь. Ревизовать своё негативное мышление можно посредством поиска новых взглядов, а также с помощью позитивного изменения своих состояний.
Конфронтационность действия не задаёт однозначно его стратегически разрушительный характер по отношению к встречному действию и его носителю. Потенциально оно может содержать и реализовывать вполне положительные установки. Конфронтационность подчеркивает лишь тактический момент -данную актуальную ситуацию,
47
Первый шаг в искусстве разрешения конфликтов - это способность воспринимать, осмысливать и осознавать конфликт как нераскрытую возможность. Начать целесообразно с широкого диагноза, чтобы найти обещающие успех цели развития. Важно при этом решить, за какие вопросы в данной ситуации стоит бороться, а за какие - нет. Нередко умение задавать нужные вопросы решает проблему. Не прибегая к угрозам, можно ясно описать последствия, вытекающие из отсутствия соглашения. Четкое представление о своих законных нравах и процедуре их обеспечения позволяет быть более устойчивым в конфликтной ситуации. Полезно выяснить возможные последствия позиции, занятой оппонентом, а также с помощью каких стимулов можно склонить его изменить своё мнение.
В связи с этим трудно переоценить значение слов А.Маслоу о том, что люди должны понять, что каждый раз, когда они угрожают кому-то, кого-то унижают, когда они подавляют или отталкивают другое человеческое существо, когда они причиняют кому-то боль, они вносят тем самым свою лепту, пусть даже небольшую, в повышение удельного веса психической патологии в окружающем нас мире. И точно также каждый добрый, заботливый, порядочный, дружелюбный человек, не скупящийся на простое человеческое тепло, принимает участие, пусть даже самое скромное, в психическом оздоровлении жизни общества.
Важным фактором, влияющим ка выбор стратегии неконфронтацион-ного мышления, является оценка участниками конфликта успешности применения стратегии для достижения собственных целей и её «цены». К числу других факторов подобного рода можно отнести следующие:
• сильная взаимозависимость участников конфликта и их склонность к совместной работе в дальнейшем;
• склонность участников игнорировать различия во власти;
• доступность формальных процедур для осуществления проблемно-разрешающего поведения;
• оценка конфликта как незначительного, существование возможности перехода к проблемно-разрешающему поведению;
• восприимчивость и непредубежденность участников конфликта.
У руководителя может быть развито несколько видов профессионального мышления. Успешность его у правленческой деятельности определяет не столько высокий уровень их развития, сколько характер их взаимосвязей. Особую ценность приобретает направленность профессионального мышления руководителя на развитие оргкульгуры и на формирование определенных качеств у подчиненных.
Проведенное нами исследование структурно-функциональных характеристик мышления руководителя позволяет выделить в качестве основно-
48
ro механизма управленческого мышления выход на надситуативный у ро-ень обнаружения управленческой проблемности. Находясь в условиях, а иногда и в плену конкретной ситуации, руководителю трудно отрефлекси-порать происходящее, если он оказывается не в состоянии подняться над ситуацией и занять надснтуативную позицию. Именно благодаря такому издситуативному подходу профессионала происходит более адекватная ориентировка в происходящем.
САМОПРОВЕРКА
1. Является ли активизация защитных механизмов только непосредственно следствием фрустрации?
Ответ: если защитная реакция уже образовалась и превратилась в привычную форму в подсознательно я непроизвольно актуализируемого поведения (т.е. защитный навык), то такая реакция может иногда наблюдаться и в ситуациях, совершенно отличных от соответствующих фрустри-рующих ситуаций.
2. Почему остроумные шутки не кажутся такими смешными при пересказе?
Ответ потому что теряется внезапность.
3. Почему же получается так, что юмор вызывает отрицательные эмоции?
Ответ на этот вопрос лежит в отношении людей к конфликтам. Многие в фрустрирующих ситуациях не могут отделять эмоции, связанные с конфликтом, от своего внутреннего состояния. Возможно, что через некоторый промежуток времени они способны отчуждаться от ситуации и видеть смешное. Сколько раз нам приходилось слышать: «Тогда это не было забавным». Действительно, тогда это не представлялось смешным, потому что индивидуум сливался с конфликтом и утрачивал способность воспринимать юмор. Иной причиной может стать повышенная степень уязвимости. Поэтому необходимо тщательно учитывать, что юмор может нанести сокрушительный удар по человеку.
Немаловажным фактором является то, какое значение придает индиви-ДУум конфликтной ситуации. Если, получая информацию, ©канализирует ее (ситуацию) влияние на его жизнь, то происходит постепенное изменение отношения к этой проблеме. В результате человек намного терпимее относится к юмору о своем прошлом опыте.
4. Какие моменты считаются наиболее благоприятными для юмора? Ответ:
• Когда другой человек при общении с вами использует юмор;
• Когда у вас прочные отношения с вашим собеседником;
49
• Когда ситуация социально соответствующая;
• Когда юмор направлен непосредственно на ситуацию, а не на другого человека или группу людей.
5. Какие отличительные признаки агрессии необходимо выделить, чтобы любое отрицательное чувство, возникающее по отношению к другому человеку (обида, недовольство, раздражение) нельзя было бы назвать агрессией?
6. Каким образом можно выяснить, чего больше в реагировании на конфликт: издержек или выигрыша?
7. Каким образом соотносятся понятия «экспансия» и «агрессия»?
S. Назовите основные отличительные характеристики конфликтной ситуации.
9. В чем состоит основное отличие конфликта от конфликтной ситуации?
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. ВарнантЛ* 2.
1. Что такое интеграция в конфликтной ситуации?
а) неспособность войти в положение другого человека;
б) растущее взаимное недоверие;
в) поддержка бесконфликтного отношения между элементами системы;
г) «исчерпание» конфликта;
д) предмет конфликта.
2. Что такое децеитрация в конфликтной ситуации?
а) выражение оппоненту своих чувств относительно происшедшего, в том числе извинений;
б) осознание ресурсов собственного позитивного личностного развития;
в) использование соперничающих тактик для воздействия на оппонента;
г) ориентация на достижение индивидуальной, а не общей цели;
д) ретроспективный анализ разрешения конфликтной ситуации с позиции экс-оппонента.
3. Объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами - это:
а) предмет конфликта;
б) рефлексия;
в) объект конфликта;
г) прогнозирование;
д) конкуренция.
4. В чём выражается стимулирующая функция конфликта?
а) формирование новых черт личности;
SO
б) помогает оперативно думать, что надо сделать, чтобы неприятного столкновения вновь не было, или посмотреть: какую пользу можно будет еще' извлечь из данной ситуации;
в) конфликт выступает как генератор и аккумулятор энергии, поскольку он обладает большой мощностью, которая проявляется как в динамике процесса, так и в достигаемых результатах;
г) свидетельствует о том или ином неблагополучии в коллективе, в организации его деятельности;
д) определяет процесс выбора, принятия решений и, в конечном счете, весь процесс самореализации личности.
5. Блокирование целенаправленного поведения другого участника конфликта-это:
а) закрепление;
б) тенденция к равновесию;
в) фрустрация;
г) актуализация;
д) начало конфликта.
6. Чем из перечисленного ниже характеризуется начало конфликта:
а) использование соперничающих тактик для воздействия на оппонента;
б) выражение оппоненту своих чувств относительно происходящего;
в) направление энергии конфликта в плоскость мирных действий;
г) определение конфликта в терминах той проблемы, которую надо урегулировать;
д) некоторые инициирующие события побуждают участников к действиям.
7. Конфликт-это:
а) столкновение равных по направленности н противоположных по силе тенденций участников взаимодействия;
б) столкновение равных по силе и противоположных по направленности тенденций участников взаимодействий;
в) то же, что и ссора.
9. Когда агрессия направлена не на источник страдания, а на соучастников, коллег и т.д, это:
а) неосознанная агрессия;
б) реактивная агрессся;
в) респондентная агрессия. Ю- Реактивная агрессия - это:
а) агрессия, направленная на другой обьект;
б) агрессия, предполагающая возмездие в ответ на осознаваеиую
51
угрозу;
в) гнев, который долгое время может оставаться в одном состоянии;
г) агрессия, за которой скрываются агрессивные мотивы. 11. Соотнесите тяп конфликта и его форму:
Тип конфликта Форма конфликта
1) глобальный; а) метод взрыва;
2) сильный; б) стресс;
3) скрытый; в) группа-группа;
4) спровоцированный; г) спор;
5) легко разрешаемый; д) фрустрация;
6) констуктивный; е) компромисс.
52
ГЛАВА Ш.
УХОД КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
ЗД. Психологическая характеристика ухода как способа разрешения конфликтной ситуации
Уход сам по себе не может быть ни плохим, ни хорошим средством разрешения конфликтной ситуации. Если уход только лишь заостряет проблему, имевшуюся в данной ситуации, то он будет неэффективным способом. Если же издержки на разрешение конфликта превышают выигрыш при уходе от него, то лучше уйти. Однако, остается открытым вопрос: каким образом можно определить соотношение издержек и выигрыша.
Уход, как тенденция к закреплению неэффективных форм решения внутренних и внешних конфликтов, приводит к нарушению (асимметрии) педагогического взаимодействия, фрустрирует потребность педагога к самоутверждению и самоактуализации, снижает нравственную саморегуляцию и интерес к профессиональной деятельности (см. рис. 5).
УХОД
1 . СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УХОД | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ |
ОСОЗНАННЫЕ | БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ |
,_----------------1-------------, | |
НИЗШЕГО ПОРЯДКА j | ВЫСШЕГО ПОРЯДКА |
Рис. 5. Основные разновидности ухода как способ разрешения конфликтной ситуации
3.2. Стратегический уход
Стратегическим уходом мы называем совокупность способов реагирования на конфликтную ситуацию, которая характеризуется надситуа-тивным подходом. Реализуя данный подход человек оказывается вне ситу-ЩИи порождающей внутреннее напряжение,
1- Фантазия. В таких реакциях человек воображает ситуацию, которая ему была бы желательна, отрешаясь от действительности.
S3
2. Фиксация. Если человек сталкивается с одной и той же фрустриру-ющеи ситуацией, то он может давать один и тот же закрепленный ответ.
3. Апатия, Отмечается выраженное состояние безразличия, равнодушия, отсутствия интересов к окружающей действительности. В условиях конфликтного взаимодействия апатия выражается в безволии, т.е. даже хорошо продуманное решение конфликтной проблемы не сопровождается активными волевыми действиями.
4. Бойкот - отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.
5. Психологический уход us группы - отключение от работы в группе (при физическом присутствии) путём переноса своего внимания на другие объекты, мысли, состояния. Погружение в своей внутренний мир или выполнение действие, отделяющих индивида от группы. Причинами может быть скука, тревожность, отсутствие понимания, давление внешних условий, усталость, несовпадение интересов.
3.3. Психологические механизмы защиты
Противоположностью положительного отношения к сложной конфликтной ситуации являются разнообразные формы защитных реакций человека. Психологическая защита социально-регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведения до минимума чувство тревоги, связанное с осознанием конфликта. Все защитные механизмы обладают двумя характеристиками: действуют на неосознанном уровне н искажают восприятие реальности. Люди редко используют какой-либо единственный защитный механизм, обычно они применяют совокупность различных защит.
Неадекватное разрешение конфликтов обусловлено не всегда осознаваемым действием механизма психологической защиты личности. В этом случае нервное напряжение, душевный дискомфорт устраняются не через деятельность, активное искоренение причин, источников конфликта, отрицательных эмоций, стресса, а путем переоценки, переориентации психической активности, снятия нежелательного напряжения.
В настоящее время все защитные механизмы объединяются по одному основному критерию: все они направлены против фрустраторов. Возможность выделения двух подгрупп этой группы появилась благодаря тому, что фрустраторы бывают внешними и внутренними. По этому критерию различаются: 1) защитные механизмы, направленные против внешних фрустраторов; 2) защитные механизмы, используемые для защиты от внутренних фрустраторов.
54
В целом и типы защиты, и интенсивность, и длительность защитно-лаптивных процессов зависят от смысла фрустраторов для личности, а ндивидуализированное осмысление фрустраторов зависит от структуры мативационной иерархии и уровня притязаний личности.
д.фрейД предложила считать защитными следующие «психологические» механизмы: вытеснение, регрессия, образование реакции, изоляция, отрицание (аннулирование) совершенного действия, проекция, интроек-пяя, обращение на собственную личность, превращение в свою противоположность, сублимация. Эти защитные механизмы используются для зашиты от внутренних фрустраторов.
В дальнейшем этот список был дополнен новыми механизмами, направленными против внешних фрустраторов: отрицание, индентифика-ция, ограничения. Однако и этот список следует дополнить следующими важными защитно-адаптивными механизмами: рационализация, фантазия, конверсия, символизация, перемещения.
Является ли активизация защитных механизмов только непосредственно следствием фрустрации? На этот вопрос следует ответить так: если защитная реакция уже образовалась и превратилась в привычную форму подсознательно и непроизвольно актуализируемого поведения (т.е. защитный навык), то такая реакция может иногда наблюдаться и в ситуациях, совершенно отличных от соответствующих фрустрируюших ситуаций.
Согласно психоаналитической точке зрения, определенные защитные механизмы функционируют на более примитивном уровне, чем другие. Их можно рассматривать как защитные механизмы низшего порядка. Они более массивны в своем действии, т.е. затрагивают широкие и глубинные слои личности. Эмоциональный уровень при использовании этой основной категории Эго-защит имеет тенденцию быть глубоко бессознательным. Их использование, вероятнее всего, ассоциируется с менее зрелым индивидом.
Другие защитные механизмы менее примитивны. Их именуют защитными механизмами высшего порядка. Они имеют тенденцию функционировать в усложненной манере. Защитные механизмы высшего порядка менее массивны, т.е. не затрагивают обширные слои личности и развиваются более постепенно. Они функционируют во всех возрастах и чаще встречаются (чем защитные механизмы низшего порядка) в старшей по возрасту и более зрелой личности.
55
3.3.1. Осознанные психологические механизмы защиты
/. Идентификация -это процесс, благодаря которому индивид ведет себя, думает и чувствует так, как это делал бы другой человек, с которым он себя отождествляет. Идентификация характеризует людей, которые пытаются уменьшить фрустрацию, конфликт, идентифицируясь (отождествляясь) с каким-то реальным или воображаемым человеком.
В процессе идентификации одно лицо (субъект идентификации) осуществляет преимущественно подсознательно психическое уподобление с другим (с объектом идентификации). Идентификация приводит к поведенческим последствиям - подражанию действия и переживания объекта, интернализащщ его ценностей и установок.
2. Подавление. При такой реакции человек осознанно отбрасывает неприятные воспоминания и мысли. Это происходит посредством сознательного исключения их из своей памяти. Подавление осуществляется с помощью волевых, осознанных усилий. {Скарлетт: «Об этом я подумаю завтра»).
Подавление является процессом исключения из сферы сознания мыслей и чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Подавление действует избирательно: оно направлено против тех воспоминаний, которые связаны с прошлыми фрустрациями личности и в настоящее время, актуализируясь в сфере сознания, могли бы вновь фрустрировать ее.
3. «Поглощение стрел» - это манипулирование, которое преднамеренно вводит в заблуждение оппонента, полагающего, что, если уступили ему, то и он может сделать шаг навстречу. Это стремление сделать оппонента более уступчивым в решении важных вопросов.
4. Самоограничение. Суть самоограничения состоит в следующем: когда человек понимает, что его достижения менее значительны по сравнению с достижениями другого, тогда его самоуважение страдает, снижается. Многие в подобной ситуации прекращают свою деятельность. А. Фрейд отметила простоту и распространенность этого механизма, а также то обстоятельство, что он свойственен нормальной психической жизни на протяжении развития личности.
3.3.2. Бессознательные психологические механизмы защиты низшего порядка
1. Вытеснение - это выключение из сознания неприемлемого мотива, угрожающих или причиняющих боль мыслей и неприятной информации. Истинная, но неприятная информация вытесняется с целью, чтобы её за-
меняла другая информация, одобряемая с точки зрения социального окружения и поэтому не вызывающая стыда и угрызений совести.
Вытеснение - это непроизвольный акт, который препятствует осознанию нами многих собственных конфликтов и травматических переживаний из нашего прошлого. Вытесненный мотив, не находя разрешения в доведении, сохраняет, однако, свои эмоциональные и вегетативные компоненты. Обмолвки, описки, неловкие движения нередко свидетельствуют 0 вытеснении. Таким образом, вытеснение означает исключение га сознания импульса, провоцирующего напряжение и тревогу. Например, человеку надо принять какое-то трудное, мучительное для него решение в отношении конфликтной ситуации. Это наполняет его тревогой т беспокойством. Тогда вдруг он «забывает» об этом деле. Точно так же он может забыть о совершенном им некрасивом поступке, который тревожит его самосознание, о трудно выполнимом обещании и т.п. причем, это не лицемерие. Человек «честно» забывает, не видит, на знает. Нежелательная информация просто вытеснена из его сознания. Что-то может его тревожить, но что - он не знает.