Указания по заполнению
«Таблицы профиля характера персонажа»
Заполняйте бланк таблицы каждый раз, когда начинаете работать над новой ролью. Пользуйтесь карандашом, чтобы потом можно было вносить изменения; вам может также понадобиться текстовыделитель.
Начните с внимательного прочтения сценария, чтобы разгадать характер вашего персонажа. Берите таблицу с собой на репетиции и по мере нахождения новых особенностей в характере вашего героя вносите в нее дополнения и изменения.
Таблица разделена на секции, и после того как вы записали основные факты в левой стороне таблицы, остальные секции можно заполнять в любом порядке. Ниже приводятся некоторые дополнительные разъяснения.
· Любимая фантазия: здесь вам предлагается определить или (если
вы достаточно хорошо знаете характер своего героя) придумать его
тайную фантазию. Эта секция не только поможет вам глубже
понять характер своего персонажа, но и позволит создать
интересную импровизацию, — а что будет, если осуществить
фантазию персонажа? Если вы играете слугу, в фантазиях
представляющего себя королем, ощущение, которое персонаж мог
испытывать, когда все ему прислуживали и превозносили его,
становится мощным воображаемым воспоминанием.
· Жизненная задача: это «сверхзадача», определяющая все
поведение персонажа в данный момент его
Стр. 225
жизни. Скорее всего, она останется неизменной, если в жизни героя не возникнут какие-то чрезвычайные обстоятельства. Примеры: «стать знаменитым», «помогать другим», «совершить что-то значительное прежде, чем я умру».
* Качели статусов: эта секция позволит вам составить для себя представление об отношениях между вашим персонажем и другим значимым персонажем в пьесе, когда они впервые появляются на сцене вместе. Над бревном уже нарисована «тонкая» доска; нарисуйте новую доску, показывающую баланс статусов между вашим героем и другим персонажем. Угол наклона доски указывает на относительный статус.
* Прозвище:это полезная «памятная записка» при исполнении роли, поскольку прозвище является обычно лаконичным описательным ярлыком, отражающим личность героя, — «Башковитый», «33 несчастья», «Солнышко», — выберите какой угодно. Очевидно, что прозвища, образованные от имени или фамилии человека, будут мало способствовать вашему «ощущению» персонажа. Собственно говоря, вам, возможно, придется самому придумать прозвище; в этом случае отложите это на потом, чтобы собрать всю нужную информацию для выбора подходящего прозвища. И помните, что сами мы прозвища для себя не выбираем.
* Личностный тест:возьмите маркер и впишите качества, черты характера и взгляды, о которых вы с уверенностью можете сказать, что ваш персонаж их проявляет в определенном эпизоде пьесы. Наблюдаемое
Стр. 226
поведение должно быть одномоментным. Вы наверняка обнаружите интересные парадоксы и конфликты: персонаж может в одном эпизоде показаться беззаботным, в другом — пессимистичным; в данном месте спокойным, а парой страниц ниже — нервозным. Я хочу помочь вам избавиться от стереотипов; подобно реальным людям, хорошо выписанные персонажи — это сложные создания, чьи мысли и настроения могут радикально меняться, причем неожиданно. Их поведение может непосредственно зависеть от людей, с которыми они тесно общаются. Обозначив все типы поведения, проявляемого вашим героем, вы заметите, что в одной «четверти» схемы будет выделено больше слов, чем в остальных. Из этого можно сделать вывод, является ли ваш персонаж, скажем, устойчивым экстравертом или невротиком-интровертом (комбинации могут меняться). Тем самым вы получите быстрое представление о личности персонажа и о том, чем он отличается от вас.
* Власть:эта секция напоминает вам о власти, которой обладает ваш
герой в ключевых отношениях с другими. Данная секция может иметь
очень важное значение в плане понимания того, как власть сказывается
на поведении персонажа в отношении к другим людям, поскольку и он,
и его партнер четко осознают власть друг друга и последствия
употребления этой власти. Если остальные актеры также заполнили эту
секцию, можно провести обсуждение проблем власти в пьесе; если
позволяет время, неплохо немного по импровизировать.
Стр. 227
Стр. 228
Стр. 229