Материалы для индивидуальной работы

ПСИХОЛОГИЯ

ЧАСТЬ II

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Волгоград

Рецензенты:

Авторы-составители:

Глазырина Л.Г. старший преподаватель кафедры психологии Волгоградского государственного социально-психологического университета

В пособии представлены материалы для организации практических занятий в курсе «Психология» (раздел «Психология человека»). Содержание соответствует государственным образовательным стандартам третьего поколения 2011 года для специальностей педагогического профиля. В пособии привлечены материалы, относящиеся к области психологии человека, психологии развития, психология образования т др., различным по своим исходным основаниям психологическим подходам.

Предназначено для подготовки бакалавров педагогического образования.

Содержание

   
Тема 1. Введение в курс «Социальная психология»  
Тема 2. Социализация личности  
Тема 3. Социальная регуляция поведения  
Тема 4. Социальная перцепция  
Тема 5. Коммуникация  
Тема 6. Психологическое влияние в прорцессе межличностного взаимодействия  
Тема 7. Межгрупповое взаимодействие  
Тема 8. Динамические процессы в малой группе  
Тема 9. Методы социально-психологического исследования социальных явлений  
   
   

Тема 1. Введение в курс «Социальная психология» (аудиторная работа – 2 часа)

Социальная психология имеет собственную историю, теорию, проблемы и методы, она еще не является самодостаточной наукой. И наилучшим образом она расцветает в саду, который орошается из различных источников и возделывается различными садовниками.

Г.В. Оллпорт

Вопросы для группового обсуждения на занятии:

1. В чем заключается отличие социальной психологии от психологии человека?

2. Что изучает данная наука как самостоятельная, относительно независимая отрасль знания? Какие прикладные отрасли социальной психологии можно выделить?

3. В чем общее и различное понимание предмета социальной психологии в отечественной и американской социальной психологии?

4. В решении каких практических вопросов могут быть использованы социально-психологические знания в сфере образования?

Задания к семинару

Задание 1.В материалах для индивидуальной работы представлены определения социальной психологии как науки разных авторов исодержание предмета социальных и психологических наук. Проанализируйте их и выполните следующее задание:

· Какие общие проблемы, изучаемые социальной психологией, отражены в представленных определениях?

· Соотнесите название науки и содержание предмета ее изучения –

А) Возрастная психология,

Б) Психология человека,

В) Зоопсихология,

Г) Специальная психология,

Д) Социальная девиантология,

Е) Этнопсихология,

Ж) Антропология,

З) Социология,

И) Педагогика,

К) Социальная психология.

Задание 2.«В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с такими разнородными и вместе с тем важными для нас явлениями, как общение; ролевые, межличностные и межгрупповые отношения; конфликты; и т.п. В основе перечисленных и подобных им явлений лежат, прежде всего, психическая деятельность и поведение людей, которые взаимодействуют друг с другом в качестве социальных субъектов. Иными словами, речь идет о явлениях, порождаемых взаимодействием как отдельных личностей, так и их объединений». В материалах для индивидуальной работы представлены тексты, описывающие различные проявления социально-психологических явлений. Изучите тексты и ответьте на следующие вопросы:

· Какие социально-психологические явления встречаются в текстах? Приведите конкретно примеры, аргументируя свои ответы.

· В чем заключается специфика социально-психологических явлений в отличие от общепсихологических? Что является источником возникновения социально-психологических явлений? Какие основные группы социально-психологических явлений можно выделить?

Задания для углубленного изучения темы

1. Используя дополнительную литературу, напишите авторский текст «Исторические предпосылки оформления социальной психологии в самостоятельную науку».

В основу текста могут быть положены следующие ответы на вопросы: Какие колоссальные изменения происходили в мире на рубеже XIX-XX веков в экономической, социальной и политической жизни мира? Каким образом эти изменения связаны с новым осмыслением жизни в контексте социальной психологии как науки?

Материалы для индивидуальной работы

Клецина И.С. Практикум по социальной психологии

Содержание понятия социальной психологии как науки:

1. Социальная психология как наука обращается к изучению закономерностей поведения и деятельности людей, которые обусловлены включенностью в социальные группы, а также к изучению психологических характеристик таких групп (Андреева Г.М.).

2. Социальная психология – это область психологии, призванная изучать те психические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом. Социальная психология изучает те психологические изменения, которые зависят от социальных условий (Кузьмин Е.).

3. Социальная психология – это психологическая наука, изучающая человека как участника различных по форме и целям социальных отношений (прежде всего межличностных и межгрупповых), а также особенности отношений, возникающих между людьми в процессе межличностного общения, внутригруппового и межгруппового взаимодействия (Битянова М.Р.).

4. Социальная психология – наука, изучающая, что люди думают, друг о друге и как относятся друг к другу (Майрес Д.).

5. Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия (Журавлев А.Л.)

6. Социальная психология – это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний (Свенцицкий А.Л.).

Содержание предмета социальных и психологических наук:

1. Факторы и закономерности генезиса психики человека.

2. Факторы психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально исторического развития общества.

3. Формирование поведения и психических процессов у животных, развитие организма в онтогенезе, роль поведения в эволюционном процессе, биологические предпосылки становление человеческого сознания.

4. Особенности детей с проблемами в развитии и проблемы их обучения и воспитания.

5. Природа, законы и закономерности, а также механизмы девиантного поведения.

6. Представления, идеи и верования, которые являются объединяющими для того или иного народа и оказывают непосредственное воздействие на поведение и деятельность его членов.

7. Человек и его мир во всех проявлениях жизнедеятельности (духовный и материальных).

8. Общество как социальная система в целом, ее развитие и функционирование через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.

9. Процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования и воспитания; воспитание человека как функция общества; воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

10. Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп, в том числе больших социальных групп (народы, нации, профессиональные группы и т.д.), малых групп (коллектив, семья, группы друзей и т.д.).

Подобрать тексты к заданию 2

Литература

Основная

1.Алтунина И.Р., Немов Р.С. Социальная психология: учебное пособие / И.Р. Алтунина, Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2010. – С. 8 – 56.

2.Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направ. и спец. «Психология»/ Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007. - С. 8 – 68.

3.Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2011. – С. 11 – 23.

4.Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология/ Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис. – СПб.: Питер, 2010. – С. 49-117.

5.Шибутани Т. Социальная психология: пер. с англ./ Т.Шибутани. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.

6.Шихирев П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихрев. – М., 2004.

Дополнительная

1.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические ориентации)/ Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1978.

2.Современная зарубежная социальная психология. Тексты/ Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

3.Шихирев П.Н. Социальная психология в странах Западной Европы: проблема методологии и теории/ Отв. ред. Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 1985.

Тема 2. Социализация личности (аудиторная работа – 4-6 часов)

Вопросы для группового обсуждения на занятии:

1. Понятие социализации неразрывно связанно с представлениями о личности и о характере ее связей с обществом. Что представляет собой процесс социализации с точки зрения зарубежной и отечественной социальной психологии?

2. В чем заключается сущность психологической и социально-психологической стороны социализации? В чем заключается особенность социально-психологической стороны процесса социализации на разных возрастных этапах развития ребенка?

Ключевые слова

Социальное развитие, социализация, асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности. Институты социализации, агенты социализации, механизмы социализации и их виды.

Инкультурация, интернализация, социально-психологическая адаптация, дезадаптация, социальное конструирование.

Социальная депривация, сепарация. Феральные люди, социальный инфантилизм, социально зрелая личность.

Наши рекомендации