Карты зоны пассионарного толчка xi в. до н.э
Линия пассионарного толчка по "Этногенез и биосфера Земли", 1973 пролегает в широтном направления от точки с координатами 30оN 117oE до 41оN 83oE под углом в 300o к меридиану, протяженность линии около 3300 км. Линия в книге "Древняя Русь и Великая степь" датирована X в. до н.э. и пролегает от точки с координатами 39оN 120oE до 49оN 39oE под углом в 209o к меридиану, протяженность линии около 6300 км.
1. Чжоусцы (Северный Китай: Шэньси). Завоевание княжеством Чжоу империи Шан Инь. Появление культа Неба. Прекращение человеческих жертвоприношений. Расширение ареала до моря на востоке, Янцзы на юге, пустыни на севере.
2. Скифы (Центральная Азия).
Карты зоны пассионарного толчка VIII в. до н.э.
Линия пассионарного толчка по "Этногенез и биосфера Земли", 1973 пролегает в широтном направления от точки с координатами 46оN 2oW до 28оN 51oE под углом в 308o к меридиану, протяженность линии около 5000 км. Линия по карте из книги "Древняя Русь и Великая степь" и пролегает от точки с координатами 46оN 2oW до 35оN 40oE под углом в 302o к меридиану, протяженность линии около 3700 км.
1. Римляне (центральная Италия). Появление на месте разнообразного италийского (латино-сабино-этрусского) населения римской общины-войска. Последующее расселение на среднюю Италию, завоевание Италии, закончившееся образованием Республики в 510 г. до н.э. Смена культа, организации войска и политической системы. Появление латинского алфавита.
2. Самниты (Италия).
3. Эквы (Италия).
4. Галлы (южная Франция).
5. Эллины (средняя Греция). Упадок ахейской критомикенской культуры в XI-IX вв. до н.э. Забвение письменности. Образование дорийских государств Пелопоннеса (VIII в.). Колонизация эллинами Средиземноморья. Появление греческого алфавита. Реорганизация пантеона богов. Законодательства. Полисный образ жизни.
Лидийцы.
7. Килиикийцы (Малая Азия).
8. Персы (Персида). Образование мидян и персов. Дейок и Ахемен – основатели династий. Расширение Мидии. Раздел Ассирии. Возвышение Персиды на месте Элама, закончившееся созданием царства Ахеменидов на Ближнем Востоке. Смена религии. Культ огня. Маги.
Подводя итоги анализа развития духовной культуры и искусства в первобытной общности целесообразно ответить на риторический вопрос: эпоха первобытности закончилась далеко в прошлом, или ее следы можно обнаружить и в Новейшее время?
В России и сейчас есть люди, которые живут в условиях крестьянской цивилизации. Типичная российская семья – это трехпоколенная семья – остаток эпохи поздней первобытности. Такая семья процветает в деревнях, небольших городах, где живут горожане первого или второго поколения, не потерявшего связь с деревней. Таких семей нет только в мегаполисах. Слияние реальностей в роду в эпоху первобытности было целесообразно, оно совершенно нецелесообразно для людей Новейшего времени. Но именно это и пытается сделать современная трехпоколенная семья. В типичной российской семье велика моральная и материальная зависимость членов семьи друг от друга, а семейные роли спутаны и слиты, каждый может быть функционально быть всем и никем. (А.Варга). Противоречие между современным молодым человеком, которому необходимо полноценное развитие всех реальностей: телесности, сознания, личности, воли, внутреннего человека, и трехпоколенной семьей, которая стремится узурпировать его реальности, особенно реальность воли, и составляет основную драму и содержание кризиса современной трехпоколенной семьи в России.
РЕЗЮМЕ
Реконструкция психического склада от первобытности до новейшего времени является по сути дела реконструкцией формирования процесса возникновения и развития полиреальности природы самого человека.
Социально-историческое познание имеет предметом сам процесс развития человеческого общества как одного сложно устроенного человека.
Полионтичность мира порождает полиреальность человека. Именно это конституирующее свойство обеспечило наибольшую изоморфность полионтичному миру, а значит, познания изоморфности мира, человека и рефлексии человеком полионтизма мира и своей полиреальности.
На наш взгляд, источник этот – бесконечно виртуализированный, похоже, навсегда виртуализированный пласт психики, унаследованный нами еще от первобытности. Мы предполагаем, что источником появления новых реальностей, которые всегда появляются сначала как виртуальные реальности, является мифомагический пласт психики, который сформировался в эпоху первобытности и стал матрицей всех будущих реальностей, которые появляются сначала как виртуальные, принадлежащие группе людей, а в ходе развития девиртуализируются, осваиваются, становятся достоянием отдельного человека.
Таким образом, можно констатировать, что мифомагический пласт психики может быть, матрицей всех реальностей, так как только он отражает полиреальность самого мира.
Первой виртуальной реальностью, которая отделилась от мифомагического пласта, была реальность телесности. Она возникла впервые в охотничьей цивилизации. Она позволила отделить человеку свое тело от всех других тел и предметов. Однако все другие реальности еще продолжали оставаться в качестве потенциальных в мифомагическом пласте психики.
От возникновения первых людей 35-40 тысяч лет назад до поздней первобытности, когда уже сформировалась крестьянская цивилизация, реальность телесности уже девиртуализировалась, освоилась. Но род для людей был важнее отдельного человека. Субьектом жизнедеятельности был еще род.
В этот период род нес функции реальностей личности и воли. Отдельные люди этих реальностей еще не имели.
Следует отметить, что психика первобытного человека имела пантеистическую направленность. Первобытный человек обладал пралогическим мышлением, сущность которого состояла в невозможности дифференциации предметов и явлений окружающего мира на основе причинно-следственных связей. Оно характеризовалось синкретичностью, общей каузальностью и было направлено на решение задач, имеющих витагенный характер. Названные особенности пралогического мышления первобытного человека не позволяли ему решать сложные логические задачи, а лишь ориентироваться в пространственно-временном континууме на основе инстинктивных механизмов. У первобытного человека речь выступала не в качестве основной системы коммуникации, а выполняла прагматическую функцию– воздействие на поведение других представителей общины. В этой функции был заложен суггестивно-коммуникативный механизм, который являлся результатом высокой степени представленности в структуре психики первобытного человека мифомагического пласта. В качестве основного доминирующего инстинкта, характеризующего тип психофизиологического поведения человека, у первобытных людей был генофильный тип. Этот тип доминирующего инстинкта определял базовые механизмы поведения первобытного человека, сущность которого состояла в фабуле «Я и другие». Причем акцент внимания был сделан на близких родственников.