Межличностные отношения
Межличностные отношения в группе
Взаимодействие и общение людей происходит в разнообразных группах. Группа понимается как ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры композиции, уровня развития).
Человек как личность формируется в группе. Группа оказывает влияние на индивидуальность, поведение, ценностные ориентации, самосознание личности. В учебной или производственной группе складываются определенные отношения, которые влияют на процесс обучения или трудовой деятельности.
Система взаимосвязей в группе основывается на статусно-ролевых отношениях, профессионально-квалификационных характеристиках, половозрастном составе.
Положение человека в коллективе во многом определяется особенностями коллектива. В малосплоченном коллективе статус личности определяется уровнем ее общительности. В сплоченных коллективах, характеризующихся близостью взглядов, оценок, ориентированных на выполнение совместной деятельности, статус личности в большей степени определяется ее деловыми и моральными качествами.
Задание 33. Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе
Социометрическая методика позволяет выявить картину эмоциональных тяготений (симпатии, антипатии), структуру группы, динамику межличностных предпочтений, удовлетворенность человека общением в данной группе, уровень групповой сплоченности.
Цель исследования:определить особенности
межличностных отношений в группе.
Процедура исследования: социометрическая техника исследования построена на том, что исследуемые лица выбирают партнеров для совместной учебы или работы, совместного проведения времени и т.д. Для этого, как правило, используется прямой вопрос: «С кем бы Вы хотели учиться (работать, проводить время)?». По числу полученных выборов можно судить о популярности, эмоциональной привлекательности и положении индивида в группе. При проведении методики не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной.
Инструкция: «Представьте, что в будущем ваша учебная группа будет переформирована с учетом ваших пожеланий. На листке напишите, кого из членов вашей группы вы хотели бы видеть в составе вновь организованной группы. Укажите три фамилии таких товарищей. Постарайтесь отвечать искренне, самостоятельно, не советуясь друг с другом. Листки необходимо подписать».
Обработка результатов
При обработке данных составляется матрица. По вертикали в ней указываются фамилии всех студентов, а по горизонтали их порядковый номер по списку. На соответствующих пересечениях крестиком обозначают тех, кого выбрал каждый студент в качестве возможного члена будущей группы. Затем в таблице подсчитывают количество выборов и взаимных выборов у каждого студента (подсчет производят по вертикали).
Таблица 28
Социоматрица
№ | Кого выбирает Кто выбирает | ………. | |||||
Лесных | + | + | + | ||||
Андреев | + | + | |||||
Пермяков | + | + | + | ||||
Гусев | + | + | + | ||||
Филиппов | + | + | |||||
…………………. | |||||||
Количество полученных выборов | |||||||
Из них взаимных |
Статус каждого члена группы Si подсчитывается по формуле:
Si = [Ri/(N–1)] x 100 %,
где Ri – число полученных выборов, N – количество участников в группе. Чем выше статус, тем авторитетнее человек в группе.
S: 80-100 – высокий авторитет,
S: 60-80 – авторитетный,
S: 40-60 – принятый в коллективе,
S: 20-40 – срединное положение,
S: (–20) - (+20) – безразличное отношение, но без отвержения,
ниже (–20) – игнорируемый.
Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе.
Индекс групповой сплоченности можно определить по формуле:
где SRi – сумма выборов, N – число членов группы.
J: 60-100 – высокая сплоченность,
J: 20-60 – хорошая сплоченность,
J: (–20) - (+20) – среднее положение коллектива,
J ниже (–20) – коллектив не сложился.