Межличностные (трансперсональные) взаимодействия
Подтаковыми мы понимали взаимодействия людей, осуществляющиеся во внутреннем плане (в планах, в мечтах, в сновидениях и т. д.). В первом нашем исследовании группам испытуемых демонстрировалась живописная картина, и им предлагалось вообразить как они «входят» в нее и мысленно путешествуют по изображенному пейзажу. Методика и результаты исследования подробно описаны в других наших работах [5]. Как показали наши исследования, «фантазии-путешествия по картине» разных людей довольно сильно отличаются друг от друга. У некоторых испытуемых только объектные фантазии (особенности местности), встреч и бесед в них нет. Даже если испытуемым дается инструкция «встретиться в картине с партнером и повзаимодействовать с ним», они все равно воображают пустое пространство. Другие испытуемые легко представляют и встречи с партнерами, и разговоры с ними; некоторые даже представляют разговоры партнеров между собой, например подслушанные из-за дерева («они разговаривали обо мне, что я должен прийти, а что-то задерживаюсь»).
Но самый интересный результат был получен при анализе протоколов на предмет наличия совпадающих фантазий. Некоторые испытуемые в своем воображении представляли состояние партнера (его позу, слова, которые он произносит, даже место встречи с ним) практически также как он их продуцировал в своем воображении. (1 испытуемая: «Я сидела на берегу, потом увидела Наташу на том берегу; она заметила меня, вошла в воду и стала бегать, брызгаться и смеяться. Брызги попали на меня – очень холодные, я еще подумала, как это Наташа терпит». 2 испытуемая: «Моя подруга была на другом берегу. Она сидела на траве, потом она позвала меня и я пошла к ней через речку, а она мне кричит, чтобы я быстрее выходила – вода холодная. А мне было очень хорошо и совсем не холодно».)
Аналогичные нашим результаты описаны исследователями в области Трансперсональной психологии. С.Гроф наблюдал похожий феномен совпадения переживаний во время своих экспериментов по изучению измененных состояний сознания под действием специальных дыхательных упражнений или LSD – терапии: «два индивидуума, проходящие сеанс одновременно, могут разделять многие идеи или параллельные переживания без явной вербальной коммуникации и обмена» [12, с.253]. Такое совпадение мыслей и чувств при проведении трансперсонального сеанса наблюдалось достаточно регулярно, хотя в целом и не часто, обычно преобладали другие переживания. Хотя С.Гроф и не проводил отдельного исследования феномена, все-таки мы хотели бы сохранить для данного явления предложенный им термин «трансперсональные взаимодействия».
Как мы полагаем, в основе этого феномена лежит способность человека создавать пространство единения, в которое на некоторое время могут быть вовлечены несколько человек (по К.А.Абульхановой). Дивергентное чувствование делает возможным мысленное взаимодействие человека с другими людьми (не только формально – обилие фантазий такого рода, но и реально – через совпадение его фантазий с реальными мыслями и чувствами других, людей); конвергентное чувствование ведет к объектным фантазиям, в которых другие люди или отсутствуют вообще или присутствуют на уровне неодушевленных предметов.
В чем же глубинный смысл такого рода чувствования? Почему одни люди ориентированы конвергентно, а другие дивергентно? Как мы полагаем, эта разница глубинна и связана с Я-концепцией человека.
У одних людей существует неосознаваемое представление о себе как о конкретном образе, носителе конкретных физических и психических качеств. У них другие люди – воистину Другие, они могут быть враждебны, дружны, но они не Я. Они – другие и мое Я ими не является. У дивергентных испытуемых границы Я подвижны, они способны к интеграции с другими Я в Мы.
При сравнении сновидений, снящихся испытуемым с разной способностью к установлению трансперсональных взаимоотношений и низкой, мы получили следующую устойчивую тенденцию. У испытуемых с низким уровнем «угадываний» реакции другого человека в сновидениях образ Себя один-единственный. Такие испытуемые очень редко представляют вокруг себя компанию Других людей. В своем сне они одиноки, т. е. путешествуют по пространству сновидения в одиночку. Также их Я редко «меняет тела» и редко представляется в образе сразу нескольких человек. Как нам кажется, подобное представление о себе способствует развитию конвергентных эмоций. Это не означает, что Я сновидца не способно общаться с Другими людьми, способно и общается и это общение сопровождается сложной эмоциональной гаммой (от любви до ненависти), но Другие – все равно остаются Другими.
Наоборот, существует корреляция между наличием в сновидениях вокруг Я компании людей (показатель «Я с компанией») и способностью к мысленному взаимодействию людей (количеству совпадений) в состоянии активного воображения (r=04, р<0,02).
Появление в сновидениях в качестве главного действующего лица персонажа группы людей (в которой Я, чаще всего, главенствует) предусматривает и увеличение этой «компании» и возможность включения в нее Других людей, именно как части Меня; расширение этой компании как мой личностный рост. Как нам кажется, интегрированный образ «Я с компанией» – это представление именно Себя, не Себя и Других, а множественного Себя (несмотря на то, что в компанию могут входить и хорошие знакомые сновидца). Во-первых, потому что «компания» обычно дружная и ведет себя как единый персонаж («мы пошли», «мы остановились») отдельные персонажи могут быть заниматься своими делами, но единство группы сохраняется («мы остановились на привале, кто-то стал заниматься чаем, кто-то пошел в разведку, я стал говорить с соседом»).
Во-вторых, наблюдается довольно значительная корреляция между показателем «осознание себя собой в сновидении» и представлением образа «Я с компанией» (r=0.5 р<0,06), т. е. эти показатели связаны, чем чаще мы осознаем себя самим собой в сновидении, тем чаще наше Я объединяет вокруг себя группу. Как нам кажется, представление себя во сне в виде множественной личности («Я с компанией») определяет дивергентную направленность чувств. И в этом глубинная суть дивергентного чувствования: на каком-то очень глубоком, неосознаваемом уровне человек может расширять свое Я, включая в пространство своей личности других людей и ощущать их частью самого себя.