Фонологическая характеристика речи

По нашим наблюдениям, параалалическая форма ТНР манифестирует в раннем возрасте. Первые ее проявления — запаздывание в формировании звукопроизношения и медленный прирост активного словаря. Интонационно-мелодическая окраска речи грубо не страдает, но может быть несколько обеднена. Как анамнестические данные, так и непосредственные наблюдения показывают, что у таких детей на втором-третьем годах жизни превалируют слова с выраженным дефицитом звуконаполнения. У ряда детей это так называемые «контуры слов», где лишь один - два слога соответствуют нормативному слову, остальные звуки опускаются, и слово остается узнаваемым лишь за счет сохранения интонационно ритмической его составляющей. В других случаях используются фрагменты слов с расширенной семантикой (так называемые «псевдоомонимы») и упрощением слоговой структуры. В большинстве наблюдавшихся нами случаев это были фрагменты нормативных слов, а не лепетные, звукоподражательные их заменители. С большим запаздыванием у таких детей происходит смена временных субститутов. У детей 6—8 лет могут сохраняться такие субституты, как полумягкие /s/, /l/, /t/ и даже /j/. Количество нормативных звуков, которыми владеет ребенок, существенно отстает от нормы. При этом нами не обнаруживалось значительной диссоциации в качестве произношения изолированно и в потоке речи. У большинства детей страдает артикуляционная база, у многих имеются и признаки запаздывания в формировании фонологической системы, нарушения фонематических представлений. Они могут выражаться в заменах (наиболее часто заменяющий звук — ранний субститут) или искажениях некоторых фонетических характеристик звука. Замены обычно носят относительно стабильный характер. В отличие от моторной алалий, здесь наблюдается низкая контекстуальная зависимость качества фонемного выбора и произношения звуков. Качество и количество замен не резко различается при произнесении отдельных слов, фраз, текстов.

Запаздывание в формировании слоговой структуры у детей данной группы варьировало в значительных пределах. В конце второго — начале третьего года жизни у таких детей преобладали двусложные слова. В большом количестве слов слоговая структура была редуцирована. Однако по степени выраженности нарушений слоговой структуры у детей этой группы наблюдался большой разброс: от минимальных проявлений недостаточности до тяжелых нарушений. Все эти недостатки значительно превышали проявления возрастной физиологической незрелости, но не достигали той степени тяжести, которая приводит к длительному доминированию лепетных и звукоподражательных слов.

На синдромальном уровне у наблюдавшихся нами детей нарушения звукопроизношения наиболее часто соответствовали клинической картине артикуляционной диспраксии. При обследовании орального праксиса во многих случаях выявляются симптомы оральной диспраксии легкой или средней степени тяжести. Более чем в половине случаев выявлялась неполноценность и пальцевого праксиса.

У 60 % обследованных нами детей обнаруживались симптомы незрелости или недоразвития фонематических представлений. Иначе говоря, у этих детей отмечалась нечеткость, диффузность ментальных перцептивных эталонов ос­новных фонем русского языка (в наибольшей степени это относится к соглас­ным). Это выявлялось, например, при выполнении таких заданий, как подбор картинок или придумывание слов, в которых содержится определенный звук. Чаще всего смешивались звонкие и глухие смычные согласные звуки. Дети допускали ошибки при воспроизведении серий слогов с оппозиционными со­гласными.

Пример

Саша К., 6 лет 3 мес.

Образец воспроизведение
ДА-ТА-ДА да-та-та
ДА-ТА-ДА да-да-та
ДА-ТА-ДА да-та-да
ТА-ДА-ТА та-та-та
ТА-ДА-ТА та-та-да
СА-ША-СА са-ша-са
ЗА-ЗА-СА за-за-са
СА-ЗА-СА са-за-са

Здесь причиной ошибок, по-видимому, является недостаточная дифференцированность ментальных эталонов звуков Т и Д. Можно было бы предполо­жить, что ошибки в вышеприведенном примере обусловлены трудностями мнестического характера, дефицитом сукцессивной кратковременной памя­ти. Однако в данном случае это не является основной причиной ошибок. Это видно из того, что серии с другими согласными ребенок воспроизводит без за­труднений. Как и в приведенном примере, чаще всего фонематические нару­шения носили у детей избирательный характер. Воспроизведение ряда из трех стимулов другого типа (например, трех цифр) было доступно всем. В 32% слу­чаев у детей отмечались нарушения фонематического восприятия. В словах-квазиомонимах дети не различали фонематические дифференциальные при­знаки в некоторых парах оппозиционных фонем. Чаще это касалось пар звонкий—глухой. В тестовой ситуации они путали картинки на слова-квази­омонимы, различающиеся соответствующими согласными. В деформирован­ных фразах — не замечали подмены адекватного слова его квазиомонимом (описание методики см. в главе 9). Довольно часто дети с подобными наруше­ниями, обнаруженными при диагностике, в спонтанной речи соответствую­щие звуки не смешивали. Иначе говоря, в таких случаях наблюдалась диссо­циация между способностью различать дифференциальные признаки фонем на импрессивном уровне и оперированием ими же на экспрессивном уровне в процессе порождения речи и формирования моторной программы высказыва­ния. По-видимому, данные нарушения по механизмам правомерно рассмат­ривать как феномены гностического, а не языкового (фонологического) уровня.

То, что обозначают в логопедии как нарушение «фонёматическиех представ­лений», указывает скорее на.несформированность перцептивных (акустико-артикуляторных) эталонов, определенных фонем (или силлабем), чем на на­рушение противопоставленности и дифференцированности самих языковых единиц. В противном случае соответствующие звуки должны были бы во всех подобных ситуациях смешиваться в речи. Когда смешение происходит на обо­их уровнях (импрессивном и экспрессивном), более вероятно предположить нарушение формирования системы фонематических противопоставлений. Значительно реже в практике встречается противоположная ситуация: нали­чие смешений определенных звуков в экспрессивной речи и сохранность их дифференциации на импрессивном уровне.

Собственно языковыми нарушениями фонологического уровня у детей с параалалической формой ТНР следует считать замедление темпа формирова­ния и дифференциации фонологической системы, длительное сохранение не­зрелых, упрощенных ее форм, свойственных детям раннего возраста.

Наши рекомендации