Общая схема лекционного сообщения

Самая общая схема лекционного сообщения подразделяется на докоммуникативную фазу (подготовка к лекции) и коммуникативную фазу (речевые сообщения, непосредственная передача знания во время реализации развернутого лекционного замысла). Каждая из этих фаз включает определённое количество более мелких операций; докоммуникативная фаза включает пять таких фаз, коммуникативная фаза включает три основных и две дополнительные фазы: основные относятся непосредственно к лекционному сообщению, а дополнительные - к поведению оратора.

Изобразим эти фазы в виде такой схемы:

Докоммуникативная фаза (подготовка к лекции) Коммуникативная фаза (речевое сообщение)
1. Выбор темы, определение цели 1. Управление аудиторией
2. Подбор, подготовка материалов 2. Уровень информативной насыщенности источника
3. Логическая организация лекции (композиция и план) 3. Общая картина поведения оратора
4. Выбор доказательств, системы аргументирования 4. Ответы на вопросы и искусство спора
5. Работа над языком и стилем 5. Техника произнесения речи, индивидуальная специфика оратора

Схема дана так, что каждому отрезку докоммуникативной фазы соответствует (насколько это возможно в реализации сообщения) определенный оперативный отрезок коммуникативной фазы. Во всяком случае, это соответствие дано в схеме для того, чтобы показать, на какую операцию докоммуникативной фазы опирается, в общих чертах, операция коммуникативной фазы. Разумеется, жёсткой фиксации здесь нет, и в действительности все они составляют единое динамическое целое, непрерывно переходя друг в друга. Однако предложенную схему ни в коем случае нельзя воспринимать как шаблон. В реальности процесс воплощения первоначального замысла в речь может выглядеть и иначе. Всё зависит от индивидуального подхода и опыта преподавателя.

Рассмотрим самые общие рекомендации для подготовки речевого сообщения.

1. Цель лекции. Она может быть следующей:
- побуждающая;
- информативная;
- развлекательная.

Каждая цель по-своему определяет направленность сообщения, но в системе "преподаватель - аудитория" чаще всего используется информативная речь. Однако, в некоторых случаях не следует избегать элементов агитации (побуждения) и даже элементов юмора и шутки (развлекательный тип), применяемых в малых дозах в середине лекции для снятия утомления, освежения внимания и уменьшения общей психической нагрузки аудитории.

2. Главная тема. Она наиболее информативно насыщена, должна иметь тщательно разработанный конкретный план.

3. Усиление воздействия. Может быть ссылка на различные отзывы, на мнение авторитетов, выдающихся людей, крупных ученых.

Кроме того, может быть использовано обращение к ассоциациям: а) положительным, к тому, что вызывает приятные ощущения, эстетические переживания; б) отрицательным, например, отказ студента от использования лекционного материала можно ассоциировать с провалом на экзамене.

4. Заключение. Как уже говорилось, на этом этапе лекции должно быть дано обобщение основных идей, поставлена далеко идущая цель, и, по возможности, должна быть сформирована длительная сильная мотивация или положительная установка по отношению к материалу сообщения.

Управление аудиторией

Переходим теперь к специфике непосредственной передачи сообщения в речевом аспекте, т.е. к особенностям речевого построения сообщения.

Известно, что задача сосредоточения внимания слушателей решается прежде всего вступительной частью, однако овладеть вниманием мало - необходимо удержать его на протяжении всей лекции. Устойчивость внимания в большинстве случае является результатом слияния произвольного и непроизвольного внимания аудитории. Одним из важнейших условий такого слияния является педагогическое мастерство преподавателя, а также соответствие содержания выступления интересам и установкам аудитории. Однако устойчивость внимания зависит от ряда следующих факторов:

1. Речь должна быть хорошо организована логически.

2. Речь, в которой содержится нечто новое, любопытное для аудитории, удерживает внимание слушателей сильнее, чем речь, где новизна отсутствует.

3. Лекция, в содержание которой включены конфликтные ситуации, а также в которой подача фактов или идей дана в противопоставлении, в значительной мере поддерживает внимание слушателей.

4. Конкретное в речи привлекает внимание сильнее, чем абстрактное. Поэтому с целью поддержания внимания желательно чередовать абстрактные рассуждения с конкретными фактами, примерами, иллюстрациями.

5. Аудитория, как правило, акцентирует свое внимание на тех моментах лекции, которые "подчеркивает" преподаватель. При этом, конечно, для повторения наиболее важных выводов или мыслей всякий раз следует искать новую, оригинальную форму, избегая однообразия.

6. Во время чтения лекции преподаватель должен постоянно поддерживать зрительный контакт с аудиторией в целях воздействия на неё и получения обратной информации от слушателей. Однако наличие зрительного контакта глаз отнюдь не означает, что преподаватель в данный момент видит всех и каждого. Но впечатление такого контакта с каждым слушателем создается в том случае, если лектор во время лекции будет переводить медленно взор от одной части аудитории к другой, от передних рядов к задним, не оставляя без внимания никого из слушателей. Однако не следует слишком долго задерживать взгляд на одном из слушателей, выбрав его в качестве определенного "барометра". Это может смутить слушателя или, наоборот, будучи польщен столь исключительным вниманием, он может реагировать слишком эмоционально на речь, невольно стараясь "угодить" преподавателю.

О сосредоточенности внимания аудитории свидетельствует тишина в зале, спокойные позы и внимательные взоры слушателей, устремленные на преподавателя. Однако, если слушатели начинают отвлекаться, глаза их теряют выражение интереса, в аудитории поднимается легкий шум, то для восстановления утраченного внимания следует прибегнуть к определенным приемам. Перечислим некоторые из них.

1. Голосовые приемы. Для активизации внимания аудитории достаточно бывает усилить громкость речи или повысить тон голоса. Иногда можно использовать обратный прием: понижение громкости вплоть до шепота или понижение тона голоса. В некоторых случаях можно использовать изменение темпа речи, особенно её замедление.

2. Жест и движения. Эмоциональный или указующий жест помогает сосредоточить внимание аудитории. Причем движение лектора вперед, по направлению к слушателям, как правило, усиливает внимание, в то время как движение назад дает определенную разрядку.

3. Пауза. Рассчитанная и умело выдержанная пауза в середине лекции часто может оказать "гипнотизирующее" влияние на аудиторию, сосредоточивая её внимание на нужном месте речи. Нередко пауза действует даже сильнее, чем голосовые приемы.

4. Вопросы, которыми прерывается речь, всегда вносят определенную разрядку, обостряют внимание аудитории, заставляют её думать вместе с преподавателем.

5. Неожиданный перерыв мысли. Как правило, внимание аудитории восстанавливается, если преподаватель неожиданно прерывает начатую мысль и, некоторое время поговорив о другом, вновь возвращается к недоговоренному ранее. Кстати, подобный прием можно использовать и для того, чтобы возвратиться к тому месту речи, которое было случайно пропущено преподавателем ("Да, чуть было не забыл…").

6. Наглядные средства. Иллюстрации, диаграммы, графики не только обладают информативной значимостью, но и помогают переключить или восстановить внимание аудитории, так как смена слухового восприятия на зрительное обязательно привлекает непроизвольное внимание.

Таким образом, мы рассмотрели самые общие закономерности передачи сообщений в аудиторной ситуации. Все они должны с необходимостью учитываться преподавателями в их профессиональной деятельности.

Лекция 7

Тема: "Функционирование и развитие сенсорики и перцепции в учебной деятельности"

План

  1. Проблема интенсификации чувственной деятельности и её динамика в процессе учения. Адаптация и сенсибилизация.
  2. Формирование и развитие свойств восприятия.
  3. Сенсорное воспитание.
  4. Наблюдение как познавательная комплексная деятельность.

Литература

  1. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1996.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.
  3. Литвяк Е. Что же это такое - воспитание по Монтессори? // Первое сентября. - 2000. - № 74.
  4. Плеханов А. Педагогическая теория и практика М. Монтессори // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 10. - С.66-70.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
  7. Хилтунен Е. Десять лет Монтессори в России // Первое сентября. - 2002. - № 58.

Вопросы по материалам лекции

Наши рекомендации