IV. Выписать все ключевые понятия
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К практическим занятиям
и
Самостоятельной работе
По дисциплине «Психология конфликта»
Преподаватель: ас. Козаченко О. В.
Луганск ВНУ 2011
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
ТЕМА: Конфликт: понятие и предмет изучения.
I. Вопросы для самоподготовки
1. Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой.
2. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов.
2.1. Функциональная («равновесная») и «конфликтная» модели.
2.2. Трактовка конфликта в работах Р. Дарендорфа и Л. Козера.
2.3. Изучение конфликтов в отечественной науке.
3. Психологическая традиция изучения конфликтов.
3.1. Конфликт как интрапсихический феномен (З.Фрейд, К.Хорни, Э.Эриксон).
3.2. Ситуационные подходы: конфликт как реакция на внешнюю ситуацию (М.Дойч, М.Шериф).
3.3. Конфликт как когнитивный феномен (К. Левин, Ф. Хайдер).
4. Современные тенденции в подходе к конфликтам.
5. Методы изучения конфликтов.
II. Задания для самостоятельной работы.
1. Какая общая черта характерна для философско-социологической и психологической традиций изучения конфликта?
2. Определите собственную позицию в позитивном и негативном видении конфликта.
3. Конфликт – это источник развития. Приведите аргументы «за» или «против».
III. Законспектировать следующие работы:
1. Дейч М., Шикман С. Конфликт: социально-психологическая перспектива. // Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. – М.: ИСАН, 1991. – С. 70-74.
2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // Социологические исследования, 1994. - №5. – С. 142-147.
3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. – С.100 – 115.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., Питер, 2001. – С.14-18, 35-40.
IV. Выписать все ключевые понятия.
V. Рекомендуемая литература.
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.-М.: ЮНИТИ,1999. - 446с.
2. Анцупов А.Я., ШипиловА.И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. – М.: ЮНИТИ, 1992. – 364с.
3. Бандурка А.М., Друзь В.А. Конфликтология.- Харьков: Университет внутренних дел, 1997.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.
5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: Аспект Пресс, 1996.
6. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс,1998.
7. Конфликтология/Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
ТЕМА: Теории поведения личности в конфликте.
I. Вопросы для самоподготовки
1. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика.
2. Характеристики основных стратегий поведения личности в конфликте.
3. Двухмерная модель Томаса-Киллмена стратегии поведения в конфликте. Рационально-интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией Дж. Грехем Скотт.
4. Теория акцентуации характеров: К. Леонгард, А.Е. Личко и др.
5. Типы конфликтных личностей.
II. Задания для самостоятельной работы:
1. Как взаимосвязаны выделенные различными авторами стратегии поведения в конфликте? Определите стратегию поведения, которая вам импонирует (обоснуйте свой ответ).
2. Дайте графическое изображение модели К. Томаса и Р. Киллмена.
3. В чем опасность конформистской модели поведения в конфликте?
4. Определите тип конфликтной личности по характеристикам, которые даны в каждом из приведенных ниже вариантов:
а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой, систематической работы; налицо эмоциональное поведение;
б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;
в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;
г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;
д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.
5. Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения этики общения, отказ от компромисса и т.п.?
III. Законспектировать следующие работы:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ. 1999. – Гл. 14.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. – С. 195-208.
3. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл.3.
4. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение; Владос, 1994. – С. 348-350.
IV. Выписать все ключевые понятия.
V. Рекомендуемая литература:
1. Бабосов Е.М. Социология управления. Мн. 2000. Гл. 15. "Управление конфликтами".
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001.
3. Козлов А.С. Современные технологии регулирования и разрешения конфликтов как составляющая конфликтологического образования. // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М. 1999.
4. Конфликтология. /Под ред. А.С. Кармина. СПб. 1999.
5. Основы конфликтологии./ Под ред. В.Н. Кудрявцева. М. 1997.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
ТЕМА: Технологии эффективного общения
И рационального поведения в конфликте.
I. Вопросы для самоподготовки:
1. Понятие технологий эффективного общения и их разновидности.
2. Общение как основной элемент в конфликтном взаимодействии.
3. Понятие технологий рационального поведения в конфликте.
4. Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии.
II. Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные содержательные аспекты процесса общения.
2. Сформулируйте психологический закон общения.
3. Выберите вариант правильного ответа:
Технологии эффективного общения в конфликте сводятся к таким способам, приемам и средствам общения, которые позволяют достичь следующих целей:
· Добиться убеждения соперника в своей правоте;
· Добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника;
· Добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником;
· Добиться превосходства в переговорном процессе над соперником;
· Овладеть инициативой в споре.
4. Технологии рационального поведения в конфликте это:
а) совокупность способов психологической корркции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов на основе самоконтроля своих эмоций;
б) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте;
в) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;
г) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе;
д) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника.
III. Законспектировать следующие работы:
1. Социология Практикум / Сост. И отв. Ред. А.В. Миронов, Р.И. Руденко. – М.: Социально-политический журнал, 1993. – С. 194-203.
2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Об-во «Знание», 1999. – С. 465-469.
3. Ладанов И.Д Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. – М.: Перспектива, 1997. – С.256.
4. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 13.
IV. Выписать все ключевые понятия.
V. Рекомендуемая литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 32, 35.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.
3. Конфликтология. /под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 3, 13.
4. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение; Владос, 1994.
5. Данченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. – Киев, 1989.