Принцип 2: мемы пробуждаются в результате изменений условий жизни, в результате чего мемы будут зарождаться, развиваться, или угасать
Мемы являются продуктом взаимодействия внутреннего устройства нашего сознания с условиями жизни, с которыми мы сталкиваемся. Возникновение мемов не является чем-то вроде станций, на которых с неизбежностью раньше или позже останавливается поезд. Они не являются чем-то запрограммированным биологией человека. Напротив, динамика Спирали активируется взаимодействием между внутренним состоянием сознания и внешним миром. Если определенные внешние условия становятся регулярными или повторяющимися, то это порождает возникновение соответствующих стереотипов поведения/мышления. В противном случае они исчезают.
Существует четыре важных аспекта этих условий жизни: Время, Место, Задачи и Контекст.
ИсторическоеВремя: Положение на общей линии развития человечества, стадия развития конкретной культуры, возрастные фазы жизни индивидуума.
Ключевые понятия: Эпохи, поколения, периоды, циклы, даты, временные рамки, личная история, фазы, ощущения прошлого/настоящего/будущего.
В любой момент хронологического Времени и практически в любом сообществе можно найти людей, живущих в одном и том же году, но чье мышление уходит корнями в совершенно различные эры. В любой данный момент своей жизни вы живете с уникальным пакетом мемов, развившимся в соответствии с этим Временем и культурой, его окружающей. Для многих людей Западной культуры 1940-е очень сильно отличались от 1950-х, 1960-х, 1990-х или 2000-х. Однако для некоторых стран Третьего Мира Время оставалось практически неизменным на протяжении многих поколений.
Когда течение Времени действительно изменяет внешние условия, стресс настолько пробуждает наши внутренние ресурсы, что в ответ мы можем добавить новые (или реорганизовать старые) мемы. Такое последовательное наслоение адаптирующихся образов мышления человека подобно годовым кругам дерева. Каждое кольцо отражает окружающие условия в течение года. Смена «сезонов» в жизни человека оставляет кольца в системе мемов, проявляющиеся в культуре и психосоциальном развитии. То, кем вы являетесь сегодня, были вчера и будете завтра, в большой части формируется условиями, с которыми вы сталкиваетесь на разных этапах своей жизни. Мы не являемся узниками своего Времени, но несомненно подвержены его влиянию.
Географическое Место: Физические условия, естественная и искусственная экология, в котором находится индивидуум или группа.
Ключевые понятия: Атмосферные условия, электромагнитные воздействия, природное окружение (снега, пустыня, джунгли, город, деревня), архитектура, плотность населения, количество и особенности внешних стимуляторов, химический и минеральный состав воздуха, почвы и пищи, источники и виды освещения, климат.
Существует множество факторов в нашем географическом месте расположения, сильно влияющих на наши социальные ценности и взаимодействия. Жизнь на изолированном острове порождает виды коллективного поведения отличающиеся от поведения кочевого племени или культуры, развившихся в теплой, плодородной долине.
Факторы географического окружения включают в себя все, начиная от разнообразных природных влияний (геомагнитные поля, топография, небо, погода, сезоны и т.д.) до искусственного окружения – комнат, рабочих мест, зданий, городов и жизненного пространства. Это перекликается с китайским Фен-шуем, описывающим процесс гармонизации людей с их окружением. Так древняя мудрость перекликается с современными «открытиями».
ЧеловеческиеЗадачи: Приоритеты, потребности, заботы и требования к бытию, предъявляемые конкретным индивидуумом или группой, некоторые из которых являются общими для всех людей, а некоторые уникальны для конкретной культуры, социальной группы или личности.
Ключевые понятия: Задачи выживания, такие как пища и вода; доступность и богатство/скудость социальных ниш; воспринимаемые уровни угрозы или безопасности; культурные нормы и требования; коммуникации и языки; преобладающие темпераменты; герои и антигерои; технологии; социальная память прошлого; неразрешенные исторические проблемы; образы и наследие прошлого; болезни и эпидемии; социальные перевороты.
Подобные задачи бытия запускают механизмы в человеческом мозге/сознании, которые 1) позволяют более точно воспринимать окружающие условия и 2) высвобождают физические и психологические ресурсы, чтобы должным образом справляться с ними. Каждый базовый мем Спирали предназначен для решения своего уникального набора задач. Когда несколько мемов возникают одновременно в одном и том же месте, уровень конфликтов и неурядиц соответственно возрастает. Многие из сегодняшних «горячих точек» подогреваются не только трениями между различных мемов, но и проблемой конкуренции за ограниченные ресурсы.
Социальный Контекст (Окружение): Положение индивидуума, группы и культуры в иерархии власти, статуса и влияния.
Ключевые понятия: Социальные роли; положение в потоке ресурсов; социоэкономический класс; уровень образования; возможности и доступ к определенным нишам; внешний вид и физиогномия; динамика взаимоотношений; политические системы; родословная; национальные, возрастные и половые факторы.
Никакие два человека не будут находиться в одинаковом Контексте, даже находясь в одном и том же Месте в одно и то же Время и решая схожие Проблемы. Уклады жизни, социальное положение, наследственность, семейные привилегия, интеллектуальные или физические способности, и просто удача будут различаться. То же самое относится к любой данной группе или социальному слою. Нравится нам это или нет, эти неравные условия жизни имеют значительное влияние на человеческую жизнь. Никакие два человека не будут воспринимать окружающих мир одинаково. Даже близнецы будут различаться. С очевидностью, многое из того, что происходит в политике, религии и терапии, тесно связано с этим аспектом Спирали.
Контекст определяет для нас границы – открытые или закрытые. Их необходимо учитывать при взаимодействии, как с «большинством», так и «меньшинствами», преуспевающими и неуспешными. Контекст может быть фильтрам, не дающим нам видеть всю Спираль так же, как мог бы кто-нибудь другой. Как и другие три элемента условий жизни, Контекст также диктует, какие мемы, вероятнее всего, будут приемлемыми и оправданными в данном контексте. Разногласия относительно эффективных систем образования, трудовых взаимоотношений и совместного проживания – связаны с различными Контекстами.
Подведем итог описанию условий жизни (Время, Место, Задачи, Контекст):
...если условия жизни очень... | ...то «нормальные» люди будут... |
Бежевые – природные | Вести себя подобно животным |
Фиолетовые – мистические и непонятные | Ублажать духов и объединяться вместе ради безопасности |
Красные – жесткие и опасные, как в джунглях | Бороться за выживание, не думая о других |
Синие – направляемые высшей силой | Слушаться высшего авторитета и хранить веру Истине |
Оранжевые – полны практических возможностей | Прагматически стремиться завоевать преимущество и преуспеть |
Зеленые – подчеркивают общее во всех людях | Присоединяться к сообществу, чтобы расти вместе |
Желтые – сложные, чреватые распадом к хаосу | Учиться оставаться свободными, но также жить в соответствии с принципами |
Бирюзовые – подобны единому организму | Искать порядка в кажущемся хаосе на Земле |
Краткий обзор мемов
Эволюция мемов происходит по нескольким траекториям:
· От менее сложного К более сложному природного, технологического и социального окружения.
· От выживания в джунглях К «серфингу» в Интернете и за его пределами посредством пробуждения новых способов мышления и сознания.
· От маленького клочка земли К «глобальной деревне» и кибер-пространству посредством межтерриториальной и информационной миграции.