Психологические заповеди будущего педагога

Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

Оглавление

Психологические заповеди будущего педагога

Введение. Состояние здоровья детей и готовность педагогических работников к коррекционно-образовательной деятельности

Раздел I. Общие вопросы специальной психологии

1.1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики

1.2. Основные направления (разделы) специальной психологии

1.3. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

1.4. Факторы психического развития человека

Механизмы генетических влияний

Соматический фактор

Индекс повреждения головного мозга

Механизмы социальных влияний в пренатальном и натальном периодах развития ребенка

Механизмы социальных влияний в период индивидуального развития

1.5. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении)

Возрастная обусловленность дизонтогении

Этиология нарушений

Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации

Основные виды психического дизонтогенеза

1.6. Общие закономерности отклоняющегося развития

Контрольные вопросы и задания

Литература

Приложение к разделу 1

Раздел II. Психическое развитие при дизонтогениях по типу ретардации

Глава 1. Психология умственно отсталого ребенка

1.1. Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей

1.2. Исторический экскурс

1.3. Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу

1.4. Особенности развития познавательной сферы

1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

1.6. Особенности деятельности

Глава 2. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития - ЗПР)

2.1. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии

2.2. Исторический экскурс

2.3. Причины и механизмы слабовыраженных отклонений. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу

2.4. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР

2.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

2.6. Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные отклонения в психофизическом развитии

2.7. Вопросы психологической диагностики и коррекции при дизонтогениях по типу ретардации и дисфункции созревания

Контрольные вопросы и задания

Литература

Приложение к разделу II

Раздел III. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа

Глава 1. Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология)

1.1. Предмет и задачи сурдопсихологии

1.2. Исторический экскурс

1.З. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей

1.4. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха

1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

1.6. Особенности деятельности

1.7. Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуховой функции у детей

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 2. Психология лиц с нарушением зрения (тифлопсихология)

2.1. Предмет и задачи тифлопсихологии

2.2. Исторический экскурс

2.3. Причины нарушений зрения. Классификация нарушений зрительной функции у детей

2.4. Особенности развития познавательной сферы

2.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

2.6. Особенности деятельности

2.7. Психологическая диагностика детей с нарушениями зрительной функции и коррекция этих нарушений

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 3. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология)

З.1. Предмет и задачи логопсихологии

3.2. Исторический экскурс

3.3. Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений

3.4. Особенности развития познавательной сферы

3.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

3.6. Особенности деятельности

3.7. Психологическая диагностика и коррекция при тяжелых нарушениях речи у детей

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 4. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

4.1. Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

4.2. Исторический экскурс

4.3. Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе (ДЦП). Структура нарушения. Формы детского церебрального паралича

4.4. Особенности развития познавательной сферы

4.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

4.6. Особенности деятельности

4.7. Психологическая диагностика детей при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата и коррекция этих нарушений

Контрольные вопросы и задания

Литература

Раздел IV. Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения

Глава 1. Психология детей с синдромом раннего детского аутизма

1.1. Предмет и задачи психологии детей с РДА

1.2. Исторический экскурс

1.3. Причины и механизмы возникновения РДА. Психологическая сущность РДА - классификация состояний по степени тяжести

1.4. Особенности развития познавательной сферы

1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

1.6. Особенности деятельности

1.7. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме

Контрольные вопросы и задания

Литература

Глава 2. Психология детей с дисгармоническим складом личности

2.1. Предмет и задачи психологии детей с дисгармоническим складом личности

2.2. Исторический экскурс

2.3. Причины дисгармонического развития. Типология патологических характеров

2.4. Диагностика и коррекция дисгармонического развития

Контрольные вопросы и задания

Литература

Приложение к разделу IV

Раздел V. Психология детей со сложными нарушениями развития

5.1. Предмет и задачи психологии детей со сложными нарушениями развития

5.2. Исторический экскурс

5.3. Причины сложных нарушений развития. Подходы к классификации детей со сложными нарушениями развития

5.4. Особенности развития познавательной сферы

5.5. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы

5. 6. Особенности деятельности

5.7. Психологическая диагностика и коррекция при сложных нарушениях развития

Контрольные вопросы и задания

Основная литература

Раздел VI. Первичное выявление отклонений в развитии (основы психологической диагностики)

6.1. Первичное выявление детей с отклонениями в развитии с использованием педагогического наблюдения

6.2. Общие вопросы психолого-педагогической диагностики

Контрольные вопросы и задания

Литература

Приложение к разделу VI

Раздел VII. Методы профилактики и коррекции вторичных отклонений в психическом развитии детей со специальными образовательными потребностями

7.1. Общие методологические вопросы профилактики и коррекции

7.2. Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных отклонений

7.3. Методы опосредованной коррекции и профилактики личностного недоразвития в дошкольном возрасте

Работа с родителями

Повышение психологической компетентности воспитателей ДОУ

Контрольные вопросы и задания

Литература

Приложение к разделу II

В учебном пособии излагаются история возникновения специальной психологии как отрасли психологической науки и практики, методологические вопросы специальной психологии, связанные с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, проблемы организации специальной психологической помощи и психокоррекционной работы в системе образования, даны клинико-психолого-педагогические «портреты» детей с различными отклонениями в психофизическом развитии

Рекомендуется всем, кто работает с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Если вы не видите немедленного результата

хорошего или плохого, — будьте терпеливы и наблюдайте

Дипак Чопра

Психологические заповеди будущего педагога

Откажись от стереотипов и принимай человека таким, какой он есть.

Верь, что в каждом человеке заложен источник позитивного развития и роста.

Учись отделять отдельные поступки человека от его целостной личности.

Не оценивай, не суди, избегай прямых советов и нравоучений.

Старайся понять другого человека, развивай в себе активное эмпатическое слушание.

Будь самим собой, не стесняйся выражать свои чувства, но делай это в неоскорбительной для других форме.

Овладевай знаниями, умениями, которые помогут тебе быть уверенным в своей профессиональной компетентности: «Делай как должно. И пусть будет что будет».

Не допускай унижения своего личного и профессионального достоинства.

Развивай в себе навыки сотрудничества, диалогического общения с другими людьми, независимо от их возраста, опыта, социального положения и профессионального статуса.

Не сжигай сегодняшнюю энергию, переживая прошлую беду или предполагаемую: «День спасения человека — сегодня!»

Наши рекомендации