Дифференциальная психология

ИНСТИТУТ МИРОВЫЦ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

____________

В.А.МАКАРОВ

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебная программа

Москва 2004

В.А. Макаров – кандидат психологических наук

Рецензент

Программа одобрена кафедрой___________________________

Протокол №___ от ___ _______ 2004 г.

Рекомендовано научно-методическим советом для студентов ИМЦ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе………..

2. Тематический план изучения дисциплины………………….

3. Организационно-методические указания………………

4. Содержание учебной дисциплины………………..

5. Виды контроля по учебной дисциплине…………….

6. Планы практических (семинарских) занятий……………

7. Рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям..

8. Перечень вопросов для подготовки к зачету……………………….

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Учебная дисциплина «Дифференциальная психология» предназначена для изучения студентами индивидуально психологических различий и особенностей формирования личности, индивидуальности с учетом ряда социально-экономических, культурных и психологических факторов среды. Дисциплина дифференциальная психология предполагает усвоение будущими психологами основных понятий и проблем становления и развития индивидуальных различий. Основное внимание концентрируется на формировании у студентов правильных представлений о процессах индивидуализации и типизации характеристик личности. Предполагается, что изучение курса будет способствовать формированию умений и навыков обеспечения индивидуального подхода к личности в процессе оказания психологической помощи.

Главная цель учебной программы "Дифференциальная психология" заключается в обеспечении устойчивых знаний у начинающих психологов по существующим проблемам дифференциальной психологии и в частности: источникам индивидуальных различий, проявлениям индивидуальности в сфере психических познавательных процессов, интеллекта, гендерных различий, а также раскрытии возможностей этой дисциплины в практической области по оказанию психологических услуг.

Основными задачами учебной дисциплины являются:

· изучение существующих подходов и концепций к исследованию основ индивидуальных и групповых различий;

· обеспечение адекватных представлений о сущности и содержании понятий дифференциальной психологии, исторических аспектах становления знания об индивидуальных различиях;

· содержательное наполнение основных направлений использования дифференциально психологической знания на практике в интересах развития личности и профессиональной деятельности людей.

Усвоение курса учитывает получение первичных навыков и умений в использовании исследовательских программ изучения общих и специфических характеристик поведения, деятельности и общения людей, личностных образований.

Организация учебного процесса по дисциплине "Дифференциальная психология" строится в соответствии с учебными планами.

Организация и методика проведения занятий основана на лекционных и групповых (семинарских) формах усвоения материала, консультациях и самостоятельной работе студентов. Основное внимание уделяется практике подготовки и проведения лекций и семинарских занятий.

Лекционный материал посвящен наиболее сложным проблемам курса и раскрывает преимущественно теоретические и методологические подходы к пониманию основных проблем дифференциальной психологии.

Главная цель семинарских занятий заключается в углубленном изучении узловых, наиболее значимых тем дифференциальной психологии в целом, которые могут вызвать затруднения в формировании целостных представлений о дисциплине.

Самостоятельная работа носит комплексный характер и основывается на диалектическом сочетании активности студента по доработке основного, лекционного и дополнительно изученного под руководством преподавателя теоретического материала.

По завершению курса обучения студент обязан:

· ориентироваться в специфике отечественных и западных теоретических и методических исследований дифференциально психологических проблем;

· вдадеть основными понятиями и категориями методического арсенала дифференциальной психологии;

· иметь представление о сущности индивидуальных различий в структурах познавательной сферы человека, характера, темперамента и интеллекта, половых различий психической сферы и способностей;

· на основе полученных знаний оценить эффективность тех или иных психологических подходов, методов, приемов обеспечения эффективности развития личности и предупреждения негативных отклонений;

· иметь опыти учебно-методической, просветительской и психолого-педагогической деятельности в рамках дифференциально психологического знания.

Учебная программа курса "Дифференциальная психология" соответствует требованиям ГОСТов и определяет необходимый минимум содержания учебной дисциплины, которую должны изучить студенты. Дифференциальную психологию желательно изучать после усвоения курса физиологии ВНД, психофизиологии, психогенетики и общей психологии.

Для изучения дисциплины курса используется один модуль. Объем модуля рассчитан на 60 часов учебного времени, что составляет в целом по дисциплине 1,7 кредита.

Тематический план изучения дисциплины

№"№ модуля, темы Наименование модулей и тем; перечень видов занятий всего очн. очн-заочн заочн очн. очн-заоч. заочн очн очн-заочн. заочн

М О Д У Л Ь № 1

1. Дифференциальная психология: предмет, объект и основные направления исследования        
2. Методы исследования дифференциальной психологии          
3. Источники индивидуальных различий            
4. Общая характеристика типов и черт личности      
5. Хронологические характеристики индивидуального развития человека        
6. Индивидуальные различия в когнитивной сфере человека    
7. Психология пола (гендерная психология)            
8. Социоэкономические и социокультурные аспекты индивидуальности        
9. Характерологические свойства индивидуальности          
10. Диалектика способностей, креативности и девиаций в дифференциальной психологии          
  Всего по дисциплине
  Вид отчетности зачет                  

Организационно - методичеcкие данные учебной дисциплины

№ п/п Форма учебной работы Всего (в кредитах) Очная очно-заочная заочная экстернат
1. Аудиторная работа - лекции - семинары - лабораторные работы - практические занятия    
2. Самостоятельная работа - курсовые проекты - курсовые работы - рефераты - домашние контрольные работы - учебные видеофильмы - компьютерная обучающая программа (АОС) - электронные учебники    
3. Всего по учебной дисциплине 1.7  
4. Вид отчетности   зачет зачет зачет  
5. Итого 1,7        

Содержание учебной дисциплины

Модуль №1.

Тема 1. Дифференциальная психология: предмет, объект и основные направления исследования

История становления представлений об индивидуальных различиях людей Этология. Закономерности поведения животных, внутривидовое и межвидовое сравнение. Вариативность психических проявлений человека. Трудности и задачи на пути выделения предмета дифференциальной психологии.

Определение объекта исследования дифференциальной психологии: признаки и индивидуальность в целом. В.Штерн: четыре направления исследования. Основная методологическая тенденция индивидуальных различий.

Принципы дифференциальной психологии: реализации формального подхода; интегрального анализа; взаимосвязи интра- и интериндивидуальных закономерностей; взаимодействия эндо- и экзофакторов в детерминации различий; измеряемости и статической оценки изучаемых явлений.

Этапы и подходы исторического развития дифференциальной психологии. Сущность донаучного, естественнонаучного и гуманитарного подходов. Междисциплинарные связи. Статус дифференциальной психологии. Термины для обозначения индивидуальных различий: характерология, этология, индивидуальная психология и специальная психология.

Задачи дифференциальной психологии. Роль и место экспериментального метода, приемов статистического анализа в развитии дифференциальной психологии. Особенности становления дифференциальной психологии в России. Исследования А.Ф. Лазурского. Личности с эндопсихикой и экзопсихикой. Интерпретация психологических различий на основе норм и черт. Понятие психологической нормы.

Тема 2: Методы исследования дифференциальной психологии

Классификация методов: организационные, эмпирические, математические (количественно-качественные) и интерпретационные. Особенности методов исследования в дифференциальной психологии. Психогенетические и психологические методы исследования. Использование методического арсенала психогенетики для исследования наследственных и средовых факторов индивидуальных троекторий развития. Аппаратурные и психофизиологические методы: метод условного рефлекса; использование химических веществ; метод наблюдения "жизненных проявлений" животных и человека; анамнестический или монографический метод (самоотчет, опросник, тест и т.п.); методики исследования физиологические основы индивидуальных различий; электроэнцефалографический метод (ЭЭГ); вегетативные методики; математические методы; портативные экспресс - методики.

Возможности использования близнецового, генеалогического и популяционного методов. Метод срезов и лонгитюдный метод. Кросс-культурный анализ Положительные и негативные стороны используемых приемов познания индивидуальных различий.

Особенности и направленность использования наблюдения, беседы, интервью, анкетирования и эксперимента. Анализ продуктов деятельности и тестирование. Специфика социометрии, биографического и автобиографического методов.

Тема 3: Источники индивидуальных различий

Индивидуальные различия, наследственность и среда. Группы дифференциально-психологических теорий по объяснению формирования индивидуальности. Сущность биогенетические теории. Особенности социогенетического подхода. Двухфакторные теории. "Ортогенетичекая концепция". Учение о высших психических функциях и его связь с индивидуальными различиями. Исследования источников индивидуальных вариаций. Современное состояние и методология дифференциальной психологии. Понятия организм, индивид, личность и индивидуальность. Человек как субъект взаимодействия с миром. Различия между человеком и животным. Телесный фактор индивидуальности. "Индивидный" уровень свойств. Личность как системное качество. Подходы к трактовке понятия индивидуальность. Иерархия свойств и характеристик индивидуальности. Схема дифференциально - психологического анализа человека. Свойства нервной системы, психологические характеристики и индивидуальные различия.

Тема 4 Общая характеристика типов и черт личности

Способы описания индивидуальности: типологические обобщения и на основе теории черт. Сущность типологического подхода. Типологическая классификация и ее характеристики.

Два подхода при изучении индивидуальных различий в России. Сущность аналитического пути. Особенности синтетического пути. Павловская традиция типологии. Специфика современных типологических построений. Личностная типология К.Юнга, К.Леонгарда и Г.Айзенка. Соционика и ее общая характеритсика. Особенности типологии А.Миллера на основе кластеров.

Характеристика поведенческой типологии. Симптомокомплекс: свойства нервной системы, темперамент и личностные ориентации. Анализ тенденций.

Типологических особенностей отдельных познавательных способностей в дифференциальной когнитологии. Типология по восприятию, вниманию, представлениям, воображению, памяти, мышлению. Типология психомоторной экспрессии.

Черта и свойство личности как устойчивое предрасположение к определенному поведению. Основоположники теории черт или идеографического подхода к личности: Г.Оллпорт, Х. Одберт, Джо Пауль Гильфорд и В.Циммерман. Влияние стереотипных мотивационных побуждений, социальных установок и привычек. Количественные и качественные показатели черт личности. Выделение черт личности на основе: концептуализации, семантического сходства и факторного анализа. Семантическое сходство и ассоциативный эксперимент. Парадигматические и синтагматические ассоциации. Метод классификации (сортировки) и метод субъективного шкалирования. Особенности метода семантического дифференциала. Методика личностных конструктов. Большая пятерка устойчивых черт: экстроверсия, альтруизм, сознательность, невротизм, открытость новому опыту. Модель черт Р. Кэттелла и ее использование в России.

Тема 5. Хронологические характеристики индивидуального

развития человека

Индивидуальное психическое развитие и жизненный цикл. Хронологического подхода к индивидуальности. Микрохронология и макрохронология. Параметры: темп, длительность и направленность. Неравномерностью и сложностью становления психофизиологических функций. Неравномерности развития при изучении внимания и памяти.

Гетерохрония созревания. Термин «созревание». Содержанием процесса созревания. Гетерохронность инволюционных процессов. Разновременность инволюционных процессов. Долговечность отдельных функциональных систем человека.

Закономерности гетерохронии психические явления: интеллект, ощущения и восприятия, память, мышление, мотивация и способности. Изменение кинестетической чувствительности. Ухудшение показателей остроты зрения, сужения поля зрения и глазомера. Разнонаправленность и изменчивость развития функций человека. Мотивация и изменения. Значение деятельности для развития индивидуальных различий. Тактильно-вибраторные функции рук, речеслуховые и зрительно-пространственные функции. Функциональные новообразования. Изменние уровеня работоспособности нервно-психических функций.

Гетерохронность развития личностных свойств. Последовательность фаз оптимального развития и пиков эффективного сенсорного, когнитивного и поведенческого развития личности. Феномен связи хронологического возраста и личностного ощущения этого возраста. Психологический возраст. Система личностных ориентиров, измеряемых шкалой «идентификация - ассоциированность». Мысли о смерти. Социально-экономическим, правовым, культурным, социально - психологическим и генетическим факторам развития личности. Идеи двухфазной эволюции психических функций человека.

Макрохронологические исследования . Социально-экологические, генетические, психологические, личностные факторы. Активный, здоровый образ жизни. Жизненный уклад и физические нагрузки. Активность человека как личности и субъекта деятельности. Реагирования на стрессогенные явления. Аксельрация и ретардация.

Тема 6. Индивидуальные различия в когнитивной сфере человека

Исторические аспекты диагностики различий в развитии интеллекта. Первая шкала измерения интеллекта. Коэффициент интеллекта IQ. Классическая формула IQ. Основные подходы к исследованию интеллекта: психометрическая, когнитивная и теория множества интеллектов. Сущность эмпирического и социального интеллекта. Теория иерархии интеллектов.

Наследственные, генетических факторы интеллекта. Средовые факторы IQ. Диапазон вариативности. ДОПВ-гипотеза. Влияние на интеллектуальное развитие отдельных личностных свойств.

Подходы к пониманию когнитивного стиля. Полезависимость-поленезависимость. Сущность исследования стилей в Менингерской клинике. Типовые портреты личности: аналитики, синтетики. Рефлексивность-импульсивность. Когнитивная простота-сложность. Интернальность-экстернальность

Внутренний и внешний аспект стиля. Типология и анализ стилей: психомоторный, мышления, речи, сознания и деятельности. Общая характеристика значимости и успешности когнитивного стиля.

Тема 7. Психология пола (гендерная психология)

Предметная область исследования и структура гендерной психологии. Концепции индивидуальных различий между полами. Основные концепции гендера: как теория социального конструирования; как стратифицированная категория и как культурная метафора.

Специфика развития гендерных исследований в России. Половая роль и гендерная идентичность. Первичные и вторичные половые признаки. Источники мужских и женских отличительных признаков. Психологические различия между людьми разного пола. Социальная полоролевая дифференциация и стратификация. Культурные стереотипы маскулиности и феминности. Особенности социализации мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Психология идентификации личности как представителя определенного пола

Психология пола как научный предмет. Направления исследования в психологии пола. Психологии семьи и брака. Подходы к пониманию индивидуальных различий между мужчинами и женщинами. Эволюционная теория пола (В.К. Геодакяна). Особенности физиологической и психологической концепций. Гендерные различия по темпераменту, личностным качествам, моральному поведению, интеллекту, способностям и реакции на стресс.

Гендер в психоанализе и            

Индивидуальные различия мужчин и женщин в психоанализе, бихевиоризме и когнитивно-генетической концепции. Полоролевая социализация и гендерная идентичность. Модели и отклонения полоролевого поведения.

Тема 8: Социоэкономические и социокультурные аспекты индивидуальности

Сущность СЭС и его компоненты. Понятия статус, класс, страта. Социокультурные параметры индивидуальности. Критерии и показатели, используемые сегодня для оценки принадлежности человека к той или иной категории. Процесс стратификации общества. «Целостная индивидуальность». Групповые и типологические факторы поведения и взаимодействия людей с властью.

Анализ СЭС: род занятий субъекта, профессиональный статус родителей; уровень дохода; образование родителей; условия проживания; стиль жизни; установки и ценностные ориентации; ожидания на развитие (направленность) личности. Контекст СЭС. Показатели контекста СЭС и поиск индивидуальных различий.

Социологическое изучение индивидуальных различий и его пути. Выделение шкалы различий между группами (классами, стратами). Характеристика неблагополучного класса, «голубых» и «белых» воротничков. Группа выше среднего и группа высокого уровня. Метод сравнения тех или иных показателей группы со средним классом.

Кластеры признаков. Характеристики статуса и оценка ситуативных и личностных переменных. Характеристика отдельных компонентов СЭС: семейное воспитание ребенка, развитие интеллекта, окружающая среда, стремление к достижениям.

Социокультурные координаты личности. Исследования в Йельском университете (США). Влияние культурных факторов на различиях в личностных ориентациях и процесс воспитания. Явления самосознания и культура. Общественное мнение о справедливости и использовании лжи для достижения гуманных целей. Общие психологические причины лжи: корыстные побуждения, страх унижения, стремление избежать неудачу и повысить свой авторитет. Трансформации отношения к работе. Мечты о будущем. Подходы к анализу осуществления научной деятельности: саксонский, тевтонский, гальский и японский.

Тема 9 Характерологические свойства индивидуальности

Понятие характера в психологической науке. Аристотель, Теофраст и описание различных типов людей. Термины «этос», «физис» и «патос». Высказывания мыслителей 16-18 веков: Монтеня ("Опыты", 1580); Лабрюйера ("Характеры Теофраста", 1688) и Ларошфуко ("Сентенции и максимы о марали", 1655).

Область знания - этология. Научные исследования характера в России. Идеи А.Ф. Лазурского: эндопсихика и экзопсихика.Проблема отношений темперамента и характера, характера и личности. Концепции Г.Оллпорта, Г.Хейманса, Е.Вирсма. К.Леонгард и его книга "Акцентуированные личности".

Семейное воспитание и формирование характера. Эпилептоидная и психостеническая и гипертимная акцентуации характера. Способность к компенсации. Диагностика характерологических особенностей личности на основе использования теста ММРI. Смешанные, промежуточные и амальгамные типы. Исследование характера у нас в стране. Рефлексометрический подход. Характер как структурная составляющая личности. Национальный характер как проблема дифференциальной этнопсихологии

Тема 10: "Диалектика способностей, креативности и девиаций в дифференциальной психологии"

Сущность понятий : способности, одаренность, талант и гениальность. Требования к проявлению таланта и гениальности. Критерии и классификации одаренности. Гениальность и патология. Исследования В.П. Эфроимсона. Метод патографии. Пять составляющих "синдрома гениальности".

Склонность и способность. Склонность как направленность (В.Н. Мясищев). Понятие "интерес". Схема К.К. Платонова. Независимость склонности и способности (Б.М. Теплов). Единство склонности и способности. Определение связи способности и склонности через потребность в активности определенного вида (Э.А. Голубева).

Склонность и деятельность. Способность и деятельность. Измерение развития способностей у человека. Способность и "качество". Потенциал способности человека: генотипические и фенотипические факторы. Понятие "функциональное качество". Способности и компенсаторные отношения. Точки зрения на компенсацию. Социальный аспект компенсации. Проблема полной или частичной компенсации способностей.

Креативность: сущность и практическое значение. Грань между творчеством, патологией, гением и сумасшедшим. Позиция Ч.Ломброзо. Связь творчества с депрессией и манией. Психологические особенности творческих людей. «Пирамида успеха». Взаимосвязь триады: одаренности, таланта и гениальности. Факторы (механизмы) креативности.

Поведение: деконструктивное (патологическое) – дезадаптивное. Нарушения механизмов функционирования индивидуальности: компенсаторность, адаптивность, оптимальность и продуктивность. Усилия дифференциальной психофизиологии, дифференциальной клинической психологии, дифференциальной психиатрии и психотерапии. Причины тяжелых форм психических расстройств: генетические нарушения и альтернативный; средовые факторы; субъективный жизненный опыт Классификация патологий. Классификация современной клинической психологии: детские заболевания, неврозы, психозы и расстройства личности.

Симптокомплекс аномального развития. Антиличностные деформации и болезни. Три основные формы нарушений. Формы дезадаптации: психосоматический, когнитивно-эмоциональный, клинических синдромов поведения (риск) и патологии стилей жизни. Клинические синдромы поведения (риск) и патологии стилей жизни: синдром А-типа, синдром С-типа и синдром Т-типа.

Предпосылки личностных деформаций. Антисоциальное поведение. Сексуальные девиации. Деструктивные тенденции индивидуальности

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и способности: СБ.статей. - Л., 1962 г.

2. Ананьев Б.Г. Строение характера /Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982

3. Александров Ю.И. Психофизиология. СПб, 2001.

4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб, 2001.

5. Клаус Г. Дифференциальная психология обучения. М.: Прогресс 1988.

6. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. – М., 1995

7. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М.:, 1993

8. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, росийских и американских традиций. 2 изд., переработанное. – М.: Смысл; Per Se, 2000.

9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982.

10.Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий.- М., 1976

11.Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.

12.Русалов В.М. Дифференциальная психофизиология \\ Тенденции развития психологической науки \ Отв. Ред. Б.Ф. Ломов, Л.И. Анциферова. М.: Наука, 1989 (в)

13.Рыбалко Е.Ф. Возрастная и Дифференциальная психология. – СПб.: Питер,2001

14.Теплов Б.М. Избранные труды. - М.: Педагогика, Т 1, 2., 1985

15.Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука. 1998.

Дополнительная:

1. Белоус В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуальности./ Вопр. психол., 2001, №2

2. Белоус В.В. Опыт построения психологии полиморфной индивидуальности. №5, 100-107

3. Бирюков С.Д. Дифференциально-психологические аспекты последствий аварии на ЧАЭС: пилотажное исследование темперамента. Подготовка популяционного мониторинга. \\ М.И. Бобнева (ред) Чернобыльский след. Психологические последствия Чернобыльской катастрофы. М., 1992.

4. Вейнингер О. Пол и характер. М.: Латард, 1997.

5. Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности \\ Интегральное исследование индивидуальности: Стиль деятельности и общения \ Отв. Ред. Б.А. Вяткин. Пермь. Изд-во ПГПедИ, 1992

6. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 1994.

7. Гинзбург Е.Л., Глозман Ж.М., Кожинова А.В. Психолингвистический анализ как метод дифференциальной диагностики./ Вестн. Моск. ун-та, Сер.14, Психология, 2002, №1, С.53

8. Гржибкова Л.К. К проблеме таланта и вопросам его иденификации \\ Диагностика познавательных и профессиональных способностей \ Под ред. В.Н. Дружинина. М.: Институт психологии РАН, 1988.

9. Деннис Кун Основы психологии. Все тайны поведения человека - Спб, М. ,2002

10.Егорова М.С. Природа межиндивидуальной вариативности показателей когнитивного стиля: Автореф. Дис…канд.психол. наук. М., 1983

11.Егорова М.С., Марютина Т.М. Онтогенетика индивидуальности человека \\ Вопросы психологии. 1990, №3.

12.Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997

13.Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. М., 1993

14.Знаков В.В. Почему лгут америанцы и русские: размышления российского психолога над книгой Пола Экмана \\ Вопросы психологии. 1995, №2.

15.Клецина И.С. От психологии пола - к гендерным исследованиям в психологии. /Вопросы психологии, 2003, №1, С.61-78

16.Никонов А.В., Беловол Е.В. Соотношение формально-динамических свойств индивидуальности и акустических характеристик речи. /Психол. журн., 2000, №5, С. 66-70

17.Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986

18.Мироненко И.А. Дифференциальная психология: конспект лекций. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

19.Интегральные исследования индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты \ Отв. Ред. Б.А. Вяткин. Пермь, 1988.

20.Павленко В.Н., Кряж И.В., Барретт М. Этнические и национальные идентификации и представления у украинских детей и подростков. / Психол. журн., 2002 №5, С. 60-72

21.Пейсахов Н.М., Кашин А.П., Баранов Г.Г., Вагапов Р.Г. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека. - Казань, 1976 г.

22.Прохоров В.А., Васильева Т.Н. Связь черт характера и психических состояний педагогов./ Вопр. психол., 2001, №3.

23.Психология индивидуальных различий. Тексты\ Под ред. Ю.П. Гиппенрейтер, В.Ю. Романова. – М., 1982

24.Ратанова Т.А., Шегонов А.А. Психологические особенности этнического самосознания горских евреев и осетин (на материале диаспор Кабардино-Балкарии). / Психол. журн., 2001, № 3, С. 37-48

25.Рождественская Н.А., Разумова А.В. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей./ Вестн. Моск. ун-та, Сер.14, Психология, 2002, №, С.48.

26.Сафонова М.В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере // Дисс. канд. псих. наук - М.: 1999 г.

27.Сафонцева С.В., Воронин А.В. Влияние экстраверсии/интроверсии на взаимосвяхь интеллекта и креативности. /Психол. журн., 2000, №5, С.57-65.

28.Сироткина И.Е. Гений и безумие: из истории идеи./Психол. журн., 2000, №1, С. 116-124.

29.Холодная М.А., Костыкина И.С. Особенности когнитивных стилей "импульсивность/рефлексивность" и "ригидность/гибкость познавательного контроля" у лиц с высокими и сверхпороговыми значениями. / Психол. журн., 2002, №6, С.72-82.

30.Холодная М.А. Когнитивный стиль как квадрополярное измерение./ Психол. журн., 2000, № 4, С.46-56.

31.Фингелькурц Ан.А., Фингелькурц Ал.А. Межполущарная асимметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы./ Вопр. психол., 2000, №5.

32.Цылев В.Р. Об условиях, влияющих на становление характера./ Вопр. психол., 2001, №5

33.Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб - М., 1995

Виды контроля по учебной дисциплине

Изучение курса дифференциальной психологии заканчивается сдачей зачета студентами в ходе экзаменационной сессии.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ

(СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

Перед семинарскими занятиями студенты самостоятельно дорабатывают материалы лекции, изучают рекомендуемую литературу, а также готовят ответы на вопросы. Особое внимание необходимо уделить пониманию психологических аспектов индивидуальных различий, перспективам исследований в дифференциальной психологии и актуальным проблемам развития \той области знания на современном этапе.

Подготовку к семинарам целесообразно начинать за 1-1,5 недели до их начала с подбора и изучения литературы, которая в сравнении с другими областями знания носит достаточно специализированный характер. Изучив рекомендованную литературу и доработав конспекты, студенты осуществляют подготовку по конкретным проблемам обозначенным в планах семинаров.

При подготовке к занятиям важно каждую тему связывать с предыдущим материалом и другими отраслями знания. Каждый студент должен быть готов к контрольным опросам на учебном занятии. Инициативные и самостоятельные выступления, доклады и рефераты по темам и вопросам семинарских занятий расцениваются как главное средство глубокого усвоения материала дифференциальной психологии.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 4. Семинарское занятие: "Общая характеристика типов и черт личности»

Время - 4 часа

Вопросы для обсуждения

1. Способы описания индивидуальности.

2. Сущность типологического подхода.

3. Изучение индивидуальных различий в России

4. Соционика и ее сущность.

5. Дифференциальная когнитология и ее специфика.

6. Сущность идеографического подхода.

Рекомендуемая литература

1. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М.:, 1993

2. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, росийских и американских традиций. 2 изд., переработанное. – М.: Смысл; Per Se, 2000.

3. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий.- М., 1976

4. Гинзбург Е.Л., Глозман Ж.М., Кожинова А.В. Психолингвистический анализ как метод дифференциальной диагностики./ Вестн. Моск. ун-та, Сер.14, Психология, 2002, №1, С.53

5. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997

6. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986

7. Психология индивидуальных различий. Тексты\ Под ред. Ю.П. Гиппенрейтер, В.Ю. Романова. – М., 1982

Тема 6 . Семинарское занятие: «Индивидуальные различия в когнитивной сфере человека»

Время 4 часа

Вопросы для обсуждения

1. Исторические аспекты диагностики интеллекта.

2. Сущность теории иерархии интеллектов.

3. Наследственные, генетических факторы интеллекта.

4. Особенности ДОПВ-гипотезы.

5. Типовые портреты личности.

6. Типология и анализ стилей.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и способности: СБ.статей. - Л., 1962 г.

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб, 2001.

3. Клаус Г. Дифференциальная психология обучения. М.: Прогресс 1988.

4. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М.:, 1993

5. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, росийских и американских традиций. 2 изд., переработанное. – М.: Смысл; Per Se, 2000.

Дополнительная:

6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982.

7. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. – М., 1995

8. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.

9. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и Дифференциальная психология. – СПб.: Питер,2001

10.Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука. 1998.

Тема 8. Семинарское занятие: Социоэкономические и социокультурные аспекты индивидуальности

Время 4 часа

Вопросы для обсуждения

1. Сущность СЭС и его компоненты.

2. Групповые и типологические факторы поведения

3. Характеристика неблагополучного класса

4. Кластеры признаков.

5. Социокультурные координаты личности.

6. Национальный характер как компонент культурного влияния.

Рекомендуемая литература

1. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М.:, 1993

Наши рекомендации