Работа с фотографией в арт-терапии

Работа с сосудом в арт-терапии

Притча.

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили – да, полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – полон.

И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки между камнями.

- Теперь, - обратился мудрец к ученикам, я хотел бы, чтобы вы смогли увидеть в этом сосуде свою жизнь.

Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваш путь, ваша вера, ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь.

Мелкие камушки представляют менее важные вещи.

Песок – это жизненные мелочи, повседневная суета.

Если вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Так же и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального.

Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все остальное песок…

Этой притчей я хочу начать наше занятие, на котором мы будем работать с сосудом, каждый из вас создаст образ своего сосуда, как образ своей жизни, образ себя.

Работа с архетипическим началом «мужественности», «женственности» - это горшочки, вазочки, различные сосуды.

Бутылка дает нам возможность еще и сделать рисунок по стеклу, т.е. объединить фаллическую форму и содержание.

Обращает на себя размер бутылки – это символическая знаковая работа – размер часто говорит о стремлении заявить тему, обратить внимание на проблему мужественности – женственности. Если маленький размер – избегание темы.

Бутылка отражает ориентацию человека либо вовне, либо внутрь себя. Если она не прозрачная – человек ориентирована во вне, ориентированы внешние мужские векторы. Мужская энергия направлена на реализации. Внешних эффектов, действий, инициацию проектов во вне.

Женская энергия заполняет то пространство, в которое ее пускают, ориентация на внутреннее пространство, на углубление, на внутреннюю атмосферу.

В женских работах много прозрачностей присутствует внутреннее содержание сосуда можно увидеть внутреннее пространство.

Важны элементы наполненности бутылки – акцент на женском начале.

Прикрытость пробкой – желание человека не открываться в данных условиях, если открыта – свобода, готов что-то рассказать. Если закрыта – желание добавить безопасности во внутренние границы. Если пробку можно легко открывать-закрывать – то человек может открывать границы, изменяться. Если пробка не вытягивается – очень плотные защитные механизмы.

Отношение к своей бутылке– нравится – не нравится – это отношение к проблеме «мужское» - «женское».

Орнамент – стремление «мужской» или «женской» натуры выразить себя, это поиск путей выражения. Чем больше элементов, тем больше желание реализовывать себя как представителя своего пола. Если мало детализации – инфантилизм, если нет вообще – детские, находящиеся в зачаточном состоянии архетипы. Человек не представляет свой психологический возраст, отстает от физиологического, не чувствует своего мужского или женского начала.

Учитываем цвета: хороший вариант – это присутствие либо ярких, чистых цветов, либо землянистых – говорит о том, что работа проходит для человека хорошо, идет проекция.

Если присутствуют грязные цвета, смешанные – в работе много отреагировано негативных чувств, подавленных желаний и тогда расценивать работу как архетипичную нельзя, это просто отреагирование аффективных чувств – такую бутылочку можно оставить, разобрать, проговорить с клиентом его проблему.

Работа выражает контакт с бессознательным.

Бутылка может стать для человека способом творческого самовыражения.

Форма бутылки – горлышко, округлость – проекция с телом человека.

Так как сосуд – силуэт, то чем больше округлых форм – женские формы; чем больше она вытянута, узкое горлышко – тем больше мужская или желание автора скомбинировать в себе и мужское и женское.

Негативные мужские примеры могут блокировать в женщине мужское начало и наоборот, блокировка субличности «внутреннего» мужчины.

Бутылка как взаимодействие и взаимоотношение мужского и женского – кто ведет, кто кого подавляет, кто вносит дисбаланс в отношения, взаимоотношения внутри нашей личности.

Хорошо, когда работа гармонизирована, когда в ней в равной степени представлено и мужское и женское, так мы может себя настраивать и переключать в зависимости от ситуации с женского на мужское и наоборот.

Проанализировав с точки зрения доминирования и не подавления женского мужским и т.д., можно предложить клиенту трансформировать, например, заполнить внутреннее пространство, усилить внешнее, чтобы сгармонизировать композицию.

У детей в бутылочках отражаются отношения родителей, на чьих энергиях они растут, с кем из родителей идентифицировали себя. У детей в работе идет только отреагирование – коррекция только через родителей.

При работе с мотивом «Сосуд» после подъёма в гору и описания происшедших изменений пациентке можно предложить перенестись в своём воображении к себе домой и найти там подходящее место для сосуда. Можно спросить пациентку, чем бы ей хотелось заполнить здесь сосуд. Это не обязательно должно быть что-то материальное: например, сосуд можно заполнить любовью, гармонией, красотой, спокойствием, согласием, радостью, здоровьем. Предложение перенестись вместе с сосудом к себе домой и найти для него в доме подходящее место помогает связать опыт, полученный в ходе психотерапии, с повседневной жизнью, с ситуациями в личной жизни пациентки, в её семье и на работе. Если сосуд помещается на кухню (в таких случаях это часто «пузатый» сосуд, открытый, заполненный молоком, сметанной, чем-то съедобным), то это может говорить о преобладании материнских потребностей пациентки. Если сосуд размещается в спальне (в таких случаях это часто сосуд изящной формы, часто закрытый, заполненный эликсиром, духами, вином, чем-то нематериальным), то это может говорить о преобладании женственности, стремлении давать и вызывать восторг и восхищение. Иногда пациентки представляют сразу два сосуда - один «пузатый» и открытый, другой изящной формы и закрытый (см. Рис. 3). Это говорит о том, что в каждой женщине есть и материнские потребности, и потребность в реализации своей женственности.

В аналитической психологии К.Г. Юнга меч рассматривается как символ архетипа Анимуса, а сосуд - как символ архетипов Анимы и Великой Матери. К.Г. Юнг считал, что архетипы уходят своими корнями глубоко в первобытно-общинное прошлое человечества, в родовое общество. Важнейшие символы, определяющие коллективное бессознательное человечества, - это символы матриархата.

Например, основание сосуда может символизировать, по К.Г. Юнгу и Э. Нойману, на уровне связи с внешним окружающим миром отношение к преисподней, бездне, аду, пропасти, темноте, пещере, глубинам моря. Это может быть также связь со своими корнями. На уровне отношения к своему телу и внутреннему миру основание сосуда может символизировать лоно и органы таза. Например, трещины и дефекты в основании сосуда могут символизировать гинекологические проблемы. Середина сосуда может символизировать на уровне связи с внешним миром окружающие нас город, селение, дом, стены, забор, ворота; на уровне внутренних переживаний - потребность в комфорте, уюте, защищённости, на уровне тела - живот. Горлышко сосуда может символизировать рот, дыхание, Логос, потребность в общении.

Материал, из которого сделан сосуд, может отражать особенности характера человека. Например, при преобладании депрессивных черт сосуд чаще всего бывает сделан из глины или дерева, а шизоиды чаще всего представляют себе сосуд из камня, металла, стекла или хрусталя. При истерической акцентуации личности часто представляется пластмассовые или фарфоровые сосуды.

То, чем и насколько заполнен сосуд, тоже может иметь диагностическое значение. Когда сосуд представляется заполненным "до краёв", это можно проинтерпретировать как то, что сердце человека заполнено любовью. Соответственно, когда в сосуде ничего нет, это можно проинтерпретировать как то, что человек готов влюбиться ("Сердце жаждало любви, она влюбилась"). Желание вылить старое содержимое и сполоснуть сосуд - это желание внутреннего и внешнего очищения.

Если у сосуда есть ручка или несколько ручек, то это символизирует потребность: "возьмите меня". Причём, если ручка находится справа (а правая сторона в нашей культуре обычно символизирует интеллект), то человеку больше нравятся умные люди, которые говорят умные слова. У кого ручка слева, т.е. с эмоциональной стороны, те предпочитают добрых и эмоционально тёплых людей. Если же ручки и справа, и слева, то такая женщина хотела бы, чтобы её "взял" мужчина и умный, и добрый. Если ручек вообще нет, то это может означать, что в данный момент женщина хочет, чтобы её никто не трогал, и оставили в покое.

Специально прорисованный носик сосуда может символизировать потребность давать. Если носик направлен в левую сторону, то это может отражать потребность давать тепло, ласку, нежность, заботу. Носик, направленный в правую сторону может символизировать потребность учить, давать знания.

Работа с фотографией в арт-терапии

Фотография –как триггер, который запускает мысли, чувства, которые можно проработать и за счет этого анализа человек наполняется образами, мыслями.

Работа с фото из альбома – историчная работы, она отсылает нас к нашему опыту, социальным ситуациям и тем этапам жизни, которые были пройдены. Это важно в диагностических целях, помогает установить контакт, и за короткий срок получить большое количество информации о клиенте.

Цель – установление доверительного контакта, диагностическая проработка этапов жизни, которые могли повлиять на актуальную ситуацию. Если человек принес именно эти фото – значит они для него актуальны.

Инструкция: выложите фото в определенной последовательности – как ленту событий, в которой есть определенная жизненная история.

Сгруппируйте в определенные группы – как определенные вехи жизни – определите тему (единое эмоциональное состояние, единые ценности, единые люди и т.д.).

Выложите все по группам и расскажите о них партнеру.

Как проявляется в актуальном состоянии то, что было в прошлом?

Количество фото в этапе говорит о значимости этого этапа.

Отследить свои ощущения в теле, отследить их по вкусу, по запаху.

Далее написать сочинение или стих, прозу на основе отобранных фотографий.

Любое прикосновение к болезненным местам дает возможность в группе оказать поддержку. Мы ретранслируем информацию, «будим» травмированного ребенка и даем ему поддержку. Может стать труднее – для этого следует погрузиться в чувства и встретиться с вытесненными переживаниями.

Требуется внимание к рассказу, к принятию внутреннего ребенка, достойного любви. Все этапы – это истории о любви – как мы получали ее, как отдавали, что с нами происходило. Каждый этап требует перепринятие нового решения.

Метод фототерапиииспользуется в психологическом консультировании при работе со страхами, депрессии, при психосоматических заболеваниях, при работе с горем, в семейном консультировании. Многие фотографии для человека могут быть очень ресурсными. Это прежде всего память о родных, друзьях, своей жизни - ее периодах, важных вехах, начиная с рождения человека. Ведь не зря при длительной разлуке люди берут с собой и хранят у себя фотографии самых близких людей.

Использование фотографий в психологическом консультировании позволяет терапевту помочь человеку, который пришел со своей проблемой:

- снизить тревожность, страхи;

- повысить уверенность в себе;

- увидеть свою уникальность;

- улучшить взаимоотношения между членами семьи;

- осознать и переосмыслить жизненные события.

При психологическом консультировании используются фотографии, которые приносит сам человек. Фотографии в психологическом ключе могут быть совершенно разной тематики: «Моя семья»; «Семейные праздники»; «Наши дети»; «Я и мои друзья»; «Я и моя работа»; "Моя проблема и ее решение"; «Мои страхи»; "Мое здоровье"; "Ресурсы"; "Противоположности"; "Красивое и некрасивое".

Метод фототерапии используется как в работе с детьми, подростками, так и в работе со взрослыми. Рассматривая свои фотографии и обсуждая их с психологом, человек может испытывать те же чувства, что и были в момент съемки. При анализе фотографий можно понять на каком жизненном этапе у человека начались те или иные изменения, которые привели к проблеме.

Анализируя фотографий человека, можно увидеть какие взаимоотношения существовали между членами семьи. Какое настроение в момент съемки было у человека. Это определяется по позе, выражению лица и обсуждается с клиентом те события, которые запечатлены на фото. Важно расспросить человека о дате съемки и соотнести это с его проблемой. Иногда бывает несоответствие того, что человек говорит и, что на самом деле изображено на фотографии. Например, человек говорит о сильных переживаниях о смерти мужа, и в то же время делает целую серию фотографий своих портретов для соцсетей, спустя 20 дней после траура. Что тоже может стать предметом обсуждения на консультации.

Анализируем задний фон съемки. Он многое может рассказать о человеке, однако предварительно выясняем, кто выбирал место съемки. Как человек себя позиционирует. При групповом снимке смотрим, где становится человек, он на первом плане или всегда где-то старается встать за другими людьми, чтобы не было видно лица. Кто-то категорически не любит фотографироваться и это тоже становится предметом обсуждения в кабинете психолога.

Имея в своем архиве множество фотографий, человек для психологического консультирования выбирает только те фотографии, которые для него имеют определенное значение на данный момент времени. Хотя часто человек говорит о том, что у него не было времени выбрать фотографии. На мой взгляд, в настоящее время в связи с использованием цифровых фотоаппаратов, уменьшилось количество фотографий в печатном виде. Восприятие фотографий на экране монитора и в распечатанном виде несколько различаются. Кроме того из-за переизбытка фотографий с одного события очень трудно выбрать неповторимые фотографии, которых должно быть не так уж много, чтобы не было чувства пресыщения.

При большом обилии фотографий, как ни парадоксально, у людей очень мало фотографий, где запечатлена вся семья, начиная от дедушек и бабушек и кончая внуками. Как правило, есть фотографии друзей, коллег по работе, различные вечеринки, застолья, а фотографии самых близких людей, где они все вместе, отсутствуют. И, когда из жизни вдруг уходят самые близкие люди, выясняется, что фотографий с ними у человека нет.

В ходе психотерапии приходится сталкиваться с тем, что фотографий у человека нет, т.к. в порыве гнева фотографии были разорваны, или брошены в воду как самим человеком, так и близкими людьми. Чаще всего это делают мужья или жены. Особенно страдают свадебные фотографии.

Фототерапия применяется как в индивидуальном консультировании так и в групповой работе, в зависимости от поставленных целей и задач.

Диапазон использования метода фототерапии в психологии достаточно широк. В процессе фототерапии можно применять метод "Сказкотерапия" или метод "Песочная терапия". При песочной терапии также возможна работа с фотографиями как самого клиента, так и с вырезками цветных фотографий из различных журналов для работы с будущим, своими целями.

Одной из форм работы в процессе консультирования является фотографирование сюжетов на заданную или свободную тему самим клиентом или участниками группы.

Под наблюдением взрослых и психолога фотографировать могут дети, начиная с 4-6 лет. С детьми можно использовать слайд-шоу на различные темы в зависимости от запроса.

Основная задача фототерапии - посмотреть на ситуацию под другим углом зрения. Показать человеку, что тот или иной выбор в жизни делался в соответствии с знаниями и возможностями именно на тот период жизни. Сейчас другой опыт и другие возможности, которые позволяют принять новые решения, способствующие улучшению жизненной ситуации.

Варианты использования фотографии могут также варьироваться в зависимости от того, какими еще формами творческой деятельности клиента или участников группы она дополняется. Так, изготовление снимков может сочетаться с созданием фотоколлажа или ассамбляжа, плаката или иллюст­рированной фотографиями «книжки» и в этом случае будет предполагать изобразительную деятельность. Также фотография может сочетаться с сочинением историй или «сценариев», что будет связано с литературным творчеством.

Фотографирование может дополняться применением техник телесно-ориентированной и танце-двигательной терапии, когда, например, съемка производится во время движения участников группы: это дает им возможность увидеть и осознать особенности своей телесной экспрессии. И наконец — фотография может применяться в сочетании с элементами драма-терапевтического подхода и предполагать ролевое перевоплощение, построение и проговаривание монологов и обращений к некоторым людям, которые представлены на фотографии, а также построение диалогов. В некоторых случаях может быть использована техника драматизации связанных с фотографией ситуаций с использованием костюмов и грима.

Некоторые варианты работы с фотографиями с жертвами насилия могут включать использование техник визуально-нарративного подхода, сочетающего, например, создание клиентом фотодневника в сочетании с повествованием.

Для создания фотоколлажей могут быть использованы как личные фотографии участников занятий, так и разнообразная полиграфическая продукция (иллюстрированные фотографиями журналы, газеты, наборы и альбомы художественной фотографии и др.). Использование личных фотографий или их копий может, с одной стороны, актуализировать чувства и представления, связанные с восприятием автором самого себя а, с другой стороны, предоставляет ему богатые возможности для эксперимента с разными гранями «я» и контекстами, поскольку он может по-разному сочетать элементы фотоколлажа, пе­\редавая как реальные, так и воображаемые ситуации.

Наши рекомендации