Самостоятельная работа 1

· В чем заключается сущность биогенетического принципа в психологии?

· Дайте краткий анализ известных психологических концепций в зарубежной психологии, рассматривающих развитие ребенка в системах «ребенок-взрослый» и ребенок-предмет»?

· Каково принципиальное различие теорий Л.С. Выготского и У. Бронфенбренера относительно психического развития?

· Что означает тезис о том, что Л.С. Выготский первым ввел исторический принцип в область детской психологии?

· В чем принципиальное различие в трактовке понятия «социализация» в биогенетических и социогенетических концепциях психического развития?

· Как понимал Л.С. Выготский роль среды в развитии высших психических функций?

Самостоятельная работа 2.

· Что называется обучением и какие его психологические аспекты выделяются?

· Какие психологические концепции повлияли на осмысление обучения, его содержания и форм организации?

· Какие взгляды на соотношение созревания, развития и обучения известны в современной науке?

· Что такое учение и каково его содержание? Чем учение отличается от научения?

· Что такое мотив? Приведите примеры мотивов учебной деятельности?

· Почему учебная деятельность связана с преподаванием?

· Назовите типы обучаемости.

· Как может повлиять учитель на неуспеваемость?

Самостоятельная работа 3

· Перечислите основные психические новообразования периода новорожденности. Каково их значение для дальнейшего психического развития ребенка?

· Каковы особенности и в чем состоит значение развития предметных действий в младенческом возрасте?

· Почему предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. Какова ее структура?

· В чем состоит психологическое содержание кризиса трех лет?

· Какие условия лежат в основе развития ребенка в дошкольном возрасте?

· В чем специфика игры как деятельности?

· Перечислите основные психические новообразования ребенка дошкольного возраста.

· Каковы основные параметры психологической готовности к школе?

· Какие перестройки в личностной сфере ребенка происходят в связи с началом обучения в школе?

· Каковы стадии формирования системы учебно-важных качеств в младшем школьном возрасте?

· В чем состоят основные проблемы подросткового возраста?

· Каковы условия возникновения и признаки подростковых объединений?

· Каковы задачи развития в ранней юности?

· Как происходит развитие самосознания в ходе профессионального самоопределения?

· Опишите особенности развития личности в зрелом возрасте. В чем сущность понятия «зрелая личность»?

· Какова роль кризиса середины жизни в развитии личности в зрелом возрасте?

· Каковы социальные факторы и психологические характеристики, помогающие человеку достичь «акме»?

Самостоятельная работа 4

· Каково значение учения об основных свойствах нервной системы для психологии индивидуальности?

· Как проявляются основные свойства нервной системы в деятельности и поведении человека?

· Опишите методы оценки основных свойств нервной системы.

· Какова роль учителя в формировании у учащегося индивидуального стиля деятельности?

· Какова роль психодиагностики в образовании? Виды психологической помощи одаренным людям.

Темы для коллоквиума

· Базовые определения развития.

· Формы и цели развития.

· Факторы психического развития.

· Принципы психического развития.

· Закономерности психического развития.

· Теории психического развития.

· Механизм психического развития ребенка.

· Показатели психического развития ребенка.

Примерные темы эссе:

· Сравнительный анализ научения в разные возрастные периоды.

· Обучение как решающее условие развития.

· Сравнительный анализ моделей обучения.

· Как использовать гуманистические принципы в образовании?

· Стимуляция при обучении – «кнут» или «пряник»?

· Техники и технологии в обучении.

· Требования Л.С.Выготского к развивающему обучению.

· Развивающий характер учебной деятельности в концепции В.В.Давыдова и Д.Б. Эльконина.

· Нейролингвистическое программирование в обучении.

· Неуспевающие школьники (причины, диагностика, эффекты).

Примерные темы проектов:

· Кибернетическая модель обучения и техника поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина), техника рефлексивного управления усвоением (А.И.Раев).

· Коммуникативная модель обучения и техники «диалогического обучения» (Паоло Фрейер). Техники трансактного подхода в общении между учителем и учениками.

· Познавательная модель обучения и техники проблемного обучения (Матюшкин А.А.), техники аудиовизуального обучения (Носкова Т.Н.)

· Технологии развивающего обучения в младшей школе.Методика Л.В.Занкова

· Принципы обучения младших школьников по методике Л.В. Занкова.

· Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

· Основные идеи и положения развивающего обучения по В.В. Давыдову.

Модуль III «Педагогическая социальная психология. Психологические проблемы в педагогической деятельности»

Наши рекомендации