Шаблон для подсчета баллов по обратным ответам
Номер признака | Содержание признака | Нет, неверно | Пожалуй, так | Верно | Совершен- но верно | ||
Я чувствую подавленность и тоску | |||||||
2 | Утром я чувствую себя лучше всего | ||||||
У меня близко слезы | |||||||
У меня плохой сон | |||||||
У меня аппетит не хуже обычного | |||||||
Мне приятно общаться с привлекательными женщинами (мужчинами) | |||||||
Я теряю в весе | |||||||
Меня беспокоят запоры | |||||||
Мое сердце бьется сильнее, чем обычно | |||||||
Я устаю без всяких причин | |||||||
Я мыслю так же ясно, как и всегда | |||||||
Мне легко делать то, что я умею | |||||||
Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте | |||||||
Я надеюсь на будущее | |||||||
Я более раздражителен, чем обычно | |||||||
Мне легко принимать решения | |||||||
Я чувствую, что полезен и необходим | |||||||
Я живу достаточно полной жизнью | |||||||
Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет | |||||||
20 | Меня и сейчас радует то, что радовало всегда | ||||||
Занятие 12.5 ДИАГНОСТИКА ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Вводные замечания. При психологическом обследовании детей нередко можно определить явные или скрытые нарушения речи. В связи с этим возникает необходимость диагностики, которая обеспечивала бы возможность проведения эффективных профилактических мероприятий или своевременной коррекционной работы специалиста - логопеда или психолога. Диагностируя речевые нарушения, следует иметь в виду, что они могут быть обусловлены как органическими поражениями, так и функциональными расстройствами центральной нервной системы, речедвигательного и речеслу-хового ее отделов.
Цель занятия. Выработка навыков обследования детей для выявления наиболее распространенных нарушений речи.
Дислалия - нарушение звукопроизношения, возникающее либо из-за анатомических дефектов артикуляторного аппарата, либо из-за функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах, либо в результате неблагополучных социально-психологических условий.
«Стертая» дизартрия - нарушение звукопроизношения из-за недостаточной иннервации речевых органов, сопровождающееся неточностью и ограниченностью объема движений артикуляторов. Кроме нарушения звукопроизношения при «стертой» дизартрии наблюдаются интонационные ограничения, искажение тембра, силы и высоты голоса (глухость, носовой оттенок).
Открытая ринолалия - нарушение звукопроизношения и гнусавость речи при врожденных расщелинах верхней губы, твердого и мягкого неба. Звукопроизношение характеризуется большим своеобразием. Неполноценность нёбно-глоточного затвора приводит к гипертрофии корня и задних отделов языка и к образованию согласных звуков в гортанно-глоточной области со специфическим щелчковым звучанием и носовым зашумлением.
Диагностика указанных речевых нарушений должна включать сбор кратких анамнестических данных, исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков.
Оснащение и материалы. Деревянные шпатели, настольная лампа с поворотным рефлектором, настольный экран (ширма), игрушки, издающие звуки предметы, рисунки предметов (см. прил. 12.5.1). Для регистрации данных осмотра и наблюдения необходимо заранее подготовить протокол обследования (форма 55).
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ Форма 55
Фамилия, имя, отчество ..............................................................……………………………………………………….
Дата ..................................................…………………………..Возраст ..........................………………………………