Тренинг педагогического общения

Вданном разделе мы приводим некоторые упражнения тре-нинга профессионально-педагогического общения, разработан-ные В.А.Кан-Каликом. Они предназначены также для тех, кто решил заняться систематической работой по овладению основа-ми педагогического общения. Заниматься самовоспитанием в об-щении лучше после знакомства с теоретическими основами ком-муникативного процесса и тщательного анализа особенностей собственного общения.

Система упражнений, направленных на овладение основами про-фессионально-технического общения, включает в себя два цикла:

1. Упражнения, направленные на практическое овладение эле-ментами педагогической коммуникации, способствующие раз-витию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением.

2. Упражнения по овладению своей системой общения в за-данной педагогической ситуации.

Овладение основами педагогической коммуникации

РАЗВИТИЕ ПРОСТЕЙШИХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

Требуется войти в воображаемый класс и поздороваться с уче-никами и привлечь к себе внимание без речевого общения — средствами мимики, пантомимики, зрения. Затем надо обратиться к ученику, использовав разные приемы (просьба, требование, пре-дупреждение, похвала, шутка, вопрос, намек, приказ, пожела-ние и т.п.). Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-пантомимического интонирования, правиль-ное положение тела (следить за мышечной свободой и снимать излишнее мышечное напряжение). Нужно быть готовым среаги-

ровать в неожиданных ситуациях (например: войдя в класс, вы слышите взрыв смеха).

УПРАВЛЕНИЕ ИНИЦИАТИВОЙ (ПО А.А.ЛЕОНТЬЕВУ)

Во время беседы роль одного участника — лидер контакта: он держит нить разговора в своих руках. Другому партнеру нужно свою роль пассивного участника разговора (поддакивающего, по-дающего реплики) сменить на роль лидера — перехватить ини-циативу. Это удастся не сразу: очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать свое преимущество.

Другая ситуация. Готовясь к объяснению нового материала, нужно в течение 3 минут подумать, с чего начать урок. Затем приступить к объяснению с тем же выражением и эмоциональ-ностью, как если бы это происходило перед классом.

Во время импровизированного объяснения нового материала или разговора с классом следует иметь в виду, что на последней парте в третьем ряду — озорники; разговаривая с классом, не следует терять их из виду.

ТЕХНИКА ИНТОНИРОВАНИЯ

Даются различные фразы и ставится задача произнести их с различными оттенками в зависимости от педагогической ситуа-ции (фразы типа «Кто дежурный?», «Идите сюда», «Выполнили ли задание?», «Прошу внимания», «Да», «Будьте добры» и т.п.).

Ведущий зачитывает часть психолого-педагогического рассказа и предлагает участникам закончить его сначала в словах, а затем в действии.

Затем исполняется диалог педагогического содержания (мате-риал берется из художественной литературы или составляется самостоятельно).

РАЗВИТИЕ МИМИКИ, ПАНТОМИМИКИ

Занятия проводятся дома перед зеркалом: изобразите удивле-ние, волнение, гнев, смех, иронию и т.п. Эти задания полезны для передачи целесообразных педагогических переживаний.

УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕАЕСООБРАЗНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ

Нужно попытаться найти в себе зачатки чувства, которого вы сейчас не испытываете: радость, гнев, безразличие, горе, отчая-

ние, негодование, возмущение и т.п., и в педагогически целесо-образной форме выразить эти чувства в различных ситуациях.

РАЗВИТИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ

Ставится задача — поиск двигательных мимических и зри-тельных средств воплощения требования, например: «садитесь», «внимание», «тишина», «иди сюда» и т.п. Нужно найти пантоми-мические и мимические средства выражения этих требований.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЖЕСТА В ЭТЮДНОЙ СИТУАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

Предлагается начать объяснять новый материал (в роли уче-ников — коллеги). Слушатели фиксируют жесты и оценивают их. Таким образом, прорабатываются все типичные педагогиче-ские жесты: во время работы у доски, вызова ученика и т.д. Од-новременно проводятся занятия по мимике. Участники делятся на пары и дают друг другу мимические задания (не менее десяти каждый), затем меняются ролями. Это задание повторяется на других занятиях.

УПРАВАЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБЩЕНИЕМ

Предлагается испытать себя в следующих ситуациях.

1. Представьте, что вы классный руководитель и вам необхо-димо сразу после уроков мобилизовать класс на сбор металлолома.

2. На школьном вечере ученица 9 класса отказалась танцевать с одноклассником, ученица ответила на его приглашение грубо — поговорите с ней.

3. Девятиклассник отказывается заниматься литературой: не учит материал, пропускает уроки, мотивируя тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность и литература ему не нужна, — вы стараетесь его переубедить.

4. На перемене старшеклассник обидел второклассника — по-говорите со старшеклассником.

Наши рекомендации