Тема 4. Психобиологические предпосылки асоциального поведения детей и их учет в воспитательно-профилактической работе
Санкт-Петербургский Государственный Институт
Психологии и Социальной Работы
ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Раздел 2. МАТЕРИАЛЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Превентивная психология»
по направлению подготовки 030300 «Психология»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Разработчики:
д.м.н., профессор | Кулганов В.А. |
(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)
Санкт-Петербург
2011 г.
Структура материалов для работы студентов
1. Вопросы к итоговому контролю знаний (к экзамену):
1. Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью.
2. Предмет превентивной психологии и принципы реализации превентивных мер.
3. Факторы, обуславливающие причины асоциального поведения.
4. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
5. Процесс социализации и его особенности.
6. Общеметодологические принципы, лежащие в основе междисциплинарного исследования процесса социализации.
7. Содержательная и функциональная стороны процесса социализации.
8. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения.
9. Социально-психологические механизмы социализации.
10. Классификация социализации в зависимости от трудовой деятельности.
11. Нарушение социализации: прямые и косвенные десоциализрующие влияния.
12. Роль биологического и социального в возникновении преступного поведения.
13. Психобиологические предпосылки асоциального поведения.
14. Влияние кризисных явлений в организме подростка на его поведение.
15. Классификация неосознаваемых мотивов преступного поведения.
16. Профилактика делинквентного поведения у подростков.
17. Организация превентивной практики по предупреждению преступлений с неосознаваемой мотивацией.
18. Патогенная дезадаптация и ее характеристика.
19. Основные особенности психосоциальной адаптации.
20. Социальная дезадаптация и ее характеристика.
21. Диагностически значимые признаки социальной дезадаптации.
22. Общие принципы социально-педагогической реабилитации подростков.
23. Функции психолога в превентивной практике.
24. Факторы социального риска, способствующие отклонению поведения детей.
25. Предупреждение прямых и косвенных десоциализирующих влияний семьи.
26. Влияние криминально-аморальной семьи на поведение детей.
27. Развитие ребенка в аморально-асоциальной семье.
28. Влияние конфликтной и педагогически несостоятельной семьи на поведение ребенка.
29. Типичные ошибки семейного воспитания.
30. Психолого-педагогические факторы школьной дезадаптации учащихся.
31. Педагогический стиль и его влияние на межличностные отношения и психологический климат в коллективе класса.
32. Характеристики основных педагогических стилей воспитания детей.
33. Целенаправленное формирование ценностно-нормативных представлений учащихся.
34. Половое воспитание и психосексуальное здоровье подростков.
35. Классификация неформальных подростковых групп.
36. Характеристика стихийных подростковых групп.
37. Уровни развития криминогенных групп.
38. Характеристика подростковых криминогенных групп.
39. Социально-педагогическая профилактика процесса криминализации неформальных подростковых групп.
40. Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска.
41. Референтные и ценностные ориентации социально дезадаптированных подростков.
42. Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптированных несовершеннолетних.
43. Основные задачи процесса перевоспитания личности «трудного» подростка.
44. Превентивно-коррекционная практика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в работе практического психолога.
45. Общая дифференциация и типология детско-подростковой дезадаптации.
46. Проблема неосознаваемой регуляции преступного поведения в превентивной теории и практике.
47. Криминологический анализ психо-биологических предпосылок асоциального поведения.
48. Психологические предпосылки асоциального поведения несовершеннолетних.
49. Типы несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от степени выраженности преступной направленности.
50. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации.
Список основной и дополнительной литературы (к темам/ модулям или разделам курса и общий список)
Тема 1. Превентивная психология: предмет, специфика, область применения.
Литература:
· Бартол К. Психология криминального поведения. – СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-пресс, 2004.
· Кулганов В.А. Профилактика социальных отклонений (превентология): учебное пособие. – СПб.: СПбГИПСР, 2010.
Тема 2. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации.
Литература:
· Кулганов В.А. Профилактика социальных отклонений (превентология): учебное пособие. – СПб.: СПбГИПСР, 2010.
· Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2006.
Тема 3. Особенности процесса социализации и ее нарушения.
Литература:
· Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006.
· Практикум по девиантологии / Под ред. О.А. Клейберга. – СПб.: Речь, 2007.
Модуль 2.
Тема 4. Психобиологические предпосылки асоциального поведения детей и их учет в воспитательно-профилактической работе.
Литература:
· Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2006.
- Кулганов В.А. Профилактика социальных отклонений (превентология): учебное пособие. – СПб.: СПбГИПСР, 2010.