Глава 2. Психосемантическая парадигма конструирования методик


автором восемь рисунков, которые, сочетаясь каждый с каждым, образовали 28 пар. Эти пары и выступали как полюса шкал невербального СД. В качестве объектов шкалирования были выбраны десять понятий: «Покой», «Одиноче­ство», «Тишина», «Красота», «Движение» и т. д.

После того как испытуемый зафиксировал свою оценку на бланке (то есть отнес понятие к определенному полюсу каждой из шкал СД и пометил соответствующую градацию), экспериментатор приступает к обработке результатов.

При обработке результатов СД возможны два подхода:

1) построение и анализ «семантического профиля»;

2) построение и анализ «семантического пространства».

Субъективныйсемантическийпрофильпрошкалированного объек­та можно увидеть, если соединить ломаной линией выбранные испы­туемым градации (1 2 3 4 5 6 7) по каждой шкале (рис. 2.4). Семанти­ческий профиль позволяет визуализировать оценку испытуемым изучаемого понятия по отдельным характеристикам.

Для построения семантического пространства производится объе­динение шкальных оценок по родственным шкалам, входящим в одну и туже координату (фактор) семантического пространства (рис. 2.5).

В исследованиях Ч. Осгуда семантическое пространство строилось на базе шкалирования понятий из самых разных понятийных классов (например, «пламя», «мать», «ураган», «радость» и т. д.).

Как показали многочисленные факторно-аналитические исследо­вания [Артемьева, 1980; Шмелев, 1983; Петренко, 1988; ЗпМег, Озёоос1, 1969],большинствооценочныхшкалобъединяютсявтрисводныеоце-

Глава 2. Психосемантическая парадигма конструирования методик - student2.ru

злой ■-------- ■-------- ■---- -^и--------- ■-------- ■-------- ■ добрый

мягкий

легкий »

холодный ■--------- ■-------- ■-------- ■-------- «^------- ■------- ^ теплый

Солнце Земля
активный ■-------- и^------- ■-------- ■-------- ■-------- ^-------- ■ пассивный

Рис. 2.4.Семантический профиль шкалирования объектов «Солнце» и «Земля»



Компьютерная психодиагностика


активный

Земля | (6,5,6,7, 5)

мягкий

Глава 2. Психосемантическая парадигма конструирования методик - student2.ru м°и Солнце

холодный

Рис. 2.5. Семантическое пространство шкалирования объектов «Солнце» и «Земля»

ночные шкалы: «хороший-плохой», «сильный-слабый», «активный-пассивный». На основании этого была предложена трехфакторная мо­дель СД (рис. 2.6). В ее основе заложены факторы, объединяющие от 50 до 65% дисперсии оценок. Это факторы «Оценка», «Сила», «Актив­ность». В результате подсчета каждый объект шкалирования получает значения по трем главным семантическим факторам и может быть ото­бражен геометрически в виде точки в трехмерном пространстве «Оцен­ка-Сила-Активность». Положение точки в СП характеризуется дву­мя показателями: 1) направленностью от начала координат, то есть от

Сила

Оценка




Глава 2. Психосемантическая парадигма конструирования методик - student2.ru

Оценка

Активность

Рис. 2.6. Трехфакторная модель семантического дифференциала

Наши рекомендации