Действительно ли всегда можно отказаться быть несчастным?
Альберт Эллис
Психотренинг по методу Альберта Эллиса
Глава 1.
ЧЕМ ЭТА КНИГА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ КНИГ!
Каждый год читатели знакомятся с сотнями новых книг, изданных в серии «Помоги себе сам», многие из которых действительно приносят реальную пользу. Зачем же писать еще одну? Тем более что моя книга «Новый путь к разумной жизни», написанная в соавторстве с Робертом А. Харпером, уже разошлась миллионным тиражом? Ведь не для того только, чтобы дополнить «Зоны, ваших ошибок», которую читают миллионы людей? Зачем же тогда?
Для этого есть несколько серьезных причин. Несмотря на то-что рационально-эмотивнаятерапия (РЭТ), которую я создал в 1955 году, в настоящее время заняла подобающее ей место в психологии и психотерапевты (а также и психоаналитики) все чаще включают большие фрагменты моих методик в свою программу работы с пациентами, — к сожалению, нередко она используется в несколько «разбавленном» виде.
Помимо моих собственных сочинений, посвященных РЭТ, ни одна книга не дает четкого изложения ее сути. Те книги, в которых предпринимаются подобные попытки, написаны, как правило, труднодоступным для широкого круга читателей языком. Настоящее издание направлено на то, чтобы восполнить этот пробел.
В книге ставятся конкретные задачи. Более того, они решаются — и это коренным образом отличает мою книгу от других, посвященных проблемам душевного и умственного здоровья.
— Эта книга побуждает открыто выражать сильные чувства, обуревающие вас в трудные минуты жизни. Но в то же время в ней проводится четкое разграничение между вполне уместными естественными чувствами озабоченности, печали, разочарования или раздражения и неуместными, разрушительными чувствами паники, депрессии, ярости или жалости к себе.
— Эта книга научит вас разбираться в сложных жизненных ситуациях и«держаться в седле» в любых обстоятельствах. Но самое важное заключается в том,что эта книга не только дает ощущение лучшей жизни, но и способна действительноизменить вашу жизнь в лучшую сторону, при условии, что вы перестанетерасшатывать собственные нервы и обременять себя чувством вины.
— Эта книга не только научит, как можно владеть собой и держать эмоциипод контролем, не только покажет, как можно упрямо отказываться бытьнесчастным в любой (да, да, действительно в любой!) ситуации, но и подробнообъяснит, что именно нужно сделать для того, чтобы обрести контроль надсобой.
— Эта книга основана на позициях научного исследовательского мышления иреальных взглядов на жизнь. Она напрочь отвергает мистицизм, религиозность и утопическиеконцепции, которые в наше время активно проповедуются во многих публикациях натему «Помоги себе сам».
— Эта книга поможет вам обрести новый философский взгляд на жизньвзамен наивного «позитивного мышления» в стиле Поллианны, с которым по плечутолько временные трудности и которое непременно подведет вас на длиннойдистанции.
— Эта книга предлагает множество методик совершенствования личности, которыеоснованы не на отдельных, порой анекдотических «случаях из жизни», л провереныпутем строго научных исследовании
— Эта книга покажет, каким образом вы сами себе создаете проблемы. Однакоона не заставит попусту тратить время и силы на то, чтобы копаться в своемпрошлом, вновь и вновь мысленно возвращаясь к совершённым промахам и ошибкам.Она покажет, каким образом вы до сих пор продолжаете напрасно портитьсамому себе настроение и что в данный момент нужно сделать для того,чтобы прекратить это.
— Эта книга поможет вам обрести мужество взять на себя ответственность зато, что с вами происходит, не сваливая все на родителей, окружающих инеправильное воспитание.
— В этой книге в простой и доступной форме излагаются основы РЭТ (а такжедругих видов когнитивной и бихевиорально-когнитивной терапии). В ней нагляднодемонстрируется, что непосредственное основополагающее влияние на эмоциональныепоследствия (С) оказывают отнюдь не активизирующие события вашей жизни (А), аскорее ваша система убеждений и представлений (В). Вы должны обрестиспособность оспорить (D) свои иррациональные представления (iBs) и изменить их.Книга содержит множество эмотивных и бихевиоральных методик, направленных наподавление иррациональных представлений, изменение стиля мышления и обретениеновой эффективной жизненной философии (Е).
— Эта книга показывает, как можно, сохраняя свои желания, устремления,предпочтения, цели и систему ценностей, при этом отказаться от чрезмерныхтребований и заповедей — всех этих категорических императивов «должен» или«обязан», которыми обрастают наши желания и привязанности, обрекая набесполезные мучения.
— Эта книга поможет вам обрести независимость и внутреннюю свободу, покажет,как мыслить самостоятельно, не поддаваясь внушению того образа мыслей,который вам навязывают другие.
— Эта книга содержит массу полезных РЭТ-упражнений, которые помогут вампереосмыслим! и перестроить свою жизнь.
— Эта книга расскажет вам о том, как стать разумными в нашем неразумном мире;как стать счастливыми в самых трудных и «невыносимых» условиях — настолько,насколько вы сами захотите. Она убедит нас, что человек способен отказатьсястановиться несчастным даже в крайне печальных ситуациях — в бедности, подугрозой террора, в болезни или на войне; в ней упорно доказывается, что человекспособен изменить в свою пользу не только самые трудные ситуации, но и вопределенной мере целый мир.
— Эта книга поможет распознать корни извращенного мышления, свойственногофанатизму, нетерпимости, догматизму, тирании, деспотизму, — и научит бороться сподобными проявлениями невроза.
В книге предлагается широкий спектр методик, направленных на укрощение такихсильных и разрушительных эмоций, как тревога, депрессия, враждебность,презрение или жалость к себе. В большей степени, нежели любая инаяпсихотерапевтическая школа, РЭТ является школой эклектической. В то же времяона в высшей степени избирательна и делает все возможное для того, чтобыустранить из своей практики опасные и неэффективные методы психотерапии.
РЭТ — это школа практики. РЭТ быстро и эффективно добирается до самойсердцевины расстройства и подсказывает, что нужно сделать, чтобы как можнобыстрее помочь самому себе.
— Эта книга научит вас, как стать честным гедонистом и индивидуалистом — тоесть как, прежде всего заботясь о себе, в то же время успешно и доброжелательновзаимодействовать с окружающими. Она поможет нам не только сохранить, но дажепоставить во гляну угла ваши личные цели и идеалы, оставаясь при этомполноценным гражданином своей страны
— Книга проста и — я надеюсь — исключительно понятна, но далеко непримитивна. Ее мудрость, почерпнутая у достойнейших философов и психологов,по-житейски практична и в то же время весьма глубока.
— Эта книга представляет собой собрание терапевтических методик,разработанных на основе наиболее быстро развивающихся современных направленийтерапии — рационально-эмотивной и когнитивно-бихевиоральной, которые внастоящее время широко распространены благодаря той пользе, которую онипринесли и приносят миллионам пациентов и тысячам терапевтов. Книга включаетвсе лучшее, что содержится в методиках самолечения, на основе которых и быливыработаны данные виды терапии, в форме, адаптированной для широкого кругачитателей, — то есть эта книга для ВАС.
Итак, действительно ли эта книга расскажет, как научиться в любой ситуациипо своей воле отказываться быть несчастным? В любой? Действительно? Правда?Кроме шуток? Да, это на самом деле так — если вы будете искренне слушать(СЛУШАТЬ) и работать (РАБОТАТЬ), воспринимая и отрабатывая на практикеполученные знания.
Вы будете слушать?
Вы будете работать?
Вы будете ДУМАТЬ?
Ведь вы действительно это умеете.
Я надеюсь. что так оно и будет.
Глава 2.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ВСЕГДА МОЖНО ОТКАЗАТЬСЯ БЫТЬ НЕСЧАСТНЫМ?
Основная мысль этой книги довольно оригинальна. Ее можно сформулировать так:в большинстве своем людские огорчения и серьезные эмоциональные расстройства являютсясовершенно ненужными, и более того — неэтичными. То есть как это — неэтичными?!Да очень просто, ведь, позволяя тревоге или депрессии одолеть себя, выдействуете против самого себя — и, следовательно, поступаете поотношению к себе несправедливо и нечестно.
Ваше беспокойное состояние оказывает неблагоприятное влияние и на окружающихлюдей. Оно расстраивает ваших родных и друзей и даже, в какой-то мере, людей,непосредственно с вами не связанных. Цена паники, гнева, жалости к себенеоправданно высока. Она выражается в попусту затраченном времени и средствах,в ненужных усилиях, в напрасной душевной тревоге, в пренебрежении интересамидругих людей, в глупом растранжиривании возможностей наслаждаться своейединственной — да-да, единственной — жизнью.
Какая невосполнимая потеря! И какая неоправданная!
Но разве душевное страдание не является одним из состояний, присущихчеловеку? Да, является. Но разве не повелось так с незапамятных времен? Да,повелось. Но разве не следует из этого, что, пока мы остаемся людьми,способными чувствовать, наши страдания неизбежны?
Нет, не следует.
Давайте не будем путать неприятные чувства с эмоциональными расстройствами.Человеку свойственно чувствовать. Животные тоже умеют чувствовать, но нестоль тонко. Собаки тоже переживают то, что мы называем любовью, печалью,страхом или удовольствием. Их чувства несколько отличны от наших, но несомненноодно — они у них есть.
Ну а как насчет благоговения? Романтической любви? Поэтического экстаза?Жажды творчества? Любознательности исследователя? Неужели собаки и шимпанзетоже испытывают нечто подобное?
Лично я в этом сомневаюсь. Наши тонкие, неуловимые, романтические,творческие чувства произрастают из довольно сложных мыслей и философскихпостроений. Как указывали античные философы — стоики Эпиктет и Марк Аврелий,нам, людям, свойственно чувствовать так же, как мы мыслим. Ну если и неабсолютно так же; то в основном.
Именно в этом заключается главная идея рационально-эмотивной терапии (РЭТ),которую она проводит в жизнь уже более тридцати лет. Создавая РЭТ, язаимствовал некоторые мысли и принципы как у древних философов, так и у болеесовременных мыслителей — Баруха Спинозы, Иммануила Канта, Джона Дьюи и БертранаРассела.
В значительной степени мы сами создаем свои чувства. Мы учимся этомуу своих родителей и окружающих нас людей или самостоятельно производим какздравые, так и безумные мысли.
Создаем сами? Безусловно! Сознательно или бессознательно, но в любом случаемы вполне самостоятельно выбираем путь своего мышления, а следовательно, и своичувства — и те, что во благо себе, и те, что во вред.
Правда, такая самостоятельность весьма относительна, так как нельзяСбрасывать со счетов влияние наследственности и окружения.
Нет, мы вовсе не рождаемся с готовыми, вполне определенными мыслями,эмоциями и стилем поведения; равно как и наше окружение непосредственно не заставляет нас чувствовать или действовать определенным образом. Да, безусловно, геныи социальное воспитание во многом определяют наши поступки, и обычно мыдействуем в соответствии с тем, что в нас «вложили» (считая это оправданием),однако мы вовсе не обязаны действовать именно так, а не иначе.
Определенно — не обязаны!
Нельзя сказать, что у нас имеется неограниченная свобода волеизъявления. Ксожалению, это не так. Сколько ни маши руками, все равно не взлетишь. Не так-топросто отказаться от пристрастий к сигаретам, алкоголю, сластям или от привычкиоткладывать дела со дня на день. Для того чтобы избавиться от вредной привычки,нужно потратить бездну времени И увы, на это уходят наши лучшие годы.
Но все-таки мы можем по своему желанию изменить себя Мы способны преобразоватьсвои самые устоявшиеся мысли, чувства и действия. Почему? Да потому, что, вотличие от собак, обезьян и тараканов, мы — люди. И как таковые имеем врожденнуюспособность (и можем самостоятельно ее развить) — которой не обладают другиеживые существа — способность размышлять о своих мыслях. Все мы философы отрождения и к тому же можем философствовать о своей собственной философии,рассуждать по поводу своих рассуждений
Вот как раз в этом нам крупно повезло! Именно это дает нам некоторую степеньсамоопределения и свободы волеизъявления. Если бы мы мыслили только в одной плоскости,не имея возможности оценивать свои мысли, взвешивать свои чувстваи пересматривать свои поступки, то где бы мы были сейчас? Хорошее этобыло бы местечко!
Но в действительности мы не вязнем в болоте и не барахтаемся в сети привычек— если только, конечно, сами этого не захотим. И все это по той простойпричине, что мы способны вполне сознательно оценить, каково наше окружение икаковы мы сами. Мы рождены с редким даром наблюдать за собой иобдумывать свое поведение. Нельзя сказать, что у других животных (например, увысших приматов) отсутствует самосознания. Оно есть, но его возможностивесьма ограниченны.
Настоящее самосознание есть только у нас, у людей. Мы можем, хотя ине обязаны, обдумывать свои цели, желания, задачи. Мы можем оценить,пересмотреть и изменить их. Мы можем оценивать и пересматривать уже измененные идеи, чувства и поступки. И еще раз их переделать. Мы можем переиначиватьсвой мир снова и снова!
Но давайте не будем преувеличивать идею «самоизменения». Конечно, у нас есть такая возможность. Конечно, мы можем использовать ее, но не безнекоторых ограничений.
В основном наши исходные цели и потребности имеют генетическую природу, атакже «всплывают» из информации, которая была получена нами в раннем детстве.
Нам нравится материнское молоко (или его заменители), нам нравитсянежиться на руках родителей. Мы любим материнское молоко и ласки потому, что рождены с такой потребностью, потому что нас так научили, потому что этовошло в привычку. И значит, то, что мы называем нашими потребностями ипристрастиями, нельзя считать результатом свободного выбора. Очень многоевросло в нас на уровне приобретенной наследственности или воспитания.
Чем активнее мы используем свое самосознание, чем больше думаем о личных потребностях и целях — тем выше наше самоопределение, тем большую свободу мы обретаем. То же самое касается и наших эмоций, наших здоровых или расстроенных чувств. Проанализируем те чувства разочарования, которые мы переживаем во время неприятных жизненных ситуаций. К примеру, кто-то пообещал вам дать работу или одолжить денег, а потом подвел вас. Разумеется, вы разочарованы и расстроены. Ну и прекрасно. Ведь отрицательные эмоции говорят о том, что вы не получили того, чего хотели, и побуждают вас искать новую работу или новый заем.
Итак, иногда отрицательные эмоции разочарования и печали лишь поначалу проявляются как «плохие», но по большому счету они помогают вам получить то, что вы хотите, и не получить того, чего вы не хотите.
Есть ли у человека возможность выбора здоровых отрицательных эмоций в трудные моменты жизни? Да, есть. Вы можете выбрать крайнюю степень раздражения — или легкое недовольство. Вы можете сосредоточиться на тех положительных моментах, которые связаны с потерей работы (можно поискать новую и лучшую работу), и вовсе не расстраиваться. Вы можете облить презрением того человека, который пообещал вам работу и подвел вас, — теперь-то вы знаете, насколько вы сами лучше «этого слизняка».
Вы можете постараться придать больший вес тем неприятностям, которые ждалибы вас, если бы вы получили обещанную работу (долгая выматывающая дорога), и вконце концов испытаете даже некоторое удовлетворение оттого, что не будетеработать именно там. Вам потребуется приложить усилия для того, чтобы непереживать из-за неприятностей, но это будет результат вашего свободного выбора.
Итак, у вас есть некоторый выбор естественных, нормальных реакций наутрату работы (или кредита, или чего-то еще). В обычной ситуации вы не станетенапрягаться и сознательно рассматривать проблему выбора, вы предадитесьестественным, здоровым чувствам разочарования и недовольства, которые в будущемпомогут вам. Вы переживете эти чувства и извлечете из них пользу для себя.
А теперь предположим, что вас несправедливо лишили работы или денег, — вэтом случае вы чувствуете крайнюю степень раздражения, депрессию, вы готовыклеветать на себя, вы в ярости. Вы видите, что с вами обошлись несправедливо. Ивы усиленно растравливаете свою обиду. И все-таки, можете ли вы в этой ситуациисознательно выбрать отказ от этих, чрезмерно сильных, опасных эмоций?
Да, вы это можете.
Такова главная тема этой книги: неважно, насколько плохо вы действовали;неважно, насколько несправедливо обошлись с вами; неважно, в каких тяжелыхусловиях вы живете, — у вас всегда (да, ВСЕГДА) остаются способности исилы изменить свои чувства тревоги, разочарования, отчаяния, враждебности.
Вы не только можете ослабить эти чувства, вы можете их полностью уничтожить— если будете применять методики, изложенные в следующих главах; если выпо-настоящему поработаете, используя их.
Когда вы переживаете по-настоящему тяжелую утрату, то неужели паника,депрессия или гнев кажутся вам ненатуральными? Нет, они совершенно естественны.Они настолько естественны, что являются основополагающей частью душевногосостояния человека. Они являются естественными, универсальными и всеобщими.Фактически все мы переживаем такие чувства — и притом очень часто! Было быочень странно, если бы вы не испытывали подобных чувств.
Но то, что является нормальным или распространенным, необязательно является здоровым. Простуда — распространенное явление. Атакже синяки, переломы и инфекции. Но вряд ли кто-то сочтет их полезными!
То же самое касается и чувства тревоги. Озабоченность, настороженность,легкая тревога являются нормальными и здоровыми чувствами. Если у васнулевой уровень тревожности, вы можете не обратить внимания на то, куда идете ичто делаете, не заметить угрозы и можете даже попасть в серьезную передрягу илинавлечь на себя смертельную опасность.
Но чрезмерная тревога, нервозность, ужас и паника, хотя и являютсянормальными (и распространенными) чувствами, ни в коем случае не являютсяздоровыми. Чрезмерная тревога ведет к отчаянию, страху, ужасу. Она ледениткровь и заставляет действовать неразумно, некомпетентно и асоциально. А потомув любом случае сохраняйте чувство осторожности, но отриньте чрезмерную тревогу,панику и ужас.
Как это сделать?
Во-первых, признайте, что эти чувства совершенно различны, и не старайтесьиграть словами и убеждать себя в том, что тревога — это вполне здоровоесостояние. Не надо объявлять тревогу неизбежным состоянием, которое предстоитиспытывать всю жизнь. Не путайте: осторожность или озабоченность действительноявляются почти неизбежными (и полезными для вас) чувствами, но никак не паникаи не страх.
Какая разница между беспокойством и паникой?
Переход от беспокойства к панике происходит тогда, когда вы начинаетевоспринимать свои потребности как абсолютную необходимость. Как я ужеуказывал ранее в книге «Новый путь к разумной жизни», человек самстановится источником повышенной тревоги, когда делает шаг от своих склонностейк должномании.
Если вы предпочитаете все делать xopошо и хотите, чтобы вас так и воспринимали окружающие, то, естественно, вы беспокоитесь, как бы не потерпеть неудачу и не быть отвергнутыми.
Ваше здоровое беспокойство побуждает вас действовать компетентно и хорошо. Ноесли вы полагаете, что вы всегда, при любых обстоятельствах обязаны вседелать хорошо и что окружающие непременно должны вас именно так ивоспринимать, то рано или поздно вы ввергнете себя — причем, заметьте, своимисобственными усилиями — в настоящую панику из-за того, что не сможетеработать так хорошо, как должны.
Если теории Эпиктета, Карен Хорни (впервые заявившей о «тирании долга»),Альфреда Коржибски (основателя общей семантики) и рационально-эмотивной терапииверны, то, следовательно, мы практически всегда сами навлекаем на себяэмоциональные проблемы, предаваясь одному из распространенных видовизвращенного мышления — должномании. Следовательно, если вы поймете,каким образом сами себя расстраиваете, соскальзывая на путь иррациональныхпонятий об обязанностях и потребностях, допуская, чтобы они подсознательновползли в ваши мысли, то в любой момент сможете перестать беспокоиться из-зачего бы то ни было.
Всегда? Ну, почти всегда, так как у правила должномании естьнесколько исключений, которые мы обсудим позднее. Но все-таки в девяноста пятислучаях из ста, обнаружив у себя элементы должномании, вы можете,мгновенно изменив свои мысли, просто отказаться расстраиваться из-за технеприятностей, которые обычно огорчают вас.
Да неужели?
Да, это действительно так, и вы в этом можете убедиться, если хотя бынемного поразмыслите на эту тему.
Могу ли я доказать данное РЭТ-утверждение? Мне кажется, могу. Современнаяпсихология провела множество Экспериментов, которые показали, что, находясь всостоянии паники или депрессии, люди путем изменения своего взгляда на вещиспособны преодолеть разрушительные чувства и начать жить более счастливо испокойно. Благодаря усилиям школ рационально-эмотивной терапии, когнитивнойтерапии и других направлений когнитивно-бихевиоральной терапии в настоящеевремя мы имеем более двух сотен серьезных научных исследований, которыепоказывают, что обучение людей изменению своего негативного восприятия событийпомогает им чувствовать и вести себя гораздо лучше.
Да и множество других исследований также подтверждают, что методырационально-эмотивной терапии работают весьма эффективно. Другая серияисследований — в настоящее время их число достигло двухсот пятидесяти —направлена на то, чтобы установить, какая взаимосвязь существует междуиррациональными представлениями людей (которые я описал еще в 1956 году) иуровнем их эмоционального расстройства.
Около 95 процентов этих исследований показывают, что люди, страдающие отсерьезных эмоциональных проблем, имеют гораздо больше иррациональныхпредставлений, чем люди, эмоциональная сфера которых более стабильна.
Означает ли наличие всех этих научных доказательств, что вы сможете легко ипросто обнаружить свои жесткие установки, свои «должен» и «обязан», своизаповеди и требования, которые делают вас несчастными, и быстро отделаться отних? Сможете ли вы начать ясно мыслить и, следовательно, жить более спокойно?
Необязательно! Для этого требуется нечто большее.
Но ответ все-таки существует. Вы можете увидеть, обсудить и подавить теиррациональные представления, которые расстраивают вас. Вы можете прибегнуть кметодам исследовательского мышления для того, чтобы выдернуть с корнем ваширазрушительные догмы.
Как это сделать?
Прочитайте следующую главу.
Но сначала выполните упражнение.
РЭТ-упражнение № 1
Поначалу это упражнение, возможно, покажется вам совсем простым, но неспешите с выводами. Данное упражнение продемонстрирует разницу между уместными и неуместными отрицательными эмоциями, возникающими тогда, когдачеловек раздумывает, как ему не повезло в прошлом, или непосредственнопереживает неприятности.
Различие между уместными беспокойством, осторожностью и бдительностью инеуместными тревогой, нервозностью и паникой.
Вообразите себе самое плохое, что может произойти с вами в будущем, —например, потерю хорошей работы, получение травмы в автомобильной катастрофеили утрату любимого человека. Представьте себе как можно живее, что такоесобытие может вскоре произойти — причем с большой вероятностью. Что вычувствуете? Что вы говорите себе при этом?
Если вы испытываете уместное беспокойство, то говорите себе примерноследующее: «Конечно, я не хочу, чтобы это со мной случилось, но если уж такоепроизойдет, я постараюсь с этим справиться». «Если мой друг заболеет или умрет,это будет очень печально. Но я все-таки буду продолжать жить и, возможно, невсе последующие годы проведу в тоске и печали». «Если я потеряю зрение, мнебудет очень тяжело, но ведь другие радости жизни останутся при мне, не так ли?»
Обратите внимание на то, что все эти мысли констатируют факт утраты ипечали, но в то же время добавляют некоторое «но», которое оставляетвозможность не только жить дальше, но и радоваться жизни.
Если вы переживаете неуместную тревогу, нервозность или панику,поищите в словах, которые вы говорите самому себе, такие обороты, как «должен»,«необходимо», «не могу этого пережить», «невыносимо», «я виноват во всем» ипрочие проявления самоуничижения и обобщения. Например: «Если я потеряю работу— а такого со мной никак не должно случиться, — мне уже никогда неполучить такой хорошей работы — ведь это покажет, насколько я некомпетентный работник!», или: «Мне нужна гарантия того, что мой супруг ни вкоем случае не умрет, потому что, если он умрет, я не вынесу одиночестваи останусь несчастной на всю жизнь», или: «Я не должен потерятьзрение — если такое со мной случится, это будет ужасно, это будет страшно, я уже никогда не смогу радоваться жизни»
Обратите внимание на то, что все вышеупомянутые стенания, по сути, являютсялишь предсказаниями безоговорочных и нескончаемых страданий, — после нихпоявляется ощущение, что нет ни единого шанса выйти из замкнутого круга.
А теперь представьте себе, что страшное событие уже свершилось: вы потерялиденьги, вам назначили начальника, который вас постоянно пилит, с вами нечестнопоступил друг или супруг. Скажите, что вы чувствуете? Лишь печаль исожаление? Или к этому примешивается неуместная депрессия и гнев?
Если вы испытываете чувство подавленности, поищите в своих мыслях слова«должен», «обязан» и прочие императивы. Например: «Я должен бережнееобращаться со своими деньгами. Почему я был таким идиотом и не проявилосмотрительности?», «Начальник не смеет так меня критиковать! Я немогу постоянно сносить подобные придирки!».
Если ваш гнев не знает границ, поищите проявления должномании. «Мойлучший друг не должен так со мной поступать! Он просто дрянь!»; «Я должен жить в лучших условиях. Как несправедлива и отвратительна жизнь!». В моментпереживания сильных отрицательных, эмоций — неважно, с реальными неприятнымисобытиями они связаны или только с предвкушением оных, — обратите внимание нато, откуда произрастают эти чувства. Естественным образом из ваших желаний иустремлений? Или они являются следствием вами же -изобретенных требований,приказов, долга и заповедей? Если так, то ваше беспокойство илинастороженность грозят перерасти в тревогу и панику. Почувствуйте разницу!
Глава 3.
МОЖЕТ ЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ИЗБАВИТЬ ОТ ДУШЕВНЫХ СТРАДАНИЙ!
Путем логических рассуждений можно прийти к выводу, что если бы вы придерживались только — яподчеркиваю: только — своих желаний и предпочтений и если бы вы никогда— я подчеркиваю: никогда — не отклонялись в сторону нереальныхтребований о том, что все ваши желания непременно должны исполняться, товам крайне редко доводилось бы по-настоящему расстраиваться.
Почему?
Потому что когда вы говорите о том, что предпочитаете, то, как правило,начинаете со слов: «Мне очень нравится— или: я предпочитаю —успех, одобрение, комфорт…» И завершаете заключением: «Но если я неполучаю этого, жизнь не кончается. Я все равно буду счастлив (правда, возможно,не так, как хотелось бы) и без этого».
Или: «Я определенно не люблю, я ненавижу провалы, неодобрение,неудобство…» — и заключение: «Но если я испытаю неудачу, неприязньокружающих или боль, я переживу это. Я не умру от этого. Я всеравно буду счастлив (хотя и не так, как хотелось бы), даже несмотря на всенеприятности».
Если же вы настаиваете на том, что должны, обязаны получить илисделать что-то, то вы размышляете следующим образом: «Поскольку я предпочитаю успех, одобрение, комфорт или удовольствия, я обязательно, во чтобыло ни стало должен получить это. Если я не получу желаемого, чтонепременно должно произойти, это будет ужасно, я не переживуэтого Если я не смогу добиться успеха, значит, я — неполноценнаяличность, значит, этот мир — ужасное место, в котором я не получаютого, что мне полагается по праву. А так как я никогда не получутого, чего хочу, — значит, я всегда буду несчастен».
Если ваши размышления протекают по такому не предполагающему отклоненийпути, то, значит, вам нередко приходится испытывать тревогу, ненависть,враждебность или жалость к себе. Попробуйте неуклонно придерживаться своихглубоко въевшихся понятий о том, что должно и не должно иметь место, ипосмотрите, как вы при этом будете себя чувствовать!
Неужели все эти безусловные и категорические требования к себе и ковсему миру являются единственным источником эмоциональных проблем? Нет, это несовсем так. Подоплекой одних расстройств — например, психозов или эпилепсии —действительно является излишняя требовательность. Другие же душевныепроблемы — например, глубокая депрессия или алкоголизм — могут быть вызваныфизическими недугами, которые способствуют формированию извращенного мышления.
Но обычные эмоциональные расстройства или неврозы (к которым относятсябольшинство переживаний тревоги или гнева), как правило, вызваны завышеннымитребованиями. Относится ли это к тем случаям, когда человек страдает от чувстванеполноценности? Несомненно. По странной иронии чувство неполноценностивозникает в результате требований, выполнить которые под силу одному Господу.
Рассмотрим такой пример: Стили, двадцати трех лет, обладатель юридическогодиплома, стоящий уже на полпути к ученой степени в области юриспруденции,получил, кажется, все, о чем только можно мечтать, — включая, к слову сказать,отличную фигуру, безупречную внешность, любящих—и к тому же фантастическибогатых— родителей. И все-таки Стили чувствуем себя изгоем. У него нет нидрузей, ни подруг, ни своего круга общения, и он не способен говорить ни о чем,кроме законов и бизнеса. Он тщательно и продуманно ненавидит себя.
Возможно, у него был старший брат, которому наука общения давалась без труда?Может быть, его грызет подсознательное чувство вины за то, что он испытываетвожделение к своей матери? А может быть, в шестом классе его осмеяли нафутбольном поле за неудачную игру?
Или отец застал его за мастурбацией, накричал на него и пригрозил отрезатьпенис?
Ничего подобного. Стили практически не переживал никаких душевных травм вдетстве и преуспевал во всем, за что только принимался.
И все-таки?..
Достигнув половой зрелости, несмотря на любовь и поддержку родителей,несмотря на успехи в школе и в спорте, юноша себя возненавидел.
Почему?
Потому что, разговаривая с людьми, он терялся. У него писклявый голос, ктому же он слегка шепелявит. Но по Натуре он чрезвычайно требователен к себе ивсегда требовал от себя умения красиво говорить. Чем больше он Настаивал натом, что должен говорить красиво, тем больше запинался и заикался. Вконце концов он вовсе замолчал и замкнулся в себе.
«К двадцати трем годам Стили стал крайне робким и замкнутым. Никто не сомневался в том, что он ненавидит Себя. Но почти никто не догадывался, что в основе этой ненависти лежит завышенная требовательность — его неутолимая потребность быть безупречным и идеальным во всех отношениях и столь же абсолютное неприятие собственных посредственных результатов в какой бы то ни было области. Лишь после нескольких месяцев РЭТ я смог показать Стили, как много ненужных и губительных обязанностей он возложил на себя — включая, например, следующее требование: «Я должен все делать абсолютнo безупречно. Если я говорю нечетко и невразумительно — чего ни в коем случае нельзя допустить, — то тем самым я демонстрирую, что ничего не стою. А потому, если я не могу говорить блестяще, то не лучше ли мне вообще помолчать?»
Сначала Стили не допускал и мысли о собственном максимализме. Но в конце концовон смог разглядеть те завышенные требования, которые сам к себе предъявлял. Кактолько он распознал эти требования и начал применять методы РЭТ для того, чтобыоспорить свои установки, как только он понял, что не обязан говоритьхорошо, его покинуло страшное чувство неполноценности. Несмотря на то что онпродолжает шепелявить и голос его так и остался писклявым, он пересталзамыкаться в себе и начал общаться с людьми все больше и больше — и в концеконцов превратился в прекрасного собеседника.
Не все эмоциональные расстройства проистекают из так называемоговысокомерного мышления. Но большинство — наверняка. Если вы требуете от себя никогда,ни при каких обстоятельствах не допускать неудач, то потребуйте уж заодно иникогда не становиться невротиком. Стили, например, прекрасно понимал, что онневротик, — и тем не менее добивал себя, все более и более углубляя свойневроз.
Он постоянно твердил себе: «Другие люди не так робки, как я. Как это глупо,что я робок, а все остальные даже не знают о подобной проблеме! Я не долженбыть невротиком. Так нервничать — это просто идиотизм!» Вот как он сам создалсебе вторую проблему — невроз по поводу невроза.
Если вас мучает невроз, то в большинстве случаев можно утверждать, что высами довели себя до такого состояния посредством нелогичного мышления,оторванного от реальности. Во-первых, вы уже родились с талантом восприятия исоздания разрушительных идей. Во-вторых, вам неплохо помогает в этом окружение,которое создает реальные проблемы (нищету, болезни, несправедливость) ипоощряет негибкое мышление (например: «Если у тебя способности к музыке, тыпросто обязан непременно стать выдающимся музыкантом»).
И все-таки главным источником невроза являетесь вы сами. Высознательно и подсознательно ставите себя в положение жертвы — и это, кстати,является вашим свободным выбором. Попробуйте выбрать другой путь —откажитесь от невротических реакций по любому поводу.
Возможно ли это?
Да, это возможно, и именно об этом говорится в моей книге. Вы можетенаучиться исследовательскому мышлению. Блестящий психолог Джордж Келли еще в1955 году указал, что каждый человек по своей природе является Исследователем. Вот,к примеру, вы прогнозируете, что произойдет, если решиться накопитьденег и купить хорошую машину. Приняв такое решение, вы затем наблюдаете зарезультатами и проверяете, подтверждают ли они ваш прогноз. Сможете ли вынакопить достаточно денег? Если да, то сможете ли вы купить хорошую машину? Этонадо проверить.
В этом и заключается суть исследовательского метода. Выдвигается приемлемаягипотеза или догадка, затем Проводятся эксперименты, которые либо подтверждают,либо опровергают эту гипотезу. Ведь гипотеза — это ещене факт, это лишь допущение, предположение. И вы проверяете ееистинность. Если гипотеза оказывается ошибочной, вы отбрасываете ее ивыдвигаете новую. Если она оказывается верной, то вы принимаете ее для пробы,но тем не менее всегда готовы изменить ее, если позднее появятся противоречащиеей факты.