Круглый стол «З. Фрейд и развитие психоанализа» к теме 3

Вопросы:

1. Исследовательские методы З. Фрейда.

2. Сознательные и бессознательные аспекты личности

3. Психоанализ и психологические школы.

Итоги круглого стола:

1.Составление схемы-таблицы, содержащей следующие элементы: автор, название теории (учения), краткое содержание теории, первоисточники;

2.Сформулировать значение психоанализа для психологии и гуманитарных наук.

Семинар « Психоаналитическое движение» к теме 3.

Вопросы:

1.Основные принципы и концепции индивидуальной психологии А. Адлера.

2.Различия между нормальной и невротической личностью в теории К. Хорни.

3.Аналитическая психология К. Г. Юнга.

4.Гуманистическая теория Э. Фромма:

Итог семинара – значение психоаналитического движения для развития психологии.

Круглый стол по теме «Бихевиоризм и необихевиоризм» к теме 3.

Вопросы:

1. Предмет изучения бихевиоризма Д. Уотсона.

2. Теория поведения человека Б. Скиннера.

3. Концепция самоэффективности А. Бандуры.

Итог круглого стола:

1. Составление таблицы – содержащей следующие элементы: автор, название теории (учения), краткое содержание теории, первоисточники.

2. Сформулировать значение бихевиоризма для развития психологии.

Семинар « Гештальт-психология и гуманистическая психология»

К теме 3.

Вопросы:

1. Гештальт-принципы в теориях восприятия, научения, мышления.

2. Теория «поля» К. Левина, ее связь с проблемами мотивации.

3. Гештальт-семинары Ф. Перлза.

4. Принципы гуманистической психологии А. Маслоу.

5. Процесс становления человека, стремление к актуализации в теории К. Роджерса.

Итог семинара – значение гуманистических идей для развития психологической науки.

Практическое занятие «Когнитивное направление в психологии»

К теме3.

Вопросы:

1. Когнитивная теория личности Дж. Келли.

2. Социальные отношения и личностные конструкты.

3. Принципы и методы когнитивной теории.

4. Концепция операционального интеллекта в работах Ж. Пиаже.

Итог занятия – когнитивное направление в психологии и гуманитарных науках.

Практическое занятие « Психология в России» к теме 4.

Вопросы:

1. Г. И. Челпанов и Психологический институт.

2. Теория установки Д. Н. Узнадзе.

3. Ориентировочная деятельность субъекта П. Я. Гальперина.

4. Творчество Л. С. Выготского:

5. Психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева, Л. С. Рубинштейна.

6.Основные направления развития отечественной психологии.

Итог занятия – современное состояние отечественной психологии и тенденции ее развития.

Занятие-презентация «Взаимодействие различных подходов и концепций в психологии» к теме 5.

Вопросы:

1. Представить презентации по выбранным первоисточникам авторов основных психологических направлений: психоанализа, бихевиоризма, гештальт-психологии, гуманистической психологии и когнитивной психологии.

2. Презентации новых направлений в современной психологии.

Итог занятия – использование различных подходов и концепций в психологической практике.

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу

«История психологии»

1. Предмет истории психологии, ее задачи и методы.

2. Роль историко-психологического знания в психологии.

3. Представления о психике в античности.

4. Эмпиризм, рационализм, механицизм в изучении психических явлений.

5. Психология сознания. Ассоциативная психология.

6. Становление естественно-научной парадигмы в психологии.

7. Значение эволюционных идей для развития психологии.

8. Психологическая система В. Вундта.

9. Рефлекторная теория психического И.М. Сеченова.

10. Научные школы в психологии.

11. Предмет изучения бихевиоризма, его методы и значение для психологии.

12. Необихевиоризм: теории Б. Скиннера, А. Бандуры.

13. Исследование восприятия в гештальт-психологии.

14. Место психоанализа в психологии. Психодинамическая теория личности

З. Фрейда.

15. Защитные механизмы по теории З. Фрейда.

16. Психоанализ как метод лечения. Психоаналитическая терапия.

17. Основные принципы индивидуальной психологии А. Адлера.

18. Базальная тревожность и невротические потребности в теории К. Хорни.

19. Структура личности и ее развитие в теории К. Юнга.

20. Роль социальных и культурных факторов в формировании личности в теории Э. Фромма.

21. Принципы гуманистической психологии А. Маслоу.

22. Феноменологическое направление К. Роджерса. Специфика позиций психолога.

23. Когнитивное направление в психологии.

24. Экспериментальная психологии в России.

25. Общепсихологическая концепция С. Л. Рубинштейна.

26. Школа Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии.

27. Современная отечественная психология.

28. Новые тенденции в развитии психологии.

29. Психологическое консультирование и психотерапия.

30. Прикладная психология. Статус психологии в современном обществе.

Общие методические рекомендации по выполнению

Контрольной работы

Контрольную работу студент-заочник выполняет после прослушивания установочных лекций. Выбирать тему рекомендуется в соответствии с рабочей программой по дисциплине «История психологии», которая ориентирует в выборе литературы и формулировке положений и теорий, в которых предстоит разобраться самостоятельно.

При подготовке и написании контрольной работы необходимо: подобрать литературу по конкретной теме, изучить ее, сопоставить информацию из различных источников, уточнить полученные знания.

Главная составляющая подготовки к контрольной работе - чтение и осмысление рекомендуемой литературы, которые обеспечивают подлинное усвоение материала. Учебники ориентируют в системе знаний и умений, отобранных в соответствии с программой дисциплины, но роль учебника ограничена, поэтому необходимо изучение первоисточников - трудов ученых-психологов, исследующих законы и закономерности развития науки, ее основных категорий, теорий, направлений. Важно знать о развитии теории, идеи и в пространстве и во времени, иметь представления о подтверждении и опровержении научных выводов.

Обобщив подобранный по теме материал, необходимо составить план выполнения контрольной работы. Текст контрольной работы пишут в соответствии с рекомендациями по оформлению работы.

Преподаватель дисциплины оказывает информационную и научно-методическую помощь, контроль выполнения работы в соответствии с определенными сроками, проверку содержания и оформления контрольной работы.

Содержание контрольной работы и требования к её

Оформлению

Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, литература, приложения.

К элементам содержания контрольной работы предъявляются следующие требования:

1.Оформление титульного листа в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольной работы в высшем учебном заведении. На титульном листе указывают: полное наименование министерства, вуза, кафедры, тему, сведения об исполнителе, наименование места и год выполнения.

2. Содержаниедолжно содержать перечень элементов контрольной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в тексте, в том числе: введение, главы, заключение, список литературы, приложения. Пример приведен в приложении 1.

3.Во введенииобозначается тема контрольной работы, обосновываются мотивы ее выбора, цели и задачи работы; указывают основные идеи, теории и имена авторов, внесших наибольший вклад в разработку данной тематики в отечественной и зарубежной психологии.

4. Основную частьследует делить пункты и подпункты. Каждая глава должна являться законченным элементом работы. Необходимо отразить:

· исторические предпосылки возникновения теории, направления, метода;

· подходы, способы решения данного вопроса;

· аргументацию выводов, критический анализ исторических сведений;

· современное состояние и перспективы развития в теоретических исследованиях и практическом применении;

· вклад и значение данной темы для развития психологической науки.

Текст основной части должен содержать полную и достоверную информацию, ее критическую оценку, иметь логичную структуру. Основной материал должен быть получен в результате самостоятельного отбора и анализа, уточнения и сопоставления различных публикаций по выбранной теме.

Необходимо правильно оформлять литературные ссылки: в квадратных скобках с указанием инициалов имени и отчества, фамилии автора и года издания. Все упомянутые источники должны быть представлены в списке литературы.

5. В заключении отражается: значимость изученной темы для психологической науки и практики, свое отношение к теме, возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

6. Список литературы.Библиографические описания изданий располагают в алфавитном порядке по первым их элементам: авторским заголовкам (фамилии и инициалы авторов) или по основным заглавиям. Пример в приложении 2.

7. Приложениямогут включать: материалы, дополняющие текст, иллюстрации, схемы.

Наши рекомендации