Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Психологическое консультирование - это относительно новая область профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, психологическая коррекция и психодиагностика. Она, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях, хотя для специалиста по социальной работе и они необходимы.
Целью освоения учебной дисциплины «Основы психологического консультирования» является овладение студентами знаниями и умениями в области различных психологических направлений консультирования.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Основы психологического консультирования» относится к вариативной части профессионального цикла ООП бакалавриата по направлению 040400.62 Социальная работа. В профессиональной подготовке выпускников – бакалавров социальной работы учебный курс «Основы психологического консультирования» занимает значительное место, поскольку представляет собой дисциплину, посвященную систематизации знаний, касающихся общей психологии, возрастной и педагогической психологии, психологии семейных отношений.
Дисциплина направлена на обеспечение специальной компетентности выпускников – бакалавров социальной работы, выступая существенной компонентой профессионализма, способствуя формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области психологии.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Психология»:
Знания: предмета, задач, методов и основных категорий психологической науки; природы психики, закономерностей психической регуляции жизнедеятельности человека; основных психических функций и их физиологических механизмов; соотношения биологических и социальных факторов, роли деятельности в становлении и развитии высших психических функций человека; механизмов формирования и развития личности, роли биологических и социальных факторов в формировании темперамента, характера, способностей; значений эмоций, воли и мотивации в организации поведения и деятельности человека.
Умения: дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, характера, способностей, особенностей ее мотивационной сферы и т.д.); устанавливать контакты с другими людьми; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию.
Владения: методами интроспекции и интерпретации собственного психического состояния; простейшими приемами психической саморегуляции.
2.2. Из курса «Социальная психология»:
Знания: исторических и современных тенденций социальной психологии, основных категорий социальной психологии, социально-психологических характеристик личности, психологии групп.
Умения: использовать теоретические знания в своей практической деятельности; использовать в практической деятельности приемы социальной психологии; прогнозировать социальные явления.
Владения: навыками использования различных технологий в сфере социальной психологии, навыками системного подхода к проблемам и путей их решения.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Психология социальной работы.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Основы психологического консультирования» студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:
общекультурные компетенции:
· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
· умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
· стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
· владеет способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18).
профессиональные компетенции:
· готов к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);
· готов к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг лицам и социальным группам (ПК-4);
· способен выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере социальной работы (ПК-15);
· способен составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18);
· способен критично оценивать российский и зарубежный опыт социальной работы, использовать его в зависимости от специфики учреждений системы социальных служб и разрабатывать собственные методики работы с клиентом(ПСК-1);
· готов использовать современные технологии связей с общественностью с целью привлечения внимания к насущным социально-экономическим проблемам в системе социальных служб(ПСК-3).
Студент также должен знать:
- основные требования к психологическому консультирования, его отличия от других видов психологической помощи, требования к психологу-консультанту;
- теоретические основы наиболее распространенных подходов в консультировании.
Уметь:
- отличать психологическое консультирование от других видов психологической помощи;
- четко дифференцировать консультационные приемы из различных психологических подходов;
- проводить сеансы психологического консультирования согласно освоенным теоретическим основам;
- давать психологические рекомендации в правильной форме, осознавая их отличие от житейских советов.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
- основами культуры современного социального мышления, общественной и профессиональной деятельности, социально-технологических и социоинженерных практик;
- практической и мотивационной готовностью к социальной работе с семьей.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
Для профиля «Социальная работа в системе социальных служб» выделено для изучения дисциплины 144 часов, из них 80 аудиторных часов. Распределение учебной нагрузки по дисциплине: аудиторная – 4 часа в неделю в 6 семестре, самостоятельная работа студентов – 2,5 часа в неделю в 4 семестре.
Для профиля «Социальная работа в здравоохранении» выделено для изучения дисциплины 144 часов, из них 60 аудиторных часов. Распределение учебной нагрузки по дисциплине: аудиторная – 4 часа в неделю в 6 семестре, самостоятельная работа студентов – 2,5 часа в неделю в 6 семестре.