Экономика, армия, правоохранительная система

СЕМЕСТРОВЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

"ПСИХОДИАГНОСТИКА"

МОДУЛЬ I. «ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК НАУКА»

Тема 1. Структура и сферы применения психодиагностики

Вопросы:

1. Структура и задачи психодиагностики.

2. Сферы и задачи применения психодиагностики.

2.1. Экономика, армия, правоохранительная система.

2.2. Образование.

2.3. Здравоохранение.

* * *

Структура и задачи психодиагностики.

Психодиагностика – психологическая дисциплина, разрабатывающая методики распознавания и измерения психологических особенностей индивида и группы, а также принципы применения этих методик на практике.

Предмет психодиагностики –уровень проявления или развитияпсихологических особенностей индивида и группы.

В структуру психодиагностикивходитобщая и прикладная психодиагностика.

Задачи общей психодиагностики:

1. Разработка теоретико-методологических основ:

§ психологического измерения (измерительные шкалы, точность и ошибки измерения);

§ построения психодиагностической методики (разработка концепции природы психического качества и инструментария, создание стимульного материала и ключей, составление интерпретации и нормативных данных и т.д.);

§ оценки свойств психодиагностической методики (надежность, валидность, стандартность, репрезентативность);

§ адаптации зарубежных методик (процедура и виды перевода, способы оценки и анализа методики и т.д.);

§ экспертизы и сертификации психодиагностических методик (критерии, процедура, заключение, документирование);

§ проведения психодиагностического обследования и применения методик на практике (этическое и правовое обеспечение психодиагностической деятельности, организация психодиагностического обследования, обработка и интерпретация результатов, обследование специфических категорий населения и др.);

§ постановки и применения диагноза (сущность и специфика психологического диагноза, виды и способы постановки диагноза);

§ компьютеризации психодиагностического обследования (преимущества и ограничения применения ЭВМ и компьютерного тестирования, надежность и валидность компьютеризированного инструментария по сравнению с бланковым);

§ требования к разработчикам и пользователям психодиагностических методик.

2. Анализ и классификация психодиагностических методов и методик.

3. Анализ психодиагностики как науки в историческом контексте и определение перспективных направлений её дальнейшего развития.

Задачи прикладной психодиагностики:

1. Проведение психодиагностического обследования и постановка диагноза, что предполагает:

§ применение адекватных поставленным задачам и объекту методов и методик постановки диагноза;

§ обеспечение достоверности результатов и постановки диагноза в процессе проведения психодиагностического обследования;

§ предоставление обоснованных рекомендаций.

2. Разработка и оценка конкретных психодиагностических методик в соответствии с запросами разных сфер практики (образование, здравоохранение, экономика и др.).

3. Адаптация зарубежных психодиагностических методик в соответствии с запросами практики.

4. Накопление и обновление банка надежных, валидных, стандартизированных психодиагностических методик.

5. Накопление банка диагностических данных по методикам и оценка их эффективности в определенной сфере практики.

6. Сертификация психодиагностических методик.

Сферы и задачи применения психодиагностики.

Психодиагностика нашла широкое применение в различных сферах общественной практики: экономика, вооруженные силы, правоохранительные структуры, образование, здравоохранение, спорт. В каждой сфере психодиагностика решает общие и специфические задачи, а объектом диагностики может выступать индивид, группа, организация.

Экономика, армия, правоохранительная система

Психодиагностика может проводиться на предприятиях и в организациях, в государственных и муниципальных учреждениях, финансовых и силовых структурах.

Основной целью психодиагностики является оказание содействия администрации и работникам в обеспечение эффективности индивидуальной и совместной деятельности, психического и физического здоровья сотрудников, в принятии административных, социально-экономических и правовых решений.

Задачи диагностики индивида:

§ профессионально-психологический подбор и расстановка персонала;

§ профессионально-психологическая аттестация и карьерное продвижение сотрудников;

§ планирование повышения профессионально-психологической квалификации сотрудников;

§ контроль за динамикой психофизиологического состояния сотрудников в трудовой деятельности;

§ выявление деформации личности сотрудника в процессе профессиональной деятельности;

§ оказание помощи сотрудникам в выявлении психологических проблем и причин их возникновения;

§ установление психологических факторов срывов деятельности работников, которые могут приводить или привели к техническим авариям, катастрофам;

§ определение синдрома постстрессовых нарушений (например, когда деятельность осуществляется в экстремальных условиях);

§ выявления лиц, совершивших или готовых совершить административные и правовые нарушения;

§ проведение судебно-психологической экспертизы.

Задачи диагностики группы:

§ определение потенциала группы и ее членов;

§ оценка групповой эффективности (предметно-деятельностной и социально-психологической);

§ определение источников низкой групповой эффективности (конфликты, низкая сплоченность, низкое доверие и др.);

§ выявление групповой структуры (неформальных подгрупп и не включенных в них членов, отношений между ними);

§ комплектование групп и команд на основе определения психологических качеств индивидов, их совместимости и сработанности;

§ распределение организационно-деятельностных ролей на основе сложившихся взаимоотношений и профессионально-психологических возможностей членов группы;

§ планирование социально-психологического обучения группы (например, тренинга командообразования);

§ выявление причин оппозиции группы по отношению к руководству.

Задачи диагностики организации:

§ выявление взаимоотношений руководителей по вертикали и горизонтали;

§ изучение отношения сотрудников (например, доверие, лояльность) к руководству и его административно-управленческой деятельности;

§ оценка приверженности сотрудников организации (организационной идентитчности);

§ определение отношения сотрудников к планируемым инновациям и структурно-функциональным преобразованиям в организации;

§ выявление отношений между структурными подразделениями в организации.

Образование

Психодиагностика проводится в дошкольных и детских домах, средне образовательных школах, интернатах, военных учебных учреждения, психологических и психолого-педагогических центрах.

Основная цель психодиагностики – определение психологических и поведенческих особенностей субъектов образовательного пространства и, на основе этого, оказание им содействия в развитии и построении эффективной жизнедеятельности.

Задачи диагностики индивида:

§ определение уровня психического и личностного развития воспитанников (обучающихся);

§ выявление задержки психического развития и ее причин;

§ определение психологической готовности детей к школьному обучению;

§ установление причин отклоняющегося поведения детей, подростков, юношей;

§ определение профессиональных интересов и намерений старшеклассников;

§ психологический отбор абитуриентов, поступающих в военные учебные учреждения.

Задачи диагностики группы:

§ определение социально-психологических источников низкой групповой эффективности;

§ установление причин острых и хронических конфликтов в группе, а также активных субъектов этих конфликтов;

§ выявление групповой структуры – неформальных подгрупп и не включенных в них членов (в том числе, асоциальных неформальных группировок и лидеров), отношений между ними;

§ выявление отверженных в группе и причин их низкого статуса.

Задачи диагностики учреждения:

§ изучение особенностей отношения педагогов к воспитанникам;

§ выявление причин негативного отношения воспитанников к педагогам и воспитателям;

§ оценка идентификации детей с учреждением, принятие ими его ценностей и традиций;

§ определение влияния среды образовательного учреждения на психику воспитанников, их психическое и личностное развитие;

§ выявление причин конфликтов в педагогическом коллективе.

Здравоохранение

Психодиагностика проводится в онкологических и психиатрических больницах, наркологических и психоневрологических диспансерах, в медико-социальных (психологических) реабилитационных центрах, бюро медико-социальной экспертизы.

Основная цель психодиагностики – определение особенностей отклонения проявления психики индивида от нормы и, на основе этого, выработка рекомендаций для самокоррекции или оказание помощи специалистами в виде психотерапии, психокоррекции.

Объектом диагностики выступает, как правило, индивид,а потому возможно решение следующих задач:

§ определение психических расстройств (например, аффективных, шизофренических) индивида и их причин;

§ установление функциональных нарушений психики (неврозов) индивид и их причин;

§ выявление нарушений психических функций (памяти, мышления, речи и др.) индивид;

§ выявление хронических психических состояний (стрессов, фрустраций) индивид и их причин;

§ установление психологических источников сексуальных расстройств;

§ определение степени и причин психической зависимости (наркологической, алкогольной) индивид;

§ определение особенностей суицидального поведения.

Наши рекомендации