Экономика, армия, правоохранительная система
СЕМЕСТРОВЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
"ПСИХОДИАГНОСТИКА"
МОДУЛЬ I. «ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК НАУКА»
Тема 1. Структура и сферы применения психодиагностики
Вопросы:
1. Структура и задачи психодиагностики.
2. Сферы и задачи применения психодиагностики.
2.1. Экономика, армия, правоохранительная система.
2.2. Образование.
2.3. Здравоохранение.
* * *
Структура и задачи психодиагностики.
Психодиагностика – психологическая дисциплина, разрабатывающая методики распознавания и измерения психологических особенностей индивида и группы, а также принципы применения этих методик на практике.
Предмет психодиагностики –уровень проявления или развитияпсихологических особенностей индивида и группы.
В структуру психодиагностикивходитобщая и прикладная психодиагностика.
Задачи общей психодиагностики:
1. Разработка теоретико-методологических основ:
§ психологического измерения (измерительные шкалы, точность и ошибки измерения);
§ построения психодиагностической методики (разработка концепции природы психического качества и инструментария, создание стимульного материала и ключей, составление интерпретации и нормативных данных и т.д.);
§ оценки свойств психодиагностической методики (надежность, валидность, стандартность, репрезентативность);
§ адаптации зарубежных методик (процедура и виды перевода, способы оценки и анализа методики и т.д.);
§ экспертизы и сертификации психодиагностических методик (критерии, процедура, заключение, документирование);
§ проведения психодиагностического обследования и применения методик на практике (этическое и правовое обеспечение психодиагностической деятельности, организация психодиагностического обследования, обработка и интерпретация результатов, обследование специфических категорий населения и др.);
§ постановки и применения диагноза (сущность и специфика психологического диагноза, виды и способы постановки диагноза);
§ компьютеризации психодиагностического обследования (преимущества и ограничения применения ЭВМ и компьютерного тестирования, надежность и валидность компьютеризированного инструментария по сравнению с бланковым);
§ требования к разработчикам и пользователям психодиагностических методик.
2. Анализ и классификация психодиагностических методов и методик.
3. Анализ психодиагностики как науки в историческом контексте и определение перспективных направлений её дальнейшего развития.
Задачи прикладной психодиагностики:
1. Проведение психодиагностического обследования и постановка диагноза, что предполагает:
§ применение адекватных поставленным задачам и объекту методов и методик постановки диагноза;
§ обеспечение достоверности результатов и постановки диагноза в процессе проведения психодиагностического обследования;
§ предоставление обоснованных рекомендаций.
2. Разработка и оценка конкретных психодиагностических методик в соответствии с запросами разных сфер практики (образование, здравоохранение, экономика и др.).
3. Адаптация зарубежных психодиагностических методик в соответствии с запросами практики.
4. Накопление и обновление банка надежных, валидных, стандартизированных психодиагностических методик.
5. Накопление банка диагностических данных по методикам и оценка их эффективности в определенной сфере практики.
6. Сертификация психодиагностических методик.
Сферы и задачи применения психодиагностики.
Психодиагностика нашла широкое применение в различных сферах общественной практики: экономика, вооруженные силы, правоохранительные структуры, образование, здравоохранение, спорт. В каждой сфере психодиагностика решает общие и специфические задачи, а объектом диагностики может выступать индивид, группа, организация.
Экономика, армия, правоохранительная система
Психодиагностика может проводиться на предприятиях и в организациях, в государственных и муниципальных учреждениях, финансовых и силовых структурах.
Основной целью психодиагностики является оказание содействия администрации и работникам в обеспечение эффективности индивидуальной и совместной деятельности, психического и физического здоровья сотрудников, в принятии административных, социально-экономических и правовых решений.
Задачи диагностики индивида:
§ профессионально-психологический подбор и расстановка персонала;
§ профессионально-психологическая аттестация и карьерное продвижение сотрудников;
§ планирование повышения профессионально-психологической квалификации сотрудников;
§ контроль за динамикой психофизиологического состояния сотрудников в трудовой деятельности;
§ выявление деформации личности сотрудника в процессе профессиональной деятельности;
§ оказание помощи сотрудникам в выявлении психологических проблем и причин их возникновения;
§ установление психологических факторов срывов деятельности работников, которые могут приводить или привели к техническим авариям, катастрофам;
§ определение синдрома постстрессовых нарушений (например, когда деятельность осуществляется в экстремальных условиях);
§ выявления лиц, совершивших или готовых совершить административные и правовые нарушения;
§ проведение судебно-психологической экспертизы.
Задачи диагностики группы:
§ определение потенциала группы и ее членов;
§ оценка групповой эффективности (предметно-деятельностной и социально-психологической);
§ определение источников низкой групповой эффективности (конфликты, низкая сплоченность, низкое доверие и др.);
§ выявление групповой структуры (неформальных подгрупп и не включенных в них членов, отношений между ними);
§ комплектование групп и команд на основе определения психологических качеств индивидов, их совместимости и сработанности;
§ распределение организационно-деятельностных ролей на основе сложившихся взаимоотношений и профессионально-психологических возможностей членов группы;
§ планирование социально-психологического обучения группы (например, тренинга командообразования);
§ выявление причин оппозиции группы по отношению к руководству.
Задачи диагностики организации:
§ выявление взаимоотношений руководителей по вертикали и горизонтали;
§ изучение отношения сотрудников (например, доверие, лояльность) к руководству и его административно-управленческой деятельности;
§ оценка приверженности сотрудников организации (организационной идентитчности);
§ определение отношения сотрудников к планируемым инновациям и структурно-функциональным преобразованиям в организации;
§ выявление отношений между структурными подразделениями в организации.
Образование
Психодиагностика проводится в дошкольных и детских домах, средне образовательных школах, интернатах, военных учебных учреждения, психологических и психолого-педагогических центрах.
Основная цель психодиагностики – определение психологических и поведенческих особенностей субъектов образовательного пространства и, на основе этого, оказание им содействия в развитии и построении эффективной жизнедеятельности.
Задачи диагностики индивида:
§ определение уровня психического и личностного развития воспитанников (обучающихся);
§ выявление задержки психического развития и ее причин;
§ определение психологической готовности детей к школьному обучению;
§ установление причин отклоняющегося поведения детей, подростков, юношей;
§ определение профессиональных интересов и намерений старшеклассников;
§ психологический отбор абитуриентов, поступающих в военные учебные учреждения.
Задачи диагностики группы:
§ определение социально-психологических источников низкой групповой эффективности;
§ установление причин острых и хронических конфликтов в группе, а также активных субъектов этих конфликтов;
§ выявление групповой структуры – неформальных подгрупп и не включенных в них членов (в том числе, асоциальных неформальных группировок и лидеров), отношений между ними;
§ выявление отверженных в группе и причин их низкого статуса.
Задачи диагностики учреждения:
§ изучение особенностей отношения педагогов к воспитанникам;
§ выявление причин негативного отношения воспитанников к педагогам и воспитателям;
§ оценка идентификации детей с учреждением, принятие ими его ценностей и традиций;
§ определение влияния среды образовательного учреждения на психику воспитанников, их психическое и личностное развитие;
§ выявление причин конфликтов в педагогическом коллективе.
Здравоохранение
Психодиагностика проводится в онкологических и психиатрических больницах, наркологических и психоневрологических диспансерах, в медико-социальных (психологических) реабилитационных центрах, бюро медико-социальной экспертизы.
Основная цель психодиагностики – определение особенностей отклонения проявления психики индивида от нормы и, на основе этого, выработка рекомендаций для самокоррекции или оказание помощи специалистами в виде психотерапии, психокоррекции.
Объектом диагностики выступает, как правило, индивид,а потому возможно решение следующих задач:
§ определение психических расстройств (например, аффективных, шизофренических) индивида и их причин;
§ установление функциональных нарушений психики (неврозов) индивид и их причин;
§ выявление нарушений психических функций (памяти, мышления, речи и др.) индивид;
§ выявление хронических психических состояний (стрессов, фрустраций) индивид и их причин;
§ установление психологических источников сексуальных расстройств;
§ определение степени и причин психической зависимости (наркологической, алкогольной) индивид;
§ определение особенностей суицидального поведения.