Показатели, критерии и шкала оценки сформированных компетенций

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Б3.В.ОД.2.5 ПСИХОЛОГИЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

_____________________

индекс и наименование дисциплины в соответствии с учебным планом

Направление подготовки/специальность 44.03.02 Психолого-педагогическое

образование

Направленность (профиль) Психология образования

наименование направленности (профиля)

бакалавр

Квалификация (степень) выпускника

Краснодар

Фонд оценочных средств предназначен для контроля знаний студентов направления44.03.02 Психолого-педагогическое образование – направленность (профиль) Психология образования по дисциплине «Психология юношеского возраста»

Составители ____________________ Азлецкая Е.Н., канд. психол. н., доцент

«31»_августа_2015 г.

Фонд оценочных средств обсужден на заседании кафедры педагогики и психологии

«31» августа 2015 г. протокол № ____

Заведующий кафедрой _______________ В.М. Гребенникова , д. п. н., профессор

Согласовано:

Председатель УМС факультета ______________________

«___» _____________ 2015 г.

Экспертиза проведена

Паспорт фонда оценочных средств

Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Психология юношеского возраста».

Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету, контрольной работе.

Перечень формируемых компетенций и этапы их формирования

Изучение дисциплины «Психология юношеского возраста» направлено на формирование следующих компетенций:

№ п.п Индекс компетенции Содержание компетенции (или её части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны
знать уметь владеть
1. ПКПП-8 способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности о профессиональной деятельности в работе с юношеским возрастом формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности методами и приемами профессиональной деятельности в работе с юношеским возрастом  
ПКПП-11 способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся методологическую основу консультационной, тренинговой деятельности проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся технологиями проведения консультаций и тренингов активизации профессионального самоопределения обучающихся  
ПКСП-4 способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов о социально ценной деятельности обучающихся; социальных проектах разрабатывать и реализовывать социально ценную деятельность обучающихся, развивать социальные инициативы, социальные проекты методами и приемами разработки и реализации социально ценной деятельности обучающихся  



Этапы формирования компетенций

№ раздела, темы Раздел дисциплины, темы* Виды работ Код компетенции
аудиторная СРС
Основные теоретические вопросы психологии юношества Л К ЭП ПКПП-8
Особенности психического развития в юношеском возрасте Л ПЗ ЛР К ЭП Заключение по результатам исследования ПКПП-11
Физиологические особенности юношеского возраста Л ПЗ К ЭП ПКПП-8
Развитие личности в юности Л ПЗ ЛР К Э Заключение по результатам исследования ПКПП-11 ПКСП-4

*Наименования разделов, тем, модулей соответствуют рабочей программе дисциплины.

Показатели, критерии оценки компетенций и типовые контрольные задания

Структура фонда оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины* Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
Текущий контроль Промежуточная аттестация
Основные теоретические вопросы психологии юношества ПКПП-8 К ЭП Вопрос на зачете 1-9
Особенности психического развития в юношеском возрасте ПКПП-11 К ЭП Заключение по результатам исследования Вопрос на зачете 10-15
Физиологические особенности юношеского возраста ПКПП-8 К ЭП Вопрос на зачете 16-18, 33-36
Развитие личности в юности ПКПП-11 ПКСП-4 К Э Заключение по результатам исследования Вопрос на зачете 19-32, 37-40

Показатели, критерии и шкала оценки сформированных компетенций

Код и наименование компетенций Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания
пороговый базовый продвинутый
Оценка
Удовлетворительно /зачтено Хорошо/зачтено Отлично /зачтено
способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности о профессиональной деятельности в работе с юношеским возрастом формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности методами и приемами профессиональной деятельности в работе с юношеским возрастом
способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся методологическую основу консультационной, тренинговой деятельности проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся технологиями проведения консультаций и тренингов активизации профессионального самоопределения обучающихся
способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности о профессиональной деятельности в работе с юношеским возрастом формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности методами и приемами профессиональной деятельности в работе с юношеским возрастом

3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы:

3.1 Темы электронных презентаций

1. Теории юности в зарубежной психологии

2. Теории юности в отечественной психологии

3. Развитие интеллектуальной сферы в юношеском возрасте.

4. Развитие эмоционально-волевой сферы в юношеском возрасте

5. Проблема юношеского кризиса.

6. Психологические новообразования в юношеском возрасте.

7. Психофизиологические механизмы полового созревания и их влияние на поведение.

8. Кризис юношеского возраста.

9. Идентичность.

10. Самоактуализация.

11. Самореализация.

12. Субъектность.

13. Нравственность.

14. Духовность.

15. Психологическое здоровье личности в юношеском возрасте

Перечень части компетенции, проверяемых оценочным средством: ПКПП-8, ПКПП-11, ПКСП-4

Вопросы к коллоквиуму

1. Юность и юношество в исторической перспективе.

2. Методологические проблемы возрастной психологии.

3. Теории юности в зарубежной и отечественной психологии.

4. Проблемы теоретического и методического обеспечения консультативной практики.

5. Юность в контексте жизненного пути личности.

6. Психологические трактовки юности.

7. Проблема юношеского кризиса.

8. Психологические новообразования в юношеском возрасте.

9. Теоретические положения, лежащие в основе исследования особенностей психического развития в юношеском возрасте.

10. Анатомо-физиологические особенности в юношеском возрасте.

11. Половая идентичность и сексуальное поведение.

12. Развитие самосознания и образа «Я».

13. Видение жизненной перспективы, проблемы смысла жизни.

14. Личностные образования. Образ Я и Я-концепция.

15. Идентичность.

16. Психологический возраст и психологический пол личности.

17. Самоактуализация. Самореализация.

18. Субъектность.

19. Нравственность. Духовность.

20. Психологическое здоровье личности.

Перечень части компетенции, проверяемых оценочным средством: ПКПП-8

Темы для эссе

1. Анализ описания юношества в мировой и отечественной литературе в ретроспективе.

2. Анализ отображения юношества в мировом и отечественном искусстве в ретроспективе.

  1. Юноша бледный со взором горящим,
  2. Ныне даю я тебе три завета.
  3. Первый прими: не живи настоящим,
  4. Только грядущее — область поэта. (Из стихотворения «Юному поэту» (1896) основоположника русского символизма В.Я. Брюсова)

7. Юноше, обдумывающему житье, решающему, делать жизнь с кого, скажу, не задумываясь — делай ее с товарища Дзержинского (Из поэмы «Хорошо!» (1927) В.В. Маяковского).

8. Аппетит не по росту

9. Ученик, от которого никогда не требуют ничего такого, чего он не в состоянии сделать, никогда не сделает всего, что он может (Д.С. Милль)

10. Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена - станешь исключением, если плохая – философом (Сократ)

11. Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей (Сократ).

12. С умом и образование и воспитание приносят пользу, а без ума – вред (Сократ).

13. Большинство «ошибок молодости» дают результат «в старости».

14. В молодости легче сживаешься с пейзажем, чем с человеком.Потому что пейзаж позволяет фантазировать.

15. В молодости мы горы сворачиваем, а потом пытаемся выбраться из-под них.

16. В юности надо посмотреть, "как живут все", и попробовать жить по-своему.

17. Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.( Царь Соломон)

18. Во всякой стране молодое поколение - всегда иностранцы.( Анна Сталь)

19. Все машины Форда совершенно одинаковы, но не существует двух совершенно одинаковых людей. Каждая новая жизнь - это нечто новое под солнцем; никогда ранее не было ничего в точности такого же и никогда больше не будет. Молодой человек должен именно так смотреть на себя - он должен искать ту единственную искру индивидуальности, которая отличает его от других людей, и разжигать ее всеми силами. Общество и школы могут попытаться потушить эту искру, они хотят стричь всех под одну гребенку, а я говорю: не давайте искре погаснуть - это ваше единственное подлинное основание для того, чтобы играть важную роль. (Генри Форд)

20. Да, плохо мы ещё воспитываем нашу молодёжь!..( К-ф `Кавказская пленница)

21. Если бы молодость знала, если бы старость могла! (Анри Эстьен)

22. Кто в 16 лет не революционер, тому в 30 лет не хватит отваги, чтобы быть начальником пожарной команды. (Андре Моруа)

23. В молодости мы очень богаты жизнью и охотно всем в долг раздаем свои богатства, но когда под старость пойдем долги собирать - никто не отдает. (М.М. Пришвин )

Перечень части компетенции, проверяемых оценочным средством: ПКПП-8, ПКПП-11, ПКСП-4

Наши рекомендации