Элис М. Айзен и Пола Ф. Левин

Примечание редактора.Изучению вопроса о том, при каких условиях люди помогают друг другу вчрезвычайных обстоятельствах, посвящено много социально-психологических исследований. Именно в таких ситуациях оказание помощи может сыграть решающую роль, но люди помогают друг другу и при других обстоятельствах. Оказать кому-нибудь любезность или сделать комплимент — вот примеры маленьких добрых поступков, которые каждый из нас совершает ежедневно по собственной инициативе. Но почему мы делаем добро другим людям в ситуациях, когда наша помощь не требуется? Как считают Айзен и Левин, одно из объяснений состоит в том, что мы делаем добро тогда, когда нам хорошо. Все, что приводит нас в хорошее настроение, повы-шает вероятность того, что мы сделаем что-нибудь приятное кому-то другому.

В последних исследованиях, посвященных детерминантам оказания помощи, главное внимание стало уделяться роли настроения как фактора, влияющего на готовность человека помочь другим. В первых экспериментах по изучению влияния внутреннего эмоционального состояния потенциального помощника в качестве независимой переменной использовались сообщения об успехах и неудачах при выполнении задания. В работе Берковица и Коннора (Berkowitz, Connor, 1966) было показано, что если реципиент помощи зависит от испытуемого, то между успехом и оказанием помощи существует связь.

В более поздней работе (Isen, 1970) также было показано, что между успехом и оказанием помощи существует связь. Между участниками этого эксперимента отсутствовали личные взаимоотношения, помощь не требовала больших затрат, оказывалась в естественных условиях и измерялась с помощью поведенческих оценок. Постулировалось, что именно в такой ситуации (то есть когда о помощи не просят и она не требует больших затрат) важной детерминантой готовности помочь может быть положительное эмоциональное состояние потенциального помощника или так называемое «теплое сияние успеха». Кроме того, хотя Берковиц и Коннор манипулировали успехом и неудачей не для того, чтобы воздействовать на внутреннее состояние испытуемых, эти авторы также упоминают в обсужде-нии своих результатов «сияние доброжелательности». В обоих упомянутых исследованиях предполагалось, что хорошее настроение может быть детерминантой оказания помощи, и положительное эмоциональное состояние индуцировалось с помощью сообщения об успехе. Тем не ме-нее сообщение об успехе, возможно, не является вполне удовлетворительным способом манипуляции настроением, поскольку индуцированное им эмоциональное состояние можно спутать с оценками компетентности.

Несколько последних исследований показали, что манипуляция эмоциональными состояниями с помощью других способов, без использования сообщений об успехах и неудачах, также приводит к дифференциальному оказанию помощи, что позволяет верить в справедливость гипотезы о существовании связи между хорошим настроением и готовностью помочь. Два полевых эксперимента показывают, что позитивные чувства, возникшие в результате вербального контакта, приводят к оказанию большей помощи, как в ответ на просьбу о ней, так и без просьбы.

Эйдерман (Aderman, 1971) и Эйдерман и Берковиц (Aderman, Berkowitz, 1970) в своих экспериментальных исследованиях манипулировали настроением с помощью нескольких новых способов. Эйдерман и Берковиц показывали испытуемому какой-либо из вариантов взаимодействия между двумя студентами колледжа, одному из которых требовалась помощь, а другой был потенциальным помощником. Варьировались следующие условия эксперимента: человек, к которому испытуемый был проинструктирован проявить эмпатию, оказание помощи со стороны другого человека (оказана или не оказана) и реакция реципиента помощи (поблагодарил своего помощника или нет). Затем испытуемый заполнял опросник о своем настроении, и в заключение ему предоставлялась возможность согласиться помочь экспериментатору в ответ на его просьбу. Результаты этого эксперимента оказались сложными, но в них обнаруживается тенденция к подтверждению предположения о том, что при некоторых обстоятельствах (эмпатия к человеку, которого поблаго-дарили за оказанную им помощь) хорошее настроение можно связать с увеличением помощи, а при других обстоятельствах (эмпатия к человеку, который нуждался в помощи, но не получил ее), напротив, плохое настроение может ассоциироваться с большей помощью.

В эксперименте Эйдермана (Aderman, 1971) у испытуемых вызывали приподнятое или подавленное настроение, давая им прочитать соответствующий набор высказываний на карточках. Эйдерман обнаружил, что испытуемые, которые после чтения карточек пришли в приподнятое настроение, написали для экспериментатора больше чисел, когда это задание было представлено им как оказание

услуги экспериментатору, а не как обязательное требование эксперимента. Кроме того, испытуемые, находившиеся в приподнятом настроении, чаще вызывались участвовать в будущем эксперименте. Эти результаты позволяют поверить в справедливость гипотезы «сияния», хотя при их интерпретации возникает затруднение в связи с тем, что испытуемых просили о «помощи».

Остается нерешенным вопрос о том, чему именно способствует успех или хорошее настроение — конкретному оказанию помощи или вообще повышению активности и/или продуктивности. Другими словами, приводит ли хорошее настроение к возрастанию желания сделать что-то приятное другому человеку или испытуемые, у которых были вызваны приятные чувства, после этого занимались бы любой деятельностью более активно по сравнению с теми, кто не испытал таких чувств?

Чтобы ответить на два поставленных выше вопроса, мы провели эксперимент с использованием факторного плана 2x2. Мы хотели выяснить, во-первых, приводит ли хорошее настроение к оказанию большей помощи, и, во- вторых, отличается ли реакция на возможность оказать помощь после индуцирования хорошего настроения от реакции на возможность участвовать в какой-либо другой деятельности. Мы прогнозировали, что между двумя независимыми переменными возникнет взаи-модействие, которое приведет к тому, что испытуемые, находящиеся в хорошем настроении, будут испытывать большее желание помочь, но проявят меньшую склонность мешать людям работать (отвлекать их), чем те, у кого не было индуцировано хорошее настроение.

Наши рекомендации