Тема 3. Психометрические основы психодиагностики
Методические указания
К спецкурсу «Психодиагностика»
для специальности «Психология»
Тема 1. Предмет и задачи психодиагностики.
Вопросы:
1. Предмет психодиагностики.
2. Психологическое диагностирование.
3. Задачи психодиагностики. Типы психодиагностических ситуаций.
4. Отрасли психодиагностики и их связь с психологическими дисциплинами. Практический материал: бланк обследования, таблица «Структура курса».
Основные понятия.
1. Психодиагностика – раздел психологического знания, формирующийся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими запросами общества. Термин психодиагностика появляется в 1921 году и принадлежит Г.Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста».
Психодиагностика как теоретическая дисциплина и как практическая деятельность психолога.
2. Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых целью исследования.
Уровни психологического диагноза: симптоматический, этиологический, типологический.
3. Типы психодиагностических ситуаций выделяются по двум критериям:
1) характер заказов: - ситуация клиента,
- ситуация экспертизы.
2) статус потребителя: - административное лицо,
- специалист-смежник,
- психодиагност,
- обследуемый.
4. Отрасли психодиагностики: общая психодиагностика, частные виды психодиагностики (школьная, профессиональная, клиническая психодиагностика).
Литература
Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002.
Шмелев А.Г. Основы психодиагностики.
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2002.
Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997.
Тема 2. Из истории психодиагностики.
Вопросы:
1. История возникновения и развития психодиагностики.
2. Из истории проективного метода.
3. Из истории контент-анализа.
4. Компьютерная психодиагностика.
Практический материал: Газеты для контент-анализа.
Основные понятия.
1. Древнейшее время – истоки зарождения психодиагностики.
Испытания индивидуальных способностей – важная и неотъемлемая часть общественной жизни многих народов мира со времен древнейших цивилизаций и до наших дней.
К концу 20-х гг ХХ века возникла потребность в создании специфического направления , связанного с особенностями использования числа и меры.
Начало 30-х гг ХХ века – кризис психологии, связанный с интенсивным и неконтролируемым использованием тестов в системе народного образования и промышленности.
В последние годы стала широко осознаваться задача согласованности теоретических разработок с эмпирическими результатами.
Современный психологический тест – это теоретически и эмпирически обоснованная система высказываний (заданий), позволяющая получить измерения соответствующих психологических свойств.
2. Проективные методики – специфическая довольно неоднородная группа психодиагностических приемов клинической ориентации (способности методик прогнозировать индивидуальный стиль поведения, переживания и реагирования в значимых ситуациях). Термин «проекция» впервые был использован З.Фрейдом (1896г) и рассматривался как механизм защиты против неосознаваемых асоциальных влечений. К проективным методикам относятся:
Тест «чернильных пятен» Г. Роршаха (1921г).
Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Мюррея (1935г).
Модификации ТАТ и др.
Сферы применения проективных методик.
3. Контент-анализ – специальный междисциплинарный качественно-количественный метод изучения документов, который сформировался в 40-50-е гг. в США. Его сущность – систематическая надежная фиксация заданных единиц изучаемого содержания в их квантификации.
Качественно-количественный анализ в 20-е гг использовал русский исследователь биографических материалов И.А. Рыбников.
Тематический анализ советских газет в социолого-журналистских целях провел В.А. Кузьмичев.
С 70-х гг в США разрабатываются стандартные компьютерные программы анализа разнообразных документов, обеспечивающие этому методу явные преимущества.
Литература
1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002.
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2002.
3. Психодиагностика: теория и практика. /Под ред. Н.Ф.Талызиной.
4. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. – СПб.: «Братство», 1994.
5. Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. – Л., 1983.
Тема 3. Психометрические основы психодиагностики.
Вопросы:
1. Стандартизация методики. Понятие нормы. Виды норм.
2. Репрезентативность выборки.
3. Надежность.
4. Валидность.
5. Технология создания и адаптации методик.
Практический материал: проективная методика «Несуществующее животное».
Основные понятия.
1. Психометрия (от греч. «душа и мера») - область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений. Понятие введено в 1734 году Х.Вольфом, впервые указавшим на возможность измерения в психологии.
Стандартизация – унификация, регламентация, приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста.
Две формы стандартизации:
- единые требования к процедуре обследования,
- единый критерий оценки результатов.
Тестовые нормы – количественные и качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерений.
Виды норм: возрастные нормы, критериальные нормы, внутригрупповые нормы.
Статистическая норма – самая распространенная из внутригрупповых норм. Кривая нормального распределения Гаусса. Ее можно описать двумя показателями: х – среднее арифметическое, δ – стандартное отклонение ((среднее квадратическое отклонение) – отражает меру изменчивости признака, определяет разброс данных, их отклонение от среднего арифметического).
Интервал х ± δ – норма (42-68% всех случаев). Норм для всего человечества не существует. Всякая норма относительна.
Формы оценки результата теста:
1) статистическая норма, полученная для первичных оценок переводится в шкальные оценки. Шкальные оценки - это способ оценки результата теста путем установления его места на специальной шкале.
2) Расчет процентилей. Процентиль – процентная доля индивидов из выборки стандартизации, результат которых ниже данного первичного показателя. Например: если 28% людей правильно решают 15 задач в тесте на арифметическое мышление, то первичному показателю 15 соответствует 28-й процентиль.
3) Нормализованные стандартные показатели – получаются путем линейного или нелинейного преобразования первичных показателей, распределенных по нормальному закону.
2. Репрезентативность – свойство выборки представлять генеральную совокупность. Выборка – это группа, которая реально подвергается тестированию. Популяция – это более широкое, но имеющая тот же состав группа людей, из которой формируется выборка.
3. Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. На понятии «надежность» основывается вычисление «ошибки измерения», которая служит для указания вероятных пределов колебаний измеряемой величины, возникающих под действием посторонних случайных факторов.
Виды надежности: надежность-устойчивость (ретестовая), надежность-согласованность (надежность параллельных форм), надежность-константность (надежность субъективных оценок).
4. Валидность – комплексная характеристика методики, включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.
Типы валидности: содержательная (логическая), прагматическая (критериальная), теоретическая (конструктная).
5. При технологии создания и адаптации методик психологи практики сводят все многообразие ситуаций к трем типовым:
1) Ситуация применения,
2) Ситуация адаптации,
3) Ситуация конструирования.
Литература
1. Анастази А.Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982.
2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002.
3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2002.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999.
5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 1997.
6. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997.