О некоторых, несвязностях в развитии и функционировании профессионала
Сложные многофакторно обусловленные системы претерпевают и столкновения со средой, и внутренние противоречия; процессы их развития протекают не без "завихрений", не плавно.
Это нормально, диалектично, а что касается человека-"делателя", то и желательно, поскольку в некоторых пределах противоречия ведут к позитивному развитию, если вовремя осознаются и сопровождаются разумными тактиками, стратегиями выхода из складывающихся стечений внешних и внутренних обстоятельств (противоречия разрушают систему лишь тогда, когда за указанные пределы выходят).
Например, человеку поручили дело по душе, но пока не по плечу — студента-первокурсника избрали председателем студенческой организации факультета. Тут есть некоторая несвязность, создающая, в частности, и внутренние напряжения у этого студента ("Я еще плохо знаю факультет, боюсь не оправдать доверие..." и т.п.). Но поскольку и он, и окружающие это понимают, то происходят позитивные процессы: студент интенсифицирует процесс вхождения в курс дела, учится тому, что не умел, а окружающие ему содействуют, отмечают его даже малые успехи, подбадривают; в результате новичок вырастает в хорошего лидера.
А вот другой вариант. Очень способный выпускник аспирантуры приглашен работать сразу в три организации. Все престижные. Разрешается совместительство. И человек начинает работать в трех местах. Где более интенсивно, где — менее. Постепенно привыкает не смущаться тем, что то в одном месте работы, то в другом отделывается отписками, отговорками, а то и явной халтурой; привыкает не выполнять обещания, играть роль вечно занятого человека. Мобилизуется лишь в самых необходимых случаях. Это все же, согласитесь, не самый лучший вариант развития профессионала (если еще — не деградация, то и не прогресс).
Указанного рода "миллиграммы" психических фактов, суммируясь на жизненном пути, дают соответствующие устойчивые эффекты и в развитии, и в общественном положении профессионала. И их важно замечать и учитывать.
Итак, противоречия между человеком и средой и между внутри-субъектными психическими структурами могут вести не только к позитивному развитию его как профессионала, субъекта, личности, индивидуальности, но и к застою или даже к деградации.
В отношении ситуаций обсуждаемого рода нет бесспорных численных средств оценки, измерения тех или иных рассогласований, дисбалансов; полагаться приходится на "экспертное мнение", на здравое разумение, мудрость как самого субъекта, оказавшегося в сложной ситуации, так и тех, кто приходит к нему с той или иной "душевной помощью". Ведь даже детям разъясняют, "что такое хорошо и что такое плохо". Полагаем, что не все задачи надо перепоручать электронным процессорам; то, что касается развития психики человека (в частности, и тех пределов обострения противоречий, которые не следовало бы преступать), пусть обсуждает и оценивает человеческий интеллект.
Следовательно, разумная тактика по отношению к профессионалу (включая и отношение профессионала к самому себе) должна состоять в том, чтобы, как минимум, знать о возможных типичных вариантах свойственных ему противоречий, чтобы не придти к ситуации слишком острого кризиса или личной катастрофы на профессиональном пути.
Выделим (по А. К. Марковой [207]) следующие несвязности, дисбалансы указанного рода:
Противоречия между особенностями данного специалиста, профессионала (формирующегося, функционирующего) и социальной средой:
а) между ситуацией конкурентности на рынке труда и недостаточно развитым умением или желанием человека ориентироваться в социально-экономической ситуации и своевременно делать самостоятельные выборы в профессиональной области (скажем, использовать возможности внутрипрофессионального разделения труда, повышения квалификации или приобретения смежных профессий, переквалификации).
Не согласующаяся с социальной ситуацией особенность человека может состоять и в том, что он не готов к возможным своим ошибкам, не имеет продуманных запасных вариантов выбора на случай неодолимых непредвиденных препятствий или не умеет "подать себя" как потенциального работника на новом месте;
б) между высоким уровнем квалификации работника, "знающего себе цену", и его использованием не вполне по назначению со стороны работодателя, администрации — ситуация "забивать гвозди микроскопом можно, но лучше бы не надо". Результатом оказывается не только потеря ценного специалиста для общества, но и его отрицательное эмоциональное состояние (хроническое недовольство со всеми возможными следствиями).
Кто-то здесь должен отрефлексировать ситуацию и понять ее нелепость (либо администрация, либо сам профессионал, либо психолог-консультант), поискать конструктивные исходы.
Противоречия внутри структуры самого профессионала как субъекта:
а) в структуре компетентности (знаний, умений, осведомленности, подготовленности, опыта):
• между специальной компетентностью и социальной — знает свое дело, но плохо, неверно понимает людей — руководителей, подчиненных, если таковые есть, коллег; неудачно или с трудом строит с ними отношения, часто "влипает" в конфликты; не ориентирован в вопросах социальной психологии, не интересуется ими, как бы не видит эту реальность;
• между специальной компетентностью и личностной — знает свое дело, но плохо, неверно знает и рефлексирует себя, свои психические состояния, функции, свойства; не ориентирован на какие-либо средства сознательной саморегуляции, самоизучения, самокоррекции; заметна душеведческая "слепота" в отношении себя и отсутствие выраженного интереса к соответствующей области явлений как к ненужному "копанию в душе";
• между однобокой личностной компетентностью и социальной — придавая значение своим психическим состояниям, переживаниям, плохо представляет себе внутренний мир других людей, приписывая им свои возможные состояния и принимая без заметной критики за истину то, что самому приходит в голову; человек мало способен "влезть в шкуру" другого и глянуть на ситуацию его глазами, с его стороны; это происходит безотчетно и поэтому человек может быть искренне убежден в правильности своих мнений о других, нимало не подвергая их пересмотру; это закономерно ведет к затяжным и трудно одолимым межлюдским конфликтам на работе;
• между неравномерным освоением человеком отдельных умений, действий и общей системой профессиональной деятельности — некоторые действия могут быть освоены очень хорошо, что порождает у человека на основании отдельных "точечных" успехов иллюзию своей высокой профессиональной успешности; другие умения, освоенные плохо, рано или поздно дают себя знать; если это недостаточно осознается, в результате получаются как бы "неожиданные" неудачи, "срывы", травмирующие самого работника, дающие задержки или регресс в росте мастерства;
б) в структуре личностных ценностей, ценностных ориентации:
• между ориентацией "на себя в деле" и "на дело в себе" — может слишком преобладать ориентация на показ себя, демонстрацию себя другим, тогда как реальный уровень мастерства и продукт работы могут мало волновать, поскольку истинные причины не слишком высокого успеха могут выталкиваться из сознания и видеться ложно — "помешали", "не дают ходу" и пр.; как следствие, возникают снижение уровня работы над собой и достоинства самого продукта, замедление роста мастерства или даже "застой" и деградация. Если преобладает, наоборот, ориентация только "на дело", то это тоже имеет некоторый нежелательный "край" — сниженная забота о здоровье, о поддержании себя в порядке, что в конце концов тоже может аукнуться снижением продуктивности и качества деятельности;
• между ориентацией на результат работы и на ее процесс — преобладание плохо сознаваемой установки на результат, достижение при недооценке процессуальной стороны работы — "результат любой ценой" — ведет к развитию специалиста либо как халтурщика, либо как человека, неосмотрительно или даже неэтично пользующегося любыми средствами, включая и недозволенные, хотя и "уголовно не наказуемые"; здесь мы имеем как бы недостаточное психологическое обеспечение результата, и он в конце концов оказывается не наилучшим. Если же человек слишком застревает, увязает в процессуальной стороне работы, находя в этом, впрочем, удовольствие, то при обычно высоком итоговом качестве результата человек, как говорят, платит слишком большую "психологическую цену": им могут быть недовольны в ходе работы, его могут счесть недостаточно продуктивным, торопить, долго недооценивать; это, в свою очередь, его гнетет, вызывает неприятные переживания;
• между ориентацией на саморазвитие и самосохранение — -установка на саморазвитие связана с тенденцией брать на себя все новые и новые нагрузки, ограничивать отдых, сон; эта, казалось бы, благая направленность может в пределе привести к переутомлению, невротическим состояниям и последующему снижению работоспособное? с такими следствиями, как неудовлетворенность собой вплоть до зачисления себя в категорию неудачников и пр. Установка на преобладание самосохранения, основанная на предпосылке типа "от работы кони дохнут", на деле приводит не к сохранению себя, а к задержкам профессионального развития, поскольку способности, умения развиваются в напряженной, активно мотивированной деятельности, а в покое они скорее утрачиваются. Прилагая к чему-то свои физические и. духовные силы, мы отнюдь не тратим их, а именно сохраняем, развиваем, приобретаем.
• между ориентацией на профессиональные образцы, эталоны (результата, процесса работы, стиля жизни), задаваемые ближайшим социальным окружением, культивируемые в нем, и ориентацией на оригинальные образцы, построенные самим человеком и не до конца известные и понятные окружающим (скажем, человеку навязывают "передовой опыт" кого-то из коллег, не замечая, что он сам генератор оригинального и ценного опыта); сам интересующий нас человек не может не испытывать при этом противоречивых переживаний, которые могут усугубляться, если он склонен считаться с мнением других и недооценивать себя;
• между деловой ориентацией на узкую специальность и склонностью к универсализму, выраженными интересами к многим областям жизни и деятельности. Иногда человеку не просто жалко тратить время на то, что прямо не связано с его узкой специальностью, но он запрещает себе посторонние занятия, что ведет к ограничениям профессионального развития (хотя бы в том отношении, что в голову все меньше и меньше приходят широкие мысленные сопоставления, сравнения; меньше условий создается для полезного анализа через синтез, широта интересов во многих профессиях является профессионально ценным качеством (скажем, в деятельности практического педагога, психолога, политика, руководителя, которым важно понимать именно разных людей); но за пределами разумного и в сочетании со склонностью удивить других, блеснуть осведомленностью она ведет к поверхностному всезнайству;
в) в структуре человека как субъекта деятельности:
•' между стойкими особенностями психики человека, которые по случайному стечению обстоятельств оказались трудно совместимыми с работой именно по данной профессии. Скажем, хорошая память на знаково-символические объекты, цифры, формулы плюс общительность, непоседливость, да еще и хорошие организаторские способности у человека, занятого программированием для ЭВМ и подготовленного к этому. Работа у него ладится, но переживания неудовлетворенности тут неизбежны и... постепенно он находит себя в другом деле — становится менеджером;
• между особенностями проявлений активности в профессиональной и внепрофессиональной областях. Например, человек находит в себе силы быть сдержанным, внимательным к людям на работе, но невольно "выпускает пар" дома, среди родных, где он вспыльчив, бестактен или хуже — тиран, хам. Ситуация тоже провоцирует не только внешние, но и внутренние конфликты; нет оснований думать, что это благоприятно с точки зрения совершенствования профессионального мастерства;
• между темпами развития мотивационных и операциональных составляющих деятельности— человек еще не овладел техникой исполнения дела, а уже хочет "хватать звезды", берет на себя творческие функции; в результате - — высока вероятность неуспеха с сопровождающими это переживаниями. Возможно и обратное — человек уже технически перерос те задачи, к которым обращен, но у него еще не сложились побуждения к более сложным видам деятельности, скажем, по причине заниженной самооценки — так называемой "ложной скромности" — или из-за того, что не склонен к бескорыстной инициативе в условиях, когда за инициативу не ожидается поощрение; это тоже виды внутренних тормозов на пути развития профессионала;
• между процессами развития и компенсации личных качеств, содействующих или препятствующих успеху в работе. По разным причинам человек может осознавать или не осознавать, использовать или не использовать сильные свои стороны, качества и соответственно преодолевать или оставлять без внимания слабые; скажем, он переоценивает свою память, которая его обычно не подводит, не создает себе хранилище внешней памяти в виде хотя бы записей, а после тратит уйму времени на поиск утраченной нужной информации.
Упражнение
Ценно, если при ознакомлении с текстом параграфа у вас в сознании возникали критические соображения ("наоборот", "не совсем так" и пр.). Мобилизуя свой опыт:
а) приведите примеры (или контрпримеры) на описанные выше разновидности противоречий развития профессионала;
б) если есть основания, измените приведенную группировку "дисбалансов" в желательном для вас направлении (сделайте другую, возможно, лучшую).
Вопросы и темы для размышления и разработки
1. Что-то уж слишком много тонкостей надо знать о субъекте... не помешает ли это быть нам счастливыми ("Во многой мудрости много печали". Екклесиаст)?
2. Какие из описанных выше несвязностей в субъектном развитии вам довелось пережить лично?
3. Нет ли в вашем окружении людей, характеризующихся теми или иными из описанных несвязностей? Возможно, вы сумеете им помочь.
Тема 1. Типичные внутрисубъектные рассогласования студентов и возможные пути "душевной помощи" им (варианты в зависимости от курса обучения и специальности).
Тема 2. Типичные внутрисубъектные рассогласования начинающих профессионалов (молодых специалистов, новичков в сфере труда) и возможные пути "душевной помощи" им (варианты в зависимости от специальности).
Тема 3. Типичные внутрисубъектные рассогласования профессионалов, завершающих трудовой путь (предпенсионный возраст, ситуация "шока отставки" и т.п.) и возможные пути "душевной помощи" им (варианты в зависимости от общественного статуса, специальности, возраста).
2.9. Некоторые вопросы психологии профессий
Термин "профессия" (о его происхождении см. раздел 1.6) в специальной литературе употребляется в наши дни по крайней мере в четырех разных значениях, и поэтому приходится всякий раз определять, о чем идет речь. Рассмотрим типичные высказывания: "Эта профессия требует от человека усидчивости", "Представители данной профессии должны быть общительными", "У него есть профессия", "Чтобы описать профессию, нужно наблюдать профессионала на его рабочем месте".
В приведенных утверждениях интересующее нас слово употреблено соответственно в следующих значениях. 1. Область приложения сил человека, или, если избежать слова "силы", область, в которой человек осуществляет свои трудовые функции. 2. Общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями. 3. Подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация), присущая человеку, благодаря которой он оказывается в состоянии выполнять определенного рода трудовые функции. 4. Деятельность, работа профессионала, т. е. сам "живой" распределенный во времени процесс реализации трудовых функций.
Все эти варианты понимания термина правомерны в том смысле, что каждому из них соответствует вполне определенная реальность. Более того, все обозначаемые рассматриваемым терминем реальные многопризнаковые системы взаимосвязаны, и, таким образом, термин всякий раз употребляется "по делу".
Профессия как социально фиксированная область возможного осуществления определенных трудовых функций существует в виде множества трудовых постов, распределенных в обществе. Каждый такой трудовой пост может быть и вакантен, т. е. может существовать как бы "без человека", но даже и в этом случае он потенциально предъявляет некоторый комплекс требований к тому человеку, который намеревается этот пост занять, или к тому, кем хотят заместить соответствующую вакансию, скажем, руководители трудового сообщества.
Профессия как общность людей относительно независима от соответствующей системы трудовых постов в том смысле, что отдельные люди не перестают быть представителями данной общности профессионалов как в свободное от работы время, так и при перемене места работы. Они характеризуются определенным самосознанием, складом личности, ума (менталитета) с соответствующими социально типичными, профессионально типичными и индивидуально своеобразными чертами. У каждого из нас есть интуитивное представление о типичном биологе, инженере, учителе, бухгалтере, музыканте и т.д. Психологические проблемы профессиональных общностей изучены в нашей науке пока еще мало. Разработка этих проблем имеет важное значение для информационно-психологического обеспечения практики руководства профессиональным самоопределением, воспитания будущих профессионалов. Выбрать профессию — это не только облюбовать себе будущую работу, но и влиться в определенную общность людей с их специфической субкультурой, принять и соответствующий образ мыслей, и образ жизни.
Вопросы подготовленности, профессиональной квалифицированное™ человека разрабатываются прежде всего в профессиональной педагогике (обычно — в нормативном плане, т. е. как бы безотносительно к определенным людям, — в ответ на вопрос: "как должно быть?"). Психологический подход к этому делу должен давать ответы на вопросы такого рода: "Какова психологическая структура профессионального мастерства, профессионализма, каковы условия его формирования в зависимости от личных качеств человека?" Соответствующие проблемы ставятся и решаются в контексте психологических основ трудового обучения, профессионального образования, индивидуального стиля деятельности [61], [71], [109], [217], [283], [293], [305], [325], [331], [348], [355], [365], [373]; особое внимание вопросам профессионализма человека в возрасте зрелости уделяется в относительно новой отрасли знания — акмеологии [2], [9], [33], [34], [80], [167].
Психологические проблемы деятельности на материале разных профессий представлены в нашей науке относительно полно. При этом наиболее повезло в последние десятилетия различным видам операторского труда, в связи с анализом которых возникла и бурно развилась инженерная психология (см., например, [27], [45], [81], [101], [102], [130], [172], [188], [260 - 262]. [343], [350] и др.). Она иногда даже противопоставлялась психологии труда. По верному утверждению Ю.К. Стрелкова, "инженерная психология сосредоточена на проектировании, изучении и преобразовании сложных человеко-машинных систем" [318].
В тех случаях, когда профессия понимается как деятельность, распространенным подходом часто оказывалось рассмотрение деятельности как самостоятельной сущности: бессубъектных информационных процессов, функций или функций, выполняемых как бы неким стандартным (усредненным) субъектом. Важной и нелегкой задачей здесь являются, в частности, культивирование так называемого личностного подхода, рассмотрение проблем деятельности и личности в их единстве.
Необходимым звеном профессиональной культуры работника, занятого в сфере человеческих факторов труда, производства, является обзорная ориентировка в мире профессий. В связи с этим ниже будет кратко изложена одна из возможных классификаций профессий. В основание первого яруса классификации положен признак предмета (предметной области) труда. Принимая во внимание не вызывающее особых споров понимание развития форм материи и представление о типах объектных систем, с которыми взаимодействует в профессиональном труде человек, можно выделить пять типов профессий. А принимая во внимание основные уровни профессиональной подготовки в каждом случае, можно в пределах каждого типа выделить по три разновидности. В результате мы получим некоторое общеориентирующее системное представление мира профессий, упорядоченного в виде пятнадцати подтипов, или зон (табл. 2.1). С остальными ярусами рассматриваемой классификации можно ознакомиться по литературе [140], [149], [156].
Приведем краткие примеры описаний профессий — профессиограмм (для целей общего профессионального просвещения молодежи), представляющих первые пять подтипов в соответствии с табл. 2.1.
1. Оператор по ветеринарным обработкам (по О.Г. Носковой и О.Н. Чернышевой [349, вып. 8, с. 15 — 18].). Одна из перспектив развития животноводства как отрасли сельского хозяйства — перевод его на промышленную основу. Создание индустриальных комплексов по производству молока и мяса требует надежной службы охраны здоровья животных. В крупных комплексах особенно опасны инфекционные заболевания.
Главная обязанность ветсанитара — помощь ветеринарному врачу или фельдшеру при всех обработках животных: осмотре, проведении прививок, операций, при переливании крови и т. д.
Очень важно умело обращаться с животными. Существуют специальные станки, в которых животных фиксируют для обработок (устанавливают, привязывают и пр.). Нужно знать видовые и индивидуальные особенности поведения, повадки животных (приходится иметь дело с животными весом до полутонны и более). В работе могут быть неожиданные случаи, требующие от работника смелости, находчивости, сообразительности и расторопности. Так, ветсанитар должен уметь оказать животному первую помощь при травмах, а в случаях, когда его нельзя вернуть к жизни, правильно забить его (мясо павшего животного непригодно к использованию).
Таблица 2.1. Обзорная группировка профессий
Разновидности необходимого профессионального образования | Типы профессий по признаку главного предмета труда | ||||
П "Природа" — биологические системы | Т "Техника" и неживые природные системы | Ч "Человек" -социальные системы | "Знак" -знаковые системы | X "Художественный образ" | |
Обучение непосредственно на производстве, в профтехучилище, профессиональной школе Обучение в среднем профессиональном учебном заведении Обучение в высшем профессиональном учебном заведении |
Ветсанитар должен знать назначение инструмента, готовить его к работе (например, стерилизовать шприцы для инъекций), обрабатывать раны животных, готовить их к операциям (убирать загрязнения, удалять в необходимых местах волосяной покров, дезинфицировать поверхность раны для последующей врачебной обработки).
Имеется ряд обязанностей, требующих повышенной аккуратности, точности в работе (например, взвешивание и раздача микроэлементных добавок к корму).
Ветсанитар должен быть способен ответственно ориентироваться на неявные реальности (такие, как активность вредных микроорганизмов, возможные отдаленные последствия нарушения правил в работе и т.п.). Кроме того, ему должно быть обязательно свойственно ровное и положительное отношение к животным. Ибо они своеобразно чувствуют, например, злобность, неприязненное отношение людей к ним, и это отражается в ихповедении, физиологических и хозяйственных показателях — снижается аппетит, а значит, прирост, привес, дойные коровы дают меньше молока.
Ветсанитар должен уметь преодолевать брезгливость и не бояться грязной работы, воспитать в себе привычку работать при неприятных запахах. Не бояться грязи — это не значит привыкнуть к ней и быть неряшливым, а толково с ней бороться. К за* ботам ветсанитара относятся создание и поддержание дезинфекционного барьера на входе в ферму и ее блоки (он наливает соответствующие растворы на специальные коврики, поддерживает чистоту в производственных блоках, пользуясь, в частности, средствами механизации труда, требует соблюдения чистоты от персонала фермы). От усилий ветсанитара, его тщательности в работе зависят не только производственные показатели хозяйства, но и здоровье персонала.
Работать ветсанитарами могут юноши и девушки. Получить подготовку для работы ветсанитаром можно непосредственно на производстве или в некоторых сельских учебных заведениях типа профтехучилищ. Продолжить образование можно в средних и высших учебных заведениях зоотехнического, зооветеринарного, зооинженерного профиля (в связи с изменениями в системе профессионального образования целесообразно обращаться к периодически переиздаваемым справочникам).
2. Наладчик гибких производственных систем (по Г. П. Кузьмину [349, вып. 9, с. 17 — 24]). Гибкое автоматизированное производство — завтрашний день машиностроения. ("Гибкость" здесь означает идею относительно легкого переналаживания технологических систем на новую продукцию — за счет не "выламывания" их звеньев, а за счет перепрограммирования управляющих блоков). Гибкая производственная система — это, например, участок станков с числовым программным управлением, соединенных единой транспорте- накопительной системой. Этот комплекс управляется головной электронной вычислительной машиной. Кроме того, в гибкую производственную систему входит автоматически управляемая система складирования заготовок и деталей, система автоматической технической диагностики, контроля износа инструмента, параметров изделий.
Поскольку в целом гибкая производственная система очень сложна, ее обслуживает группа, бригада наладчиков разных специализаций (электронщики, механики, гидравлики, электрики и др.). Они не находятся неотлучно при данной системе, но могут быть заняты на других участках, приходя по сигналу вызова.
Наладчик должен отличаться большим интересом к технике, иметь четкое представление о расположении и функциях скрытых от глаз элементов обслуживаемой системы, хорошо удерживать в уме разнообразные схемы поиска причин сложных неисправностей, уметь правильно применять измерительные приборы и мысленно проигрывать разные пути поиска, предусматривая их последствия, прежде чем фактически осуществлять те, которые наиболее правдоподобны в конкретной ситуации. Это важно, чтобы не тратить лишнее время на ненужную, быть может, разборку-сборку узлов, снятие кожухов и пр.
Важное качество, требуемое от наладчика, — способность быстро входить в деловой контакт и взаимопонимание со специалистами разных технических профилей. Ведь наладчика могут вызвать к обслуживаемой системе и вместе с электронщиком, и с механиком (а сам он, скажем, электрик). В иных случаях вызывается не бригада, а один определенный специалист-наладчик; надо уметь работать и в одиночку, самостоятельно ориентироваться в конкретной обстановке.
Работа по обслуживанию труднодоступных мест предполагает и неудобные позы, и ручные действия вслепую, а для этого нужны хорошо развитые двигательные навыки, ручная умелость. Оборудование "говорит" с наладчиком на языке, в частности, своих рабочих шумов, поэтому важна хорошая сенсорная тренированность (и слуховая, и вибрационная, кожно-температурная и др.), которая приходит с опытом.
Приобрести подготовку можно непосредственно на предприятии на базе квалификации наладчика, полученной в соответствующем профессиональном учебном заведении. Продолжить образование можно во многих средних и высших профессиональных учебных заведениях машиностроительного, электротехнического, радиоэлектронного профиля.
3. Проводник пассажирского вагона дальнего следования(по Р.Д. Кавериной [349, вып. 2, с. 95 — 102]). Рабочая смена проводника начинается задолго до отправления поезда. В назначенное время бригада проводников (12 — 15 человек) собирается, чтобы выслушать новые приказы, распоряжения руководства, отметить положительный и отрицательный опыты прошлого рейса, обсудить пути повышения культуры обслуживания пассажиров (здесь мы обратим внимание на нормативный вариант, деятельности проводника и обойдем те ее стороны, которые порождены культивируемыми некоторыми людьми идеями личного обогащения и соответственно искусством "как ободрать клиента", в данном случае — пассажира. — Е. К.).
После инструктажа проводник нового рейса принимает назначенный ему вагон от проводника предшествующего рейса; затем он получает необходимое пассажирам постельное белье, чай, сахар, возможно, другие продукты, а также свежие газеты, журналы, которые он должен реализовать во время рейса. Подготовленный состав вагонов за 30 — 40 мин до отправления поезда подается на платформу посадки. Проводник занимает место на платформе у входа в вагон, уточняет по билетам необходимые данные (например, номер вагона, поезда), поскольку, например, малоопытные или, скажем так, слишком "предприимчивые" пассажиры могут занять места не в своем поезде или вагоне. Окончательная проверка билетов производится уже в пути следования. При этом проводник собирает билеты в специальную папку с ячейками, чтобы хорошо ориентироваться, кто из пассажиров и до какого пункта следует, какие места в вагоне оказались свободными. Это важно и для того, чтобы сообщить необходимые сведения на ближайшую станцию (о свободных и освобождающихся местах), и для того, чтобы, если необходимо, разбудить тех пассажиров, которым нужно выйти из поезда ночью, напомнить рассеянным пассажирам о необходимости своевременно собрать вещи и т.п.
Проводник в ответе за жизнь пассажира. Это обязывает его быть наблюдательным, предупредительным, заботливым, а в необходимых случаях требовательным. Он должен вовремя включать и выключать вентиляцию, следить за чистотой в вагоне. Бывают случаи, что в кассе продадут билет на верхнюю полку женщине с ребенком или старому человеку. Здесь проводник должен проявить чуткость, внимание, такт, чтобы уладить взаимоотношения пассажиров, организовать обмен местами, если необходимо.
У пассажиров возникают деловые вопросы: "Как закомпостировать билет?", "Где ближайшая гостиница в городе?", "Куда прибывает поезд?" и пр. В хороших бригадах проводников организуются своего рода справочные бюро "добрых услуг" — имеются справочные пособия о движении поездов, а также других видов транспорта на узловых станциях пути следования поезда.
Современный вагон — достаточно сложная техническая система, требующая грамотной эксплуатации (иногда даже случается некоторый "перегиб" в построении подготовки проводников — их готовят как "эксплуатационников", не уделяя должного внимания вопросам общения с пассажирами, обслуживания их). Проводник должен знать устройство и работу электрооборудования, вентиляции, водоснабжения и правила их использования. Он наблюдает за работой тормозов, ударно-тяговых устройств вагона (при подозрительном громыхании, скрежете и пр. он должен немедленно сообщить механику-бригадиру). Предметом внимания проводника является и поведение пассажиров (достаточно сказать, что из-за их небрежности может возникнуть пожар). Проводник заботится о чистоте в вагоне, проводит влажную уборку, заправляет вагон водой и в необходимых случаях топливом (углем). На стоянках заботится о безопасной высадке пассажиров и посадке, о своевременном возвращении в вагон тех, кто решил погулять по платформе.
По завершении рейса проводник окончательно наводит чистоту в вагоне и в установленном порядке сдает его сменщику.
От работника этой профессии требуются хорошее здоровье (нерегулярность нагрузки, "ломаный" режим сна и т.п.), ровное положительное отношение к разным людям, навыки вежливого обращения с людьми, "отстройка" от чисто личного плана общения и фиксация на деловой его стороне (ведь и пассажиры могут быть отнюдь не безупречными с точки зрения вежливости, корректности обращения друг с другом и с проводником). Проводник обеспечивается форменной одеждой, имеет ряд льгот.
Получить необходимую подготовку можно в соответствующих профессиональных учебных заведениях типа профтехучилищ (в частности, для проводников вагонов международных сообщений предусматривается квалификация со знанием иностранного языка). Продолжить образование можно в средних и высших учебных заведениях железнодорожного профиля.
4. Корректор (по Г.Т. Гвоздецкой [349, вып. 1, с. 120 — 126]). Каждый день в нашей стране с типографских конвейеров сходят миллионы экземпляров книг, не говоря уже о неисчислимой газетной продукции. Чтобы все, что мы читаем, точно соответствовало издательскому оригиналу — отредактированной рукописи, правилам грамматики и требованиям технологии полиграфического производства, в издательствах и типографиях тщательно и многократно проверяются оттиски с печатной формы будущего издания.
После того как авторская рукопись отредактирована, набрана и сверстана с помощью современных автоматизированных систем, верстка попадает к корректору издательства. Он исправляет обнаруженные грамматические и синтаксические ошибки, ошибки набора, проверяет подписи под рисунками, схемами, диаграммами, соответствие их ссылкам в тексте, правильность нумерации (страниц, таблиц и пр.), следит, чтобы соблюдалось единообразие в сокращении слов и пр.
Корректор обращает внимание на длину строк, на расстояние между словами и между буквами в слове, на точность вое» произведения таблиц, формул, рисунков, фотографий, на правильность постановки скобок, расположения заголовков, даже на наличие так называемых "коридоров" (случайно получающихся конфигураций пробелов, бросающихся в глаза). Все эти погрешности не улавливаются компьютерными программами проверки текстов — спеллерами.
После исправления верстка поступает на правку, и корректор еще раз внимательно читает оригинал-макет, который и поступает в типографию. С полученной в результате набора печатной формы делают пробный отпечаток — корректурный оттиск, который с этого момента станет основным объектом труда корректора типографии. Какие ошибки могут быть в печатной форме? Может случайно оказаться стертая литера (буква), не дающая четкого отпечатка, может вкрасться "чужая" (другого рисунка, размера, "полужирная" вместо "светлой" и пр.).
• После того как корректор специальными знаками укажет замеченные недостатки на оттиске, последний возвращается в цех для исправления печатной формы. Затем снова оттиск и снова работа корректора. Таким образом, корректоры прочитывают подготавливаемый к публикации текст несколько раз, прежде чем он увидит свет. При печати тиража корректор просматривает отпечатанные листы через каждые пять-десять тысяч экземпляров (контроль качества печати).
Считку корректурного оттиска (сличение его с оригиналом) делают как в одиночку, так и вдвоем ("подчитчик" читает оригинал вслух, а корректор следит по оттиску; от того и другого требуются хорошее понимание тонкостей дела, взаимопонимание, бдительность). Чтобы контролировать текст на иностранных языках, надо знать иноязычные алфавиты, наиболее употребительные сокращения и пр.