Воспитательный процесс всегда строится с учетом закономерностей воспитания, на основе принципов воспитания

Педагогические закономерности воспитания — это аде­кватное отражение объективной действительности воспита­тельного процесса, обладающего общими устойчивыми свой­ствами при любых конкретных обстоятельствах.

Закономерность – это существенная, устойчивая, объективная, повторяющаяся связь между явлениями и процессами;

- это то, что существует в воспитательном процессе независимо от того, хотим мы этого или нет, это то, что мы должны учитывать при организации воспитательного процесса.

Закономерности воспитания. (из тет. – Сунцова А.С.)

1. Воспитание (цели, содержание, методы) обусловлено уровнем развития общества и его возможностями.

2. Воспитание и обучение – это целостный педагогический процесс, в котором развивается личность.

3. Воспитание и обучение ведет за собой развитие. Характер развития зависит от условий воспитания, от взаимоотношений и деятельности в воспитательном процессе.

4. Формирование в личности новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Чтобы чему-то научиться, нужно быть включенным в эту деятельность, пробовать и делать.

5. Содержание деятельности детей определяется актуальными потребностями, прежде всего, возрастными (каждый возрастной период характеризуется ведущим видом деятельности) – содержание деятельности определяется актуальными потребностями.

6. В воспитании ведущую роль занимает совместно разделенная деятельность. Взрослый организует деятельность, но не делает за ребенка, а помогает ему.

7. Воспитательное влияние носит целостный характер – это обусловлено тем, что личность – это целостный физиологический и социально-психологический феномен.

Принципы воспитания – это те правила, которыми руководствуется педагог в своей деятельности.

Правила – это те положения, требования, которые предъявляются к деятельности педагога.

Принципы гуманистического воспитания.

  1. Принятие ребенка как данность – таким, каков он есть – уважение истории развития ребенка, уважение его особенностей, интересов.
  2. Принцип признания ценности ребенка.
  3. Использование безусловной любви к ребенку. Принцип правильной демонстрации любви к ребенку – педагог должен уметь правильно демонстрировать свою любовь к ребенку. Для ребенка любовь к нему означает быть рядом, соучаствовать в его делах, быть нежным, защищать от бед и нападений, прощать оплошности, радоваться, хвалить за достижения, быть требовательным.
  4. Оптимистический взгляд на развитие ребенка – безусловная вера в ребенка.
  5. В воспитательном процессе дети должны переживать ситуацию успеха.
  6. Принцип признания трудной работы роста – признание за ребенком права на ошибку.

Вопрос 53

Закономерности обучения — это объективные, существен­ные, устойчивые связи между составными компонентами про­цесса обучения, но эти связи, зависимости носят преимуще­ственно вероятностно-статистический характер, проявляют­ся как тенденция, т. е. не в каждом отдельном случае, а в некотором множестве случаев.

Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий, от социальной и по­литической ситуации, уровня культуры и пр.

К внутренним закономерностям процесса обучения отно­сятся связи между его компонентами: между целями, содер­жанием, методами, средствами, формами.

Назовем ряд закономерностей, проявляющихся в обучении при наличии опре­деленных условий:

  • обучающая деятельность преподавателя носит и воспи­тывающий характер (но в зависимости от условий это воспи­тательное воздействие может иметь большую или меньшую силу, может быть положительным и отрицательным)
  • зависимость между взаимодействием педагога и учени­ка и результатами обучения (чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность ученика, тем выше качество обучения)
  • зависимость между тем, что прочность усвоения учебного материала зависит от систематического повторения изученного, от вклю­чения его в ранее пройденный и в новый материал.
  • зависимость развития умений учащихся от применения поисковых методов, проблемного обучения
  • зависимость формирования понятий в сознании обуча­емых от специальной познавательной деятельности по выде­лению существенных признаков, явлений, по сопоставлению различных понятий.
  • К наиболее важным дидактическим принципам (принципам обучения) относятся следующие:
  • а) обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность (учителю необходимо глубоко и доказательно каждое научное положение);
  • б)обучение должно характеризоваться проблемностью(в процессе обучения необходимо ставить перед учащимися познавательные проблемы и задачи, создавать проблемные ситуации, которые побуждали бы их к поисково-познавательной деятельности);
  • в)обучение должно быть наглядным (система учебно-наглядных пособий, позволяющих сделать доступными наблюдению даже такие предметы и явления, которые в обычных условиях не могут восприниматься с помощью органов чувств. Учебно-наглядные пособия и технические средства обучения могут выполнять двойную роль: с одной стороны, они служат источниками новых знаний, а с другой — как средства выработки практических умений и навыков у учащихся);
  • г)обучение должно быть активным и сознательным (для активного и сознательного овладения знаниями необходимо приучать школьников к постановке вопросов как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения);
  • д)обучение должно быть доступным (необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным);
  • е) обучение должно быть систематическим и последовательным;
  • ж)обучение должно быть прочным (овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой — хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти);
  • з)в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся (важное значение имеет подбор фактического материала, позволяющего глубоко осмысливать знания, развивать мышление и творческие способности учащихся, а также способствовать формированию их мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, необходим выбор таких методов обучения, которые активизировали бы мышление школьников, их самостоятельность и обеспечивали глубокое овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями. Связь теории с практикой, обучения с общественной деятельностью… ).

Вопрос 56

Успех в обучении наиболее высок, когда используются педагогические технологии – обучающие организационно-методические комплексы, связывающие в технологическую цепочку конкретную задачу обучения, отвечающее ей содержание, средства, деятельность педагога, деятельность обучающего, ориентированные на достижение максимально высокого результата, отвечающего задаче (например, на формирование определенного вида навыков, развитие какой-либо профессиональной способности, обучение приемам установления психолого-педагогического контакта и т.п.) Это педагогические целостности более крупного масштаба и расчета, чем отдельные методы или их совокупности. Они особенно эффективны в профессиональном обучении (Столяренко).

Педагогические технологии – научно-педагогическое обоснование характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия с ним, научно-педагогическое обоснование системы профессиональных умений педагога, позволяющих осуществить тонкое прикосновение к личности ребенка, входящего в культуру (Щуркова Н.Е.)

Педагогические технологии – это содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько В.П.)

Педагогические технологии – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (Кларин М.В.)

Вопрос 58

Особенности школьного урока:

- Урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей, воспитывающей);

- Дидактическая структура урока имеет строгую систему построения: определенное организационное начало и постановка задач урока; актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания; объяснение нового материала; закрепление или повторение изученного на уроке; контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока; подведение итогов урока; задание на дом.

- Содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;

- Каждый урок является звеном в системе уроков;

- Урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;

- Основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины. Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения.

Требования к современному уроку:

  • Гигиенические требования к помещению;
  • Наглядное оснащение;
  • Положительный настрой на урок;
  • Соответствие урока основным принципам обучения;
  • Использование разнообразных форм проведения урока;
  • Выбор оптимальных методов;
  • Логичность и последовательность урока;
  • Высокий профессионализм учителя;
  • Создание благоприятного психологического климата;
  • Определение цели урока. Типы уроков:

1. Комбинированный урок. Структура: организационная часть (1-2 мин), проверка домашнего задания (10-12 мин), изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).

  1. Урок изучения нового материала. В рамках данного типа проводятся урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.
  2. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ.
  3. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка ЗУНов по нескольким темам.
  4. Урок контроля и коррекции ЗУНов предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обуче­ния. Он также предполагает внесение изменений в работу педа­гога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школь­ной практике могут быть устный или письменный опрос, дик­тант, изложение или самостоятельное решение задач и приме­ров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоя­тельная или контрольная работа, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий.

В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.

Нестандартные инновационные формы урочных занятий: уроки-семинары, уроки-конференции, уроки с использованием игровой методики, интегрированные уроки и др. (Харламов)

Вопрос 57

Латинское слово forma означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления

Наши рекомендации