Задание 12.1 КОГДА ЛЮДИ ПОМОГАЮТ?


Психологи, изучающие альтруистическое поведение, пытаются выделить как личностные, так и ситуационные факторы, которые влияют на готовность одного человека помочь другому. Исследователи рассматривают влияние таких переменных, как настроение и личностные характе-

ристики помощника, различные характеристики реципиентов, виды требуемой помощи, присутствие других людей и так далее.

Выполняя это задание, вы проведете полевой эксперимент и соберете данные о том, как люди реагируют на индивида, которому необходима помощь. В качестве стимула будет выступать человек, который явно заблудился и нуждается в указаниях, как пройти в нужное ему место. Получит ли этот человек помощь, может зависеть от того, как он будет просить о ней — явно или неявно. Поэтому у половины испытуемых этот человек будет конкретно спрашивать, как пройти (прямая просьба); у остальных испытуемых он не

будет прямо просить о помощи, но по его поведению будет видно, что она ему нужна (косвенная просьба). В собранных вами данных должен быть указан пол стимульного человека и пол испытуемых.

Гипотезы

1. Испытуемые чаще будут помогать человеку, который прямо попросит помощи, чем человеку, который попросит об этом косвенным способом.

2. Испытуемые будут чаще помогать женщинам, чем мужчинам.

3. Пол стимульного человека и пол испытуемого будет оказывать влияние на взаимодействие между стимулом и испытуемым. Самая большая помощь будет оказана, когда мужчины-испытуемые увидят женщину-стимул; самую незначительную помощь будут оказывать женщины-испытуемые мужчинам-стимулам.

Не хотите ли вы предложить какие-нибудь дополнительные гипотезы? Может быть, вы выдвинете другие гипотезы? Сформулируйте свои гипотезы и обоснуйте их.

Процедура

Проводя этот эксперимент, лучше всего работать парами. Один из вас будет человеком-стимулом; другой будет экспериментатором и поэтому будет отвечать за случайный отбор испытуемых и наблюдения за их реакциями. (Вы с вашим партнером должны время от времени меняться ролями, чтобы каждый из вас провел примерно одинаковое время в роли стимула и в роли экспериментатора-наблюдателя.) Выберите несколько мест в университетском городке или в прилегающих к нему жилых районах, где обычно проходит много людей и (если возможно) есть скамейки, на которых часто сидят люди.

В такой обстановке человек-стимул (который будет внимательно изучать карту и стараться выглядеть так, будто он явно заблудился) сядет на скамейку рядом с испытуемым, которого выберет экспериментатор.

Косвенная просьба о помощи будет высказана следующим образом: человек-стимул посмотрит на карту, удивленно оглянется вокруг и произнесет как бы про себя что-нибудь вроде «понятия не имею, где это может быть». Затем человек-стимул подождет в течение одной минуты. Если ему не будет предложена помощь, то он (она) уйдет. Высказывая прямую просьбу о помощи, человек-стимул совершит те же самые действия, но, пробормотав свою реплику, он (она) повернется к испытуемому и скажет: «Извините, не могли бы вы сказать мне, как добраться до X?» В обоих случаях, если испытуемый предложит помощь, то человек-стимул должен поблагодарить его, а затем уйти.

Человек-стимул и экспериментатор (который находится рядом, не привлекая к себе внимания) должны записывать реакции испытуемых на бланках данных. Реакцию испытуемого следует отнести к одной из следующих категорий: испытуемый игнорирует человека-стимул; испытуемый смотрит на человека-стимул, но ничего не говорит; испытуемый говорит, что не знает, где находится X; испытуемый объясняет человеку-стимулу, как попасть в X; или испытуемый высказывает человеку-стимулу какие-либо предположения о том, как пройти в X. Кроме того, человек-стимул и экспериментатор могут оценить, насколько лицевая экспрессия и поза испытуемого выражают дружелюбие или враждебность.

Экспериментатор не только отбирает испытуемых, но и определяет, в какой форме (явной или неявной) человек-стимул выскажет просьбу о помощи, и записывает результаты. Для случайного определения формы просьбы можно просто бросать монету. Более трудной задачей является случайный отбор испытуемых из множества прохожих. Однако если экспериментатор не будет пользоваться систематической процедурой, он рискует получить смещенную в каком-либо направлении выборку (на-пример, выбирая в качестве испытуемых только людей дружелюбного вида). В подобном полевом эксперименте обычно лучше всего выработать «случайную» процедуру для отбора испытуемых. Например, экспериментатор может выбрать некоторую произвольную начальную точку (край площади, ряд скамеек), а затем воспользоваться таблицей случайных чисел для отбора испытуемых. Появление случайного числа 5 означает, что испытуемым будет пятый человек, который пересечет край площади (после того, как экспериментатор начнет считать), или пятый человек из сидящих на скамейках в одном ряду. Если возникнут непредвиденные обстоятельства, которые помешают использовать выбранного

человека в качестве испытуемого (например, испытуемый встанет со скамейки и уйдет как раз в тот момент, когда человек-стимул сядет рядом с ним), вы с партнером должны немного подождать, потом уйти и возвратиться несколько позже, чтобы повторить испытание. Если испытание завершится успешно, вы с партнером также должны уйти с экспериментальной площадки на короткое время, а затем вернуться и тестировать следующего испытуемого. Если вы не будете уходить после каждого испытания, то поведение человека-стимула будет казаться подозрительным. Если вы выбрали для вашего эксперимента несколько подходящих площадок, то вы можете после каждого испытания менять площадку. Занесите результаты своих наблюдений на бланк по образу табл. 12.1.

Таблица 12.1

БЛАНК ДАННЫХ

        Реакция     Экспрессия  
Испыту- Пол Пол Форма         от враждебной (1)  
Игно- Смот- Нет Помо-  
емый чело- испыту- просьбы риру- рит инфор- гает до дружелюб-  
  века- емого (прямая/ ет   мации   ной (7)  
  стимула   косвенная)            
                   
                 
                   
                 
                   
                 

Задание 12.1 КОГДА ЛЮДИ ПОМОГАЮТ? - student2.ru

Анализ результатов

Посмотрите на образец полученных вами данных и сравните их с результатами других пар из вашей группы.

1. Подтверждают ли ваши данные выдвинутые гипотезы или опроверга-ют их? Объясните свой ответ.

2. Позволяют ли ваши результаты выдвинуть другие гипотезы? Если да,

то какие это гипотезы?

3. Можно ли объяснить ваши результаты влиянием каких-либо посторонних переменных или других

факторов? Например, могло ли повлиять на результаты то, что вы (или ваш партнер) заранее знали экс-периментальные гипотезы и условия?

Наши рекомендации