Цветы, плоды и растения

Яблоки и груши

Сами по себе яблоки символизируют знание, поскольку считается, что Древо Познания в райском саду было именно яблоней. Знание обладает мистической природой; если разрезать его пополам, то рисунок семян образует звездочку или пентаграмму. На некоторых картах колоды Райдер-Уэйт-Смит яблоки присутствуют вместе с грушами (например, на Королеве Пентаклей) и в таком контексте означают плодородие и изобилие.

Виноград

Он представлен на картах Девятка Пентаклей и Король Пентаклей и символизирует богатство, процветание и праздник счастливой жизни.

Падуб

Символ мужественности, падуб был очень популярен в кельтской и других языческих культурах, а потом стал неотъемлемой частью христианского религиозного символизма. В колодах семейства Райдер-Уэйт-Смит он не используется, но зато встречается во многих других.

Ирис

Много ирисов присутствует в декоре карты Умеренность. Они растут у воды и означают послания богов или внутренних наставников. Ирида была богиней радуги, символизировавшей гармоничное сочетание цветов и широкий спектр будущих возможностей.

Плющ

Символ женского начала, плющ часто использовался в кельтской языческой культуре, а впоследствии стал частью христианского символизма.

Лавр

Чаще всего появляется в виде лаврового венка и символизирует победу и достижения.

Белые лилии

Как уже говорилось в разделе, посвященном цвету, белые лилии в Таро часто символизируют чистоту мыслей и действий, невинность, добродетель, а также женское начало. Обычно встречаются в сочетании с красными розами.

Лотос

Лотос традиционно изображается на карте Туз Кубков, но в некоторых колодах может встречаться и на других картах этой масти .Он символизирует мир и чистоту, расцвет психики и ее открытость высшему осознанию.

Дубовые листья

Дубовые листья символизируют силу, мудрость, возраст, королевское достоинство, а также врата в иной мир (в кельтской языческой традиции).

Гранат

Гранат встречается на картах Верховная Жрица и Императрица и говорит о женской сексуальности и плодородии, Великой Богине, тайном знании и возрождении.

Роза о пяти лепестках

Пятилепестковая роза была символом ордена Розенкрейцеров и символизировала четыре стихии плюс пятый элемент – дух; пятые лепесток указывает в небо, как и в случае с прямой пентаграммой.

Красная роза

Красная роза означает страсть, отвагу, действие, мужское начало ян и кровь. Часто встречается в сочетании с белой лилией.

Белая роза

Белая роза символизирует трансформацию и обычно имеет пять лепестков. Самый яркий пример ее использования – черное знамя в руке Смерти. Здесь она символизирует то, что ждет нас по ту сторону тьмы, а также растворение «я».

Овощи

Это символы урожая. На Тройке Кубков они означают богатый урожай и связанное с ним празднование жизни, а на Семерке Пентаклей – урожай, который пока еще только в будущем и станет результатом напряженных усилий.

Подсолнух

Подсолнух долгое время был символом солнца и потому появляется на связанных с ним картах, таких как само Солнце, Королева Жезлов и другие огненные придворные карты. Он символизирует радость, жизненную силу и энергию.

Древо познания

Древо познания появляется в райском саду на карте Любовники, обычно с той стороны, где стоит Ева. Оно символизирует осознанный выбор знания и неизбежно следующие за ним трансформацию и отделение.

Пшеница

Пшеница появляется в карте Императрица как символ плодородия, и ее связи с землей и природой. Это целостность, жизнь, материнская забота, а также смерть и возрождение всех живых существ и времен года.

*

Животные

Летучая мышь

Появляется только в виде нетопырьих крыльев Дьявола. Летучая мышь – символ подземного мира, в котором обитает Дьявол, скрытых и подавленных желаний и теневной стороны нашей личности.

Птица

Птицы представляют свободу, вдохновение и являются посланниками Бога или Богини.

Бык

Бык – это символ астрологического знака Тельца. Его изображение часто присутствует в декоре трона Короля Пентаклей. Кроме того, это один из четырех персонажей карт Колесо фортуны и Мир. Бык говорит о стабильности, силе и власти (или жесткости и отсутствии гибкости).

Бабочка

Бабочка символизирует трансформацию, свободу и легкость бытия. Обычно встречается в картах Смерть и Шут.

Кошка

В большинстве колод кошка появляется только на карте Королева Жезлов, символизируя чувственность, игривость, страсть и грацию (возможно, с некоторой толикой высокомерия). Кошка обладает многими качествами, характерными для льва, но, в отличие от него, она приручена и одомашнена.

Речной рак

В карте Луна рак вылезает из коллективного бессознательного, символизируемого водой. Рак – это неизвестная часть нас самих, часть нашей животной природы, первичной и немного пугающей в своем шипастом панцире. Это неизвестное создание поднимается из глубины, заставляя нас отправиться в путешествие через царство Луны.

Собака

В карте Шут почти всегда присутствует маленькая белая собачка. Кто-то считает ее верным спутником, который слепо следует за шутом в порыве любви и готов идти за ним, куда бы тот ни отправился; другие считают ее вестником, пытающимся предупредить Шута об опасности свалиться в открывшуюся перед ним пропасть. В карте Луна собака представляет силы разума и самообладания, противостоящие дикой, неприрученной природе волка или шакала. Это две крайности, путь между которыми и должен найти человек.

Голубь

Голубь появляется в карте Туз Кубков, а также в некоторых колодах – в карте Звезда. Это вестник мира и вечной любви.

Дракон

Дракон – это древний символ королевской власти и мудрости, и потому нередко встречается на королевских картах и на карте Император.

Сокол

Сокол появляется в Девятке Пентаклей и представляет разум и здравый смысл, быстроту и свободу. Иногда он изображается в клобучке и путах, чтобы показать, что держащая его женщина предпочла богатство и физические удовольствия свободе и независимости.

Рыба

Рыба – это символ стихии воды, и также христианства и Господней любви.

Козел

Козел – это символ астрологического знака Козерога, и Дьявол носит его рога частично для того, чтобы подчеркнуть эту ассоциацию. Козел также связан с богом Паном, игривостью и трикстерством, но и с пороком и черной магией.

Лошадь

Лошадь – это средство передвижения «я», обузданные и запряженные силы природы или цивилизации, признавшие власть человека. Все рыцари изображаются верхом, что говорит об их контроле над стихией соответствующей масти, которую они могут заставить работать на себя.

Лев

Лев символизирует страстную, первичную природу человека, наши животные импульсы. Это очень хорошо отображено на карте Сила. В применении к придворным картам это знак благородства, гордости и отваги. Кроме того, это символ астрологического знака Льва и в таком качестве он фигурирует на картах Колесо Фортуны и Мир.

Кролик

Символ плодородия, часто изображается на карте Королева Пентаклей.

Баран

Баран – это символ астрологического знака Овна, и потому является частью декора трона Императора. Также ассоциируется с мужественностью, упорством и воинственностью (свойства планеты Марс).

Саламандра

Это мифическое создание, ассоциирующееся с огнем. Его изображения часто украшают одеяния придворных карт масти Жезлов.

Змея

Змея – знак женской мудрости и психической силы. Она несет знание, как это случилось в саду Эдема. Змея, кусающая себя за хвост, служит символом бесконечности и вечности. Иногда появляется в виде пояса Мага.

Сфинкс

Это мифическое создание, чье тело состоит из частей четырех существ, ассоциирующихся с четырьмя первичными астрологическими знаками: лев, человек, орел и бык. Это хранитель врат и страж тайных мистерий.

Волк/шакал

Волк или шакал появляется на карте Луна в паре с собакой, где они стоят по обе стороны дороги. Он представляет нашу дикую, неприрученную природу, страсти, неконтролируемые эмоции и желания, а также жестокость и алчность.

*

Светила

Солнце и луна

Солнце обычно представляет мужскую энергию и начало ян, а Луна – женскую энергию и начало инь (однако, в некоторых культурах все наоборот). Таким образом, получается, что солнце и Луна равны – это две стороны одной монеты, два дополняющих друг друга типа энергии. Но это лишь один из вариантов концепции.

В последовательности Старших арканов Луна появляется первой и традиционно считается более проблемной и трудной частью пути, нежели Солнце, в котором, с психологической точки зрения, мы поднимаемся из нижнего мира, завершив работу со своим теневым «я», и готовы перейти к следующему этапу – достижению подлинной целостности. Согласно этой модели, Солнце – это более поздняя стадия интеграционного процесса, чем Луна, которая символизирует долгое возвращение к свету из мира бессознательного.

Эта концепция и связанный с нею символизм солнца/Луны ведут свое происхождение от алхимии. С основными алхимическими процессами ассоциируются три первичных цвета: черный, белый и желтый (или красный). Черный представляет ранние стадии алхимической трансформации, на которых мужской и женский элементы отделяются друг от друга, а затем вновь соединяются разными способами. Они переходят в форму пепла и претерпевают некоторые другие изменения, во время которых исходные материалы чернеют. Эти процессы представлены картами Дьявол и Башня. На следующей стадии, черные вещества успешно очищаются и белеют, что символизируют карты Звезда и Луна, а также сам белый или серебряный цвет. Наконец, эта женственная субстанция или белый/серебряный камень соединяется с золотым зерном, или мужским принципом, результатом чего становится целостное Я, символизируемое золотом или философским камнем. Этот процесс начинается в карте Солнце и заканчивается Миром.

Солнце

Во многих колодах солнце представлено в виде перемежающихся прямых и волнистых лучей. Это древний способ изображать солнце, известный как солнце философов, который подчеркивает его значение как источника света (прямые лучи) и тепла (волнистые лучи) – главных жизнетворных свойств светила.

Луна

В колодах семейства Райдер-Уэйт-Смит Луна часто золотого цвета, который, казалось бы, меньше всего ассоциируется с ночным светилом. Это служит иллюстрацией той концепции, что Луна отражает сияние Солнца, и единственный свет, доступный в подсознании и нижнем мире, есть лишь отражение, несущее искажения и иллюзии.

Капли, падающие с Луны, могут служить реминисценцией росы, которую алхимики собирали в свете полной луны и использовали для очищение черных субстанций и превращения их в серебро. Эта роса, именуемая Майской, собирается по ночам прямо из воздуха и обладает молочным цветом. Считается, что она связана с алхимическими молоком и кровью, и потому представляет женский очищающий и жизнетворный принцип.

На некоторых картах Луна изображается в виде большого круга, внутри которого находится круг поменьше, смещенный в одну из сторон. Робин Вуд объясняет это как символическое представление «полной луны в объятиях новой», то есть аллюзию на вечную смену лунных фаз и ее переменчивую, но вполне предсказуемую и циклическую природу.

Звезды

В карте Звезда семь звезд соотносятся с семью известными планетами античной астрологии/астрономии, а также семью алхимическими операциями и металлами, которые они представляют. Центральная восьмиконечная звезда ассоциируется с Колесом о восьми спицах, которое является одной из центральных концепций, на которых Уэйт строил свою колоду Таро (см. раздел Числа). Однако восьмиконечная звезда сама по себе гораздо старше Уэйта и восходит к Марсельскому Таро и потому может служить символом древних мистических традиций.

*

Рукотворные строения

Дома и замки

Замки встречаются на многих картах колоды Райдер-Уэйт-Смит и являются символами цивилизации, безопасности, самоопределения (как в случае Туза Жезлов) и стабильности. Очень интересно, что простые дома появляются крайне редко, по большей части на картах, имеющих довольно скромный статус, таких как Шестерка Кубков и Десятка Жезлов. Быть может, дело в том, что эти карты были нарисованы в Англии, где много замков, и где обычные сельские дома выглядят как замки. Разрушенный замок появляется на втором плане карты Восьмерка Жезлов и говорит о том, что время идет и все на свете ждут перемены.

Города

Большие города встречаются всего на нескольких картах, таких как Король Пентаклей и Четверка Пентаклей. Это карты, напрямую ассоциирующиеся с деньгами и коммерцией. В Восьмерке Пентаклей присутствуют городские ворота, говорящие о возможности торговли и продажи плодов своего труда.

Помещения

Интерьеры также встречаются очень редко – и снова это почти всегда Пентакли, в данном случае Тройка и Восьмерка. Это карты, которые больше всего ассоциируются с продуктивной работой.

Стены

Стена – еще один символ защищенности и безопасности. Она появляется в картах солнце, Шестерка Пентаклей, Король Пентаклей и Двойка Жезлов. В некоторых случаях стены носят защищающий характер – в Шестерке Пентаклей они скрывают нечто, оставшееся в прошлом, так что само прошлое видится в розовых ностальгических тонах. В Двойке Жезлов человек находится под защитой стены, в полной безопасности, довольствуясь тем, что у него уже есть. В будущем ему предстоит решить, хочет ли он оставить эти надежные стены и выйти в мир, не зная, что он там найдет – ему придется выбирать между безопасностью и риском. В других колодах человек на карте Четверка Пентаклей заключен в четырех стенах (Робин Вуд) или даже в тюрьме (Спиральное Таро).

Церковь

В нескольких картах встречаются изображения церквей. Особенно этот образ заметен в Пятерке Пентаклей, Четверке Мечей и Иерофанте. Все эти карты говорят о духовном обновлении. В случае Пятерки Пентаклей это способ пережить физические лишения. Интересно, что в карте Тройка Пентаклей человек тоже работает в помещении, напоминающей церковь, - быть может, это говорит о том, что духовность можно обрести даже в повседневности, выполняя привычную работу.

Шатры

Единственные шатры в колоде изображены на Семерке Мечей. Для меня они всегда означали временное пристанище, возможно, в связи с ведущейся на каком-то уровне битвой. Отсюда проистекает нравственная амбивалентность этой карты: занимается ли ее персонаж воровством или с полным моральным правом усложняет жизнь своим врагам и поработителям? Или это просто мародер, удирающий с военной добычей, которая никому не принадлежит?

Башни

В колоде имеется много башен. Наиболее примечательны парные башни на картах Смерть и Луна. Это врата и их башни несут тот же символизм, что и двойные горы на других картах. На карте Смерть башни располагаются далеко на втором плане, но за ними восходит солнце, так что кажется, будто там находится иной мир. Если вы пройдете между башнями, то уже не сможете вернуться туда, откуда пришли. В ту же сторону течет река, наполняя пространство между ними: единственный путь в тот мир – растворить свое эго в бессознательном и последовать за потоком туда, куда он понесет вас.

На карте Луна башни совсем другие. Они находятся ближе к зрителю, и между ними пролегает дорога. Но дорога длинна и извилиста и ведет в тонущую во тьме страну. В башнях видны маленькие окошки, так что кажется, что оттуда кто-то за вами наблюдает. Это похоже на сознание или разум, заключенные за неприступными стенами; чтобы спуститься во мглу подсознания, нам нужно оставить там, наверху, все свои мысли. Ну и, разумеется, есть еще башня, изображенная на одноименной карте. Эта Вавилонская башня представляет наше эго, нашу материальную и интеллектуальную структуру, наши защитные механизмы и надменное отношение к жизни. На ее вершине – большая золотая корона, которая должна пасть, символизируя утрату гордости и смирение, являющееся главным уроком этой карты.

Колонны

Символизм столбов или колонн весьма близок к символизму башен. Они появляются на трех картах Старших арканов: Верховной Жрице, Иерофанте и Справедливости. В двух из этих карт колонны носят конкретный характер и работают в материальном мире (Иерофант и Справедливость). В Верховной Жрице они имеют эзотерическое значение. Один из них белый, другой – черный, оба увенчаны цветами лотоса, что связывает их с каббалой и франкмасонством, а также говорит о духовном смысле карты.

На Верховной Жрице и Справедливости между столпами натянуто покрывало, символизирующее защиту и тайное знание. Покрывало Верховной Жрицы украшено гранатами и напоминает об Императрице; эго говорит о том, что, хотя перед нами и девственная жрица, в ней скрыт потенциал женственности и плодородия. За покрывалом видно открытое море – намек на то, что царство Жрицы – память и подсознание. Покрывало Справедливости – пурпурного цвета, что символизирует ее способность видеть скрытое (при помощи третьего глаза) и защиту вселенских кармических сил, не всегда доступных нашему пониманию. По этой причине мировая справедливость может казаться нам весьма таинственной, поскольку мы не можем видеть всего, что известно ей. Столпы Иерофанта, кажется, являются частью каменной стены, так что за ними либо ничего нет, либо там скрывается, нечто, недоступное простым смертным. В руках Иерованта – ключи от земли и неба, а за троном, быть может, прячется невидимая замочная скважина, вот тоько увидеть ее нам не дано.

Троны

У всех Королей и Королев, а также у Императора и Императрицы есть троны. Это одна из причин, по которой Короли и Королевы ассоциируются с этими двумя Старшими арканами. Трон символизирует зрелость и власть на той сферой, которую они себе избрали. На тронах иногда встречаются весьма интересные детали, такие как астрологические и стихийные символы. Трон Короля Кубков, например, стоит посреди озера, словно бы покоясь на его поверхности, что говорит о его власти над водой и эмоциями и способности по желанию создавать сушу посреди вод.

Колесница

На этой карте у возницы есть свой трон, который тоже сделан из камня, но который движется по его воле. Без этой воли и без полного понимания доступных вознице средств и инструментов колесница просто не сдвинулась бы с места. Ее четыре колонны символизируют четыре стихии. Символ на передней стенке говорит сам за себя – круглая втулка в круглом отверстии, означающая: все на своем месте. Обратите внимание, что возница буквально заключен в тот же камень – он часть колесницы и неотделим от нее.

Корабли

На некоторых картах изображены плывущие по морю корабли: Тройка Жезлов, Двойка Пентаклей, Шестерка Мечей. Иногда к ним присоединяется Паж Кубков. На картах Двойка Пентаклей и Паж Кубков корабли находятся в штормовом море, говорящем о том, что принимаемому решению будут неизбежно сопутствовать перемены в жизни и эмоциональная нестабильность. В Шестерке Мечей путь ведет прочь от треволнений прошлого в воды ровных и позитивных эмоций. На Тройке Жезлов изображено спокойное и мерцающее море, по которому беспечно плывут навстречу приключениям несколько кораблей. И все же мы знаем, что путь, приведший к этому спокойствию и безмятежности не был свободен от бед и невзгод, и что это – награда за долгую и трудную работу.

Мосты

Мост присутствует только на одной карте Таро – на Пятерке Кубков. Человек находится далеко от дома и с грустью смотрит на лежащие на земле разлившиеся кубки. Можно представить себе, что он пришел сюда только чтобы предаться горестным размышлениям, потому что не хотел, чтобы его видели другие. Река представляет прошлые эмоции, и пересечь ее нелегко. Но через нее перекинут мост, говорящий о том, что выход все же есть, даже если на карте его инее видно. Человек может оставить здесь свои разившиеся кубки, взять два оставшихся, найти путь и пересечь реку, чтобы вернуться домой.

Могилы

Наконец, на двух картах присутствуют могилы – это Четверка Мечей и Суд. Хотя эти карты не особенно связаны друг с другом, они обе имеют непосредственное отношение к духу – одна говорит о временном, но мирном отдыхе и возможном обновлении, а вторая – о более глобальном и радостном возрождении души.

*

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ИГРА В ТАРОК

Игра в тарокки (или в тарок, как принято произносить это название в германоговорящих странах) больше распространена в Европе, так что найти ее правила на английском языке довольно трудно. Здесь я предлагаю вам мой перевод. В сети есть компьютерные программы для электронного варианта этой игры, по большей части на французском языке. Существует множество разновидностей тарока, от исторических до современных; здесь я даю правила для довольно современной французской версии, с которой вы, скорее всего, столкнетесь, если купите себе компьютерную программу. Французские термины даются курсивом. Правила для древней исторической игры, а также для других современных вариантов можно найти на сайте, посвященном карточным играм www.pagat.com. Это довольно сложная и захватывающая игра с трудной стратегией.

Сдача

Семьдесят две карты сдаются четырем игрокам (есть вариант и на трех человек). Оставшиеся шесть карт кладутся в банк (chien) рубашкой вверх. На руках карты нужно расположить по мастям, а внутри масти - в возрастающем порядке, начиная с Тузов и заканчивая придворными картами. Старшие арканы считаются пятой мастью, которая начинается с Мага (1 аркан) и заканчивается Миром (21 аркан). Шут номера не имеет (обычно он помечен звездочкой), и его кладут либо перед первым арканом, либо после последнего, так как его роль отличается от остальных козырей.

Ставки

Ставки начинаются с человека, сидящего справа от сдающего, и идут вокруг стола против часовой стрелки. Есть пять возможных ставок: «пас» (Passe), «беру» (Prise), «гард» (Garde), «гард без банка» (Garde sans) и «гард против банка» (Garde contre) в порядке возрастания сложности и выгодности. Если все игроки пасуют, кон не играется, банк открывается, карты тасуют и сдающим становится следующий человек справа. Так может продолжаться любое количество раз, пока кто-нибудь не сделает ставку. Если кому-то из игроков сдали только одного козыря и это козырь номер один (Маг), а других нет, то он должен немедленно сообщить об этом; в таком случае кон не играется, а право сдачи снова передается направо, как и в случае с полным пасом.

Если кто-то делает ставку, то любой другой игрок, желающий тоже сделать ставку, должен ставить больше, чем первый. Например, если второй игрок объявляет, что «берет», третий должен ставить гард или выше. Если третий ставит гард, то четвертый должен поставить еще выше. Игрок, сделавший самую высокую ставку, играет один, и старается брать как можно больше взяток, а все остальные играют против него командой. Далее следуют описания возможных ставок.

«Беру»

Игрок забирает банк и добавляет его к своей сдаче, сначала показав его всем остальным игрокам. Затем он скидывает шесть карт рубашкой вверх; они будут добавлены к его очкам в конце игры. Нельзя скидывать королей, Шута и козыри. Если у него нет другого выбора, кроме как скинуть козыри, то он может сделать это, но скидывать Мага, Мир и Шута, которому в игре отведена особая роль, все равно не разрешается. Если он скидывает козыри, то должен сначала показать их остальным игрокам.

«Гард»

Эта ставка такая же, как и предыдущая, но выигранные или проигранные очки за игру умножаются на два.

«Гард без банка»

Банк остается рубашкой вверх и не прибавляется к сдаче игрока. В конце кона он переворачивается и складывается с его очками. Выигранные или проигранные им очки умножаются на четыре.

«Гард против банка»

Банк остается рубашкой вверх и не прибавляется к сдаче игрока. В конце игры он переворачивается и его сумма прибавляется к очкам игроков противоположной команды. Выигранные или проигранные данным игроком очки умножаются на шесть.

Объявления

Во время первого круга игроки могут делать разные объявления, которые влияют на подсчет очков. Объявление делается в тот момент, когда подходит очередь данного игрока разыгрывать карту; в противном случае шанс теряется и подсчет идет в обычном порядке. Дополнительные очки начисляются тому, кто выигрывает кон, и необязательно тому, кто сделал объявление. Делать объявления или открывать карты игрокам не обязательно. Объявления могут быть следующими:

Пуанье[17]

У игрока на руках десять козырей (стоимость – 20 очков).

Дубль пуанье[18]

У игрока на руках тринадцать козырей (стоимость – 30 очков).

Трипль пуанье[19]

У игрока на руках пятнадцать козырей (стоимость – 40 очков).

Делая такое объявление, игрок должен предъявить остальным заявленное количество козырей, и ни единым больше. Если у него не хватает козырей, то он может включить в общее количество Шута.

Большой шлем

Еще до игры можно объявить Большой шлем; это означает, что игрок намерен взять все взятки. Если ему это удается, то он получает 400 дополнительных очков. Если нет, он теряет 200 очков. Если игрок берет все взятки, не объявив заранее Большой шлем, то он получает 200 дополнительных очков.

Игра

Человек, сидящий справа от сдающего делает первый ход и может разыгрывать любую карту, кроме козыря. С козырей ходить нельзя, пока кто-нибудь не будет вынужден брать взятку. Каждый игрок должен ходить с карты той масти, которой ходили под него. Если у него нет карты нужной масти, он ходит с козыря, если он у него есть. Если козыря нет, то он может ходить с любой другой карты любой масти. Если игрок ходит с козыря, то он должен быть выше по рангу, чем любые до сих пор разыгрывавшиеся козыри, если у него таковой есть; если нет он ходит с любого другого козыря.

Единственным исключением из этих правил является Шут. Шута можно разыгрывать когда угодно, невзирая на то, какая масть в игре, и какие еще карты есть в сдаче у игрока. Игрок может ходить с Шута, а следующий за ним после этого может разыгрывать любую масть (а не ходить непременно с козыря), и эта масть с этого момента становится козырной.

Если не было разыграно ни одного козыря, игрок, разыгравший самую старшую карту козырной масти, выигрывает кон. Если в игре есть козыри, то кон выигрывает тот, кто разыграл самый старший козырь. Шут никогда не берет взятку, за исключением особых обстоятельств (когда игрок берет все взятки в Большом шлеме и ходит с Шута в последнем круге).

Та команда, которая выигрывает кон (тот, кто сделал самую большую ставку или три остальных игрока вместе) забирает все карты и кладет их в свою стопку. Однако если в игре был Шут, он достается тому, кто его разыграл. Если разыгравший его не является выигравшим кон, то выигравшему в возмещение дается карта низкой стоимости (см. дальше).

Единственным исключением здесь является тот случай, когда в последнем круге кона Шут остается у того, кто выиграл круг (но Шут вообще представляет собой одно сплошное исключение!). Поэтому предпочтительно разыграть Шута до последнего круга, потому что во время подсчета очков он приносит много дополнительных очков. Также если в последнем круге разыгрывается Маг, то выигравшая его команда получает 10 дополнительных очков (petit au bout). По этой причине Мага стоит оставлять на последний круг только если вы уверены, что ни у кого больше не осталось никаких козырей.

Подсчет очков

В конце кона банк добавляется к соответствующей стопке и производится подсчет очков. Стоимость карт определяется следующим образом:

Маг, Мир, Шут: 4.5 очков

Короли: 4.5 очков

Королевы: 3.5 очков

Рыцари: 2.5 очков

Пажи: 1.5 очков

Все остальные карты (включая козыри от 2 до 20): 0.5 очков

Игрок, сделавший самую высокую ставку, сравнивает число полученных им очков и число очков, которые ему были нужны, чтобы выиграть кон. Количество недостающих очков зависит от особых карт (bouts), которые игроки получают во время игры – и это как раз Маг, Мир и Шут. Чем больше их у вас, тем меньше очков вам нужно, чтобы выиграть кон.

0 bouts: не хватает 56 очков

1 bouts: не хватает 51 очка

2 bouts: не хватает 41 очка

3 bouts: не хватает 36 очков

Как видите, количество имеющихся у вас на руках bouts сильно влияет на шансы выиграть кон и определяет стратегию ставок. Можно быть уверенным, что с Миром можно побить любую карту, а если хорошо продумать игру, то можно выиграть и с Магом, хотя это первый козырь. Шута лучше стараться придержать и разыграть только перед последним кругом. Ставки по большей части определяются количеством bouts, имеющихся у игрока на руках, а также количеством придворных карт высокого ранга.

Шаг 1: Игрок, сделавший самую высокую ставку, вычитает количество очков, необходимое, чтобы выиграть кон, из количества реально полученных им очков. Если результат больше нуля, он добавляет на свой счет 25 очков. Если результат меньше нуля, то вычитается еще 25 очков (они прибавляются противной стороне). Если игрок берет Мага с последней взяткой, то получает дополнительно 10 очков; если же Мага получила противная сторона, 10 очков вычитаются из его счета.

Шаг 2: Сумма очков, получившаяся после шага 1, умножается на число, соответствующее ставке игрока. Например, если он ставил Гард, она умножается на два, независимо от того, выигранные это очки или проигранные.

Шаг 3: Очки за любой объявленный пуанье также имеют большое значение. Если игрок, сделавший самую высокую ставку, выигрывает кон, то он получает дополнительные очки по стоимости всех своих пуанье. Если он проигрывает кон, то очки за пуанье вычитаются из его счета. Точно так же происходит и с очками за Большой шлем, которые начисляются в бонус или вычитаются со счета игрока. Все начисления или вычитания происходят после того, как было произведено умножение, описанное в шаге 2.

Шаг 4: Окончательный счет влияет на всех четырех игроков, поскольку считается, что каждый из трех игроков другой команды отдал соответствующее количество очков игроку, сделавшему самую высокую ставку. Если последний выиграл кон и его окончательный счет больше нуля, он получает количество очков, в три раза превышающее сумму окончательного счета, а у каждого из трех других игроков отнимается количество очков, равное окончательному счету. Если же он проигрывает кон и его счет меньше нуля, то ему в минус идет количество очков, в три раза превышающее сумму окончательного счета, а каждому из трех других игроков прибавляется количество очков, равное окончательному счету.

Окончание игры

Игра обычно ведется до тех пор, пока один из игроков не наберет 1 000 очков. Другие условия окончания игры оговариваются игроками дополнительно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ГЛОССАРИЙ

Алхимия – средневековое учение, приверженцы которого верили в возможность трансмутации низших металлов (например, свинца) в золото. Настоящей философской и духовной целью этого процесса было очищение тела и духа и достижение просветления и бессмертия.

Анима/анимус – одна из форм внутреннего «я», обитающая в подсознании; обладает характеристиками противоположного пола.

Архетип – универсальная идея или концепция, присутствующая в коллективном бессознательном и общая для всех индивидуумов. Образ, непосредственно связанный с эмоцией, и служащий прототипом для творческого воображения и концептуальной деятельности сознания.

Астрологическая карта – карта неба, показывающая положение планет в момент вашего рождения, или любого другого важного события, или просто в интересующее вас время в интересующем вас месте. Карта выглядит как круг, разделенные на двенадцать домов-секторов, каждый из которых имеет свое значение; карта показывает, какие астрологические знаки управляют или будут управлять домами в рассматриваемый момент, а также местоположения планет.

Астрология – наука, изучающая планеты и их движения, а также то, каким образом они влияют на человека и его дела.

Асцендент – астрологический знак, восходящий над восточным горизонтом в момент рождения человека. Правит первым домом астрологической карты.

Гадание – любой метод получения информации о будущих событиях или тайного знания, которое невозможно постичь иными способами. Среди таких методов можно назвать Таро, астрологию, И-цзин (Книгу Перемен), руны, чайные листья и др.

Детерминистические расклады – расклады, предполагающие фиксированный результат, который невозможно изменить. Расклады, носящие более определенный и предиктивный характер, чем другие.

Достоинства – стихийные характеристики карт Таро (т.е. их ассоциации с водой, огнем, воздухом и землей), которые взаимодействуют друг с другом и как следствие усиливают или ослабляют те или иные карты в раскладе.

Древо Жизни – диаграмма, представляющая вселенную или процесс ее создания, основанная на учении еврейского мистицизма, или каббалы. Также представляет нашу внутреннюю вселенную, или микрокосм. Двадцать два пути соотносятся с двадцатью двумя Старшими арканами Таро, а десять сефирот – с картами Младших арканов от Туза до Десятки.

Наши рекомендации