Брахмачарья: божественное действие

Четвертой ямой является брахмачарья. Возможно, из всех ям, о которых можно прочитать в популярных книгах по индуизму, эту понимают неправильно чаще всего — тем не менее она имеет дело с самой могущественной сущностью бытия. Глупцы говорили, что брахмачарья —это обет безбрачия; что это нечто, возводящее неприступную стену вокруг сексуальных сил. Однако каждому, кто глубоко изучает буддизм и тантризм, известно о существовании других традиций в индийской философии, которые, в отличие от ведантистской традиции бхакти, не сводят понятие брахмачарьи к простому целибату.

В Упачишадах ясно показано, что сексуальный потенциал, заложенный в каждом человеке, — это божественная сила. Упанишады говорят, что иульва — это алтарь, а полосы вокруг нее — пламя на алтаре. Тело — храм, а подовой акт — акт богослужения.

И все же глупцы говорят, что брахмачарья —это целибат, обет безбрачия. В результате тысячи люден в Индии и на Западе прекращают всякие сексуальные сношения, пытаясь следовать этому правилу и считая, что оно означает запрет на половую жизнь. Хорошо, скажет читатель, тогда что же оно означает?

Брахма — это Бог, а чарья —действие. Итак, слово брахмачарья означает "божественное действие”. Целибат — не и воздержании от полового акта, а в настрое сознания. Брахмачарья — это божественный настрой. Она не имеет никакого отношения к физическому действию как таковому. В священных писаниях йоги говорится о теле как о дворце Брахмы, и в этом дворце мы поклоняемся внутреннему инстинкту как одному из аспектов Божественного “Я”.

Еще более точным переводом слова чарья является “странствие”. Брахма-чари вечно странствует в сознании Бога, его ментальное тело поглощено созерцанием бесконечного разнообразия космического зарождения-порядка-разложения —калейдоскопа вечно меняющихся проявлений Брахмы, Вишну и Шивы.

Открытие Фрейда

Фрейд открыл для западного мира то, что тантристам Индии, древним дравидам и некоторым школам буддизма было известно уже тысячи лет. Он обнаружил, что первичной силой в каждом из нас является сексуальное, что основа бытия лежит в сексуальных силах. Люди неверно поняли Фрейда, истолковав это открытие как сводящее все к сексу.

Фрейд утверждал не то, что сексуальные силы — самое важное в жизни, а то, что они обеспечивают энергией человеческое поведение.

Электрическая сеть обеспечивает завод энергией для производства продукции, и если она повреждена, производство останавливается. Точно так же истощение или искажение сексуальных сил, распространяющихся по нервной системе, оказывает влияние на всю деятельность человека.

В этом заключается вся концепция брахмачарьи. Она означает нечто совершенно особое. Что она значит в жизни каждого конкретного человека, я вам сказать не могу. На теоретическом уровне она означает, что поклонение телу должно быть правилом для каждого. Но на глубоко личном уровне, на практике, это задача, которую каждый должен стараться решить сам для себя.

В теории говорится, что божественный акт выражения любви должен быть свободным, не причиняющим боли, и не должен вести к появлению нежеланных детей. Это требования простого здравого смысла. Но каждый должен найти внутренний смысл этого на глубоко личном уровне.

Апариграха: необладание

Наконец, мы пришли к последней яме — апариграхе, что означает “необладание”. В классической ведантистской традиции это значит, что, когда кто-то становится санньясином, он отказывается от всего мирского имущества. Какая же важная идея заключается в апариграхе? Очевидно ведь, что, если вы человек Запада, живущий в материалистическом мире, мире коммерции, вы не можете выжить без вещей. Что подразумевается под необладанием?

Только глупцы понимают яму и нияму буквально. Эта яма не имеет никакого отношения к приобретению вещей. Она касается привязанности к вещам. Все вещи, все материальное имущество существуют для того, чтобы пользоваться ими. А вот пользоваться можно правильно или неправильно. Все вещи, все плоды земли и плоды разума —мы имеем в виду продукты материального производства — существуют для удовлетворения наших желаний, для того, чтобы доставлять нам удовольствие, но сознание при этом не должно концентрироваться на обладании. Апариграха есть не действие, но позиция разума. Это не вопрос об обладании вещами — скорее это вопрос о том, обладают ли вещи нами.

Шауча: чистота

Теперь мы переходим к ниямам. Они представляют позитивный элемент в том смысле, что являются не запретами, а предписаниями. Первая из них — шауча, чистота. Люди недалекие считают, что она означает чистоту разума. Но кто может сказать, что его разум чист? Только ребенок — но и это может быть оспорено с психоаналитической точки зрения, — возможно, обладает чистым разумом, если таковой вообще можно назвать разумом.

Шауча не подразумевает разум, она относится к телу. Она означает чистоту тела и физиологическом смысле. Для чистоты тела, которое является носителем сознания, необходимо удаление токсичных отходов, шлаков, слизей, которые изменяют нервную систему человека и обременяют сознание, мозг. Поддержание чистоты тела имеет отношение к тем способам, которыми каждый из нас начинает умирать. Существуют четыре способа, которыми каждый человек начинает умирать. Я расскажу о трех из них сейчас и о четвертом чуть позже.

Наши рекомендации