Эпигенетическая теория Э.Эриксона
В своей теории он пересмотрел позиции Фрейда не только в отношении иерархии структур личности, но и в понимании роли среды, культуры и социального окружения ребенка, которые, с его точки зрения, оказывают огромное влияние на развитие ребенка. Он сделал акцент на отношениях ребенка и семьи, а более конкретно на отношениях ребенок-мать. Он считал, что врожденные влечения человека являются отрывками стремлений, которые должны собираться, приобретать значения и организовываться в период затяжного детского возраста. Организация и направление развития врожденных влечений связаны с методами воспитания и образования, которые определяются культурой и традициями. Иными словами, каждое общество вырабатывает собственные институты социализации для того, чтобы помочь детям с различными индивидуальными качествами стать полноценными членами общества.
Главными для него стали положения о роли среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития, творчества личности. Он считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только в первые годы жизни. Влияют на этот процесс не только родители и близкие ребенка, но и друзья, работа, общество в целом. Это процесс Э.Эриксон называл формированием идентичности.
Он выделил восемь основных этапов в развитии идентичности, проходя которые ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. При этом каждый этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и готовит ребенка к следующим этапам.
Первая стадия (до года). В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окружает, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери. В это время ребенок вбирает в себя образ матери.
Вторая стадия (1-3 л.). Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности не должно подрывать доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы. Требования и ограничения родителей, в тоже время, создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникает настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем.
Третья стадия (3-6 л.). В это время ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности. Таким образом, закладываются новые внутренние инстанции - совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовывать собственную активность с учетом принятых в обществе норм.
Четвертая стадия (6-14 л.). В течение этого возраста у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. Эта стадия связана с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его успехи в учебе, зависит развитие данных качеств личности.
Период начального школьного обучения – это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий.
Пятая стадия (14-20 л.). Происходит формирование чувства ролевой идентичности или неопределенности. Необходимо общение со сверстниками, развивать самостоятельность и инициативность. Необходимо включение ребенка в как можно большее количество социальных групп для полноценного развития личности. Первостепенное значение имеет адекватное осознание подростком себя и своих возможностей, способностей. Все это является предпосылкой успешного построения ролевых отношений с окружающими.
Шестая стадия ( 20-35 л.). Стадия связана с развитием близких интимных отношений с окружающими, особенно с представителями противоположного пола. В это время проявляется истинная сексуальность. Человеку, в это время, необходимо создавать близкие отношения со своим любимым, что требует поддержания верности, самопожертвования и нравственной силы.
Седьмая стадия (35 - 60-65). В этот период большое значение имеет работа. Необходимо, чтобы человеку его работа приносила моральное удовлетворение и материальное благополучие. В это время большинство людей воспитывают собственных детей, и в процессе их воспитания человек развивается сам. Желание стабильности, отвержение и боязнь всего нового останавливают процесс саморазвития и становятся гибельными для личности, считает Эриксон.
Восьмая стадия (после 60-65 лет). В это время человек пересматривает свою жизнь, подводя определенные итоги прожитым годам. Необходимо, чтобы у человека сформировалось чувство полного удовлетворения своей жизнью. В противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдельных, не связанных между собой эпизодов и прожитой зря. Такое чувство гибельно для личности и приводит к невротизации.
Эриксон говорил о важности формирования у человека активной, открытой и творческой позиции, прежде всего он постоянно подчеркивал важность сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности, писал о пагубности внутренних конфликтов.
Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильности системы, в которой живет человек, т.к. нарушение стабильности, изменение ориентиров, социальных норм и ценностей также нарушают идентичность и обесценивают жизнь человека. Обострено переживаемый кризис идентичности подталкивает человека к решению не только своих собственных, но и социально-исторических проблем.