Развитие речи ребенка пятого года жизни

Мама: «Ты у меня совсем самостоятельная стала!»

5-летняя Марина: «Я не только самостоятельная, я и

самолежательная и самосидетельная!»

М.М. Кольцова. «Ребенок учится говорить»

«Я правдун!»

«Я намакаронился!»

«Спокочи ночи!»

«Я вся такая пахлая!

Я вся такая духлая!»

К.И. Чуковский. «От двух до пяти»

К 4—5 годам малыш овладевает падежами, сначала родительным, затем дательным, творительным, предложным. Появляются глагольные времена и многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с удовольствием произносят монологи. Начинается второй период вопросов: «Почему?»

Пятый год жизни — заключительная фаза в развитии языка, но детское словотворчество еще продолжается. Лингвистическое совершенство детского словообразования, построенного по законам родного языка, поразительная чуткость малышей к языку радуют, удивляют и забавляют родителей.

Психолог Т.Н. Ушакова выделила основные принципы, по которым дети образуют новые слова. Иногда часть слова используется как целое: «Мы лепили, и получилась лепь» или «Собака прыгнула большим прыгом». А иногда к корню одного слова дети прибавляют окончание другого: «На кофточке рваность» или «Одеваться без помогания».

Случается, что малыши образуют и синтетические слова: БАНАНАС (банан + ананас); БАБЕЗЬЯНА (бабушка обезьяны); ВОРУНИШКА (вор + врунишка); МАПИНА ДОЧКА, ВСЕХЛЮДНАЯ. В возрасте от 3,5 до 6 лет дети очень любят сочинять и рассказывать сказки. Чаще это происходит так: малыш держит в руках раскрытую книгу и «читает». В возрасте 4—5 лет он пользуется готовыми фразами или шаблонами, составляя из них рассказы и сказки, которые обычно начинаются словами: «Жил-был...» или «Жила-была...» В каждое повествование старается внести что-то свое, и это способствует развитию его творческих способностей.

Родители должны научиться внимательно слушать своего ребенка. Хорошо, если они записывают за ним слова, сказки, которые он сочиняет. На пятом году значительно улучшается его звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, он реже пропускает звуки и слоги, правильно произносит шипящие и сонорные звуки, учится выговаривать многосложные слова, точно воспроизводит слоговую структуру. Определенную трудность для детей представляют слова с большим количеством согласных звуков (зеркало, литература, экскаватор, контейнер), поскольку произношение некоторых звуков у них еще не закреплено: звуки не дифференцированы на слух в произношении. Постепенно эти недостатки проходят, подвижность мышц артикуляционного аппарата позволяет более точно использовать язык и губы для произношения сложных звуков.

5-летний ребенок может подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове. Поиграйте с ребенком, попросите его назвать слова, которые начинаются на звук т или д, б или п, м или н. Развитый речевой слух дает ему возможность различать громкость звука, ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонации, голосовые модуляции.

Дети с удовольствием подражают взрослым, точно воспроизводя различные интонацонно-методические особенности их речи, выделяя отдельные слова смысловым ударением и выдерживая паузу. Свободно, в течение 3—5 секунд они могут произносить гласный звук, поскольку речевой выдох у них стал длительнее. Если ребенок к 5 годам все еще неправильно произносит отдельные звуки, ему нужна помощь логопеда.

Это тем более необходимо, что у ребенка возрастает интерес к звуковому оформлению слов и он с удовольствием их рифмует. Паша-маша, каша-наша, а иногда сочиняет собственные четверостишия или перефразирует хорошо известные: «Тише, Танечка, не плачь, я куплю тебе калач».

К 5 годам активный словарь детей увеличивается приблизительно до ЗРОО слов. Это позволяет им точнее выражать свои мысли, насыщая речь прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами (из-за, из-под). Они все чаще пользуются обобщающими понятиями: одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, продукты и т.д., сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

Если вы хотите помочь малышу закрепить и дифференцировать те или иные звуки, а также овладеть слоговой структурой слова, предложите ему задание: он должен договаривать слова в небольших стихотворениях:

«Приходи к нам тетя...

Нашу деточку...»

«Спать пора

Уснул...

Лег в коробку

На...»

Чтобы закрепить правильное употребление звука, выработать четкую артикуляцию, предложите малышу повторять за вами чистоговорки:

«Са, са, са — вот летит оса.

Со, со, со — у Сони колесо.

Су, су, су — мы видели лису.

Це, це, це — румянец на лице.

Ла, ла, ла — Мила в лодочке плыла.

Ра, ра, ра — высокая гора.

Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.

Ткет ткач ткани на платки Татьяне.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Ласточки свили гнездо

под нашей крышей.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне он смешон.

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

Можете вместе с ребенком сочинять чистоговорки. Например: «Иска, иска — маленькая киска» или «Иска, иска — на столе миска» и т.д.

Для развития слухового внимания предложите ребенку загадки, а для работы над темпом, плавностью, ритмом, выразительностью речи — заучивать небольшие стихи, считалки, потешки.

Это необходимо потому, что к 5 годам ребенок уже обращает внимание на звуковое оформление речи, увеличивается его словарный запас, и речь становится выразительной, грамотной, четкой.

Таков ваш дошкольник — умный и внимательный. Он умеет воспринимать, запоминать и мыслить, у него большой опыт практических действий — он чувствует уверенность в своих силах.

Наши рекомендации