Профессора Т.Д. Марцинковской 7 страница
o Вопросы и задания
1. Перечислите закономерности психического развития младенцев, открытые Н.М. Щеловановым и А. Гезеллом.
2. Расскажите, каким образом восприятие влияет на развитие мышления в раннем и дошкольном возрасте.
3. Назовите, какие виды деятельности являются наиболее значимыми для развития восприятия и мышления в первые годы жизни и почему?
4. Перечислите закономерности развития мышления детей, описанные Ж. Пиаже.
5. Расскажите, каким образом, по мнению Л.С. Выготского, развивается волевая регуляция познания и поведения в дошкольном возрасте.
6. Опишите развитие самооценки детей в раннем и дошкольном возрасте.
7. Сформулируйте индивидуальные особенности ребенка и покажите, как они влияют на развитие его личности.
8. Расскажите о необходимости комплексного подхода к диагностике детей.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ГЛАВА 4
4.1. Психодиагностика
Термин "психодиагностика" можно рассматривать с разных позиций: как теоретическую психологическую дисциплину и как практическую психологическую деятельность. В первом случае - это область психологической науки "О методах классификации и ранжирования по психологическим и психофизиологическим признакам" (К.М. Гуревич). Во втором случае - это разработка методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (научно-исследовательская деятельность), а также их использование с прикладными целями (научно-практическая деятельность).
Применительно к дошкольному возрасту психодиагностика определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды детского образовательного учреждения (ДОУ). Следовательно, предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.
Для решения поставленной психологической проблемы детский практический психолог должен обозначить содержание психодиагностической деятельности. Прежде всего оно дифференцируется по направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители (лица их заменяющие), воспитатели и педагоги. Затем определяются показатели (параметры), характеризующие основной предмет психологических воздействий.
Показатели нормативно-возрастного и индивидуального развития детей дошкольного возраста:
Блок (группа) I. Психологические показатели:
1) способов взаимодействия с реальностью (познавательные, коммуникативные и рефлексивные способности);
2) мотивационно-потребностной сферы;
3) ценностной системы (нравственная позиция);
4) возрастной компетентности (детские виды деятельности: продуктивные и процессуальные);
5) психомоторной сферы;
6) личностно-эмоциональных особенностей.
Блок (группа) II. Психофизиологические показатели психофизиологических особенностей (темп, стеничность, адаптивность, динамичность и лабильность нервной системы).
Блок (группа) III. Психолого-педагогические показатели:
1) обучаемости и предпосылок к учебной деятельности;
2) специальных способностей (музыкальные, художественные, математические и т.д.);
3) достижений (знания, умения, навыки).
Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с детьми:
1. Показатели стиля взаимоотношений в возрастной группе (взрослый-ребенок).
2. Показатели воспитательной стратегии (соответствие концепции дошкольного воспитания).
3. Показатели образовательной стратегии (соответствие образовательной программе ДОУ).
4. Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности педагогических кадров (членов педагогического коллектива).
Показатели особенностей семейных взаимоотношений:
1. Показатели стиля взаимоотношений в семье.
2. Показатели воспитательной стратегии родителей (лиц их замещающих).
3. Показатели сформированности и активизации (актуализации) родительской позиции (негативной, позитивной).
4. Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности родителей ребенка (лиц их заменяющих).
Рассмотрим специфические и неспецифические характеристики развития ребенка относительно психических процессов, методов и средств их диагностирования (табл. 1 и 2). Специфичность характеристик определяется наличием конкретного методического средства, направленного на диагностику того или иного показателя психического развития. Неспецифичность соответствует обобщенным диагностическим средствам (наблюдение) или совокупности методических средств (диагностическое обследование в целом). Так, характеристика "овладения зрительным синтезом" является специфическим показателем методики "Перцептивное моделирование", направленной на диагностику наглядно-образного мышления. А характеристика "упорядоченности и целенаправленности действий" является неспецифическим косвенным показателем методик "Пиктограмма", "Корректурная проба", направленных на опосредованное запоминание (в первом случае) и на устойчивость внимания (во втором случае). Вариантом получения диагностического материала по показателю "организация деятельности" (упорядоченности и целенаправленности действий) может являться специально организованное наблюдение жизнедеятельности детей.
Таблица 1
Специфические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста
Показатель (характеристика) | Направленность | Методические средства (методики, тесты) |
Развитие перцептивных действий Овладение сенсорными эталонами (формы, цвета, величины и др.) Сформированность пространственных отношений (операции сериации) Объединение элементов в целостный образ | Восприятие | «Коробочка форм», «Вкладыши», «Пирамидка», «Мисочки», «Конструирование по образцу», «Включение в ряд», «Эталоны», «Разрезные картинки», «Перцептивное моделирование» |
Ориентировка в предметных действиях Способы ориентировки | Наглядно- действенное мышление | «Коробочка форм», «Мисочки», «Пирамидка», «Матрешка» |
Развитие модельных действий (моделирование) Анализ образца Образная форма мыслительной деятельности (образное кодирование) Овладение зрительным синтезом Развитие ориентировочных действий | Наглядно- образное мышление | «Рыбка», «Разрезные картинки», «Пиктограмма», «Перцептивное моделирование», «Рисунок человека», «Схематизация», «Недостающие детали» |
Овладение действиями обобщения и классификации (простые логические отношения) Овладение действием систематизации (сложные логические отношения) Знаковая форма мыслительной деятельности (знаковое кодирование) | Логическое мышление | «Классификация по заданному принципу», «Свободная классификация», «Самое непохожее», «Систематизация», «Пиктограмма», «Исключение четвертого» |
Отражение логической последовательности в речевой форме Установление причинно-следственных связей Развитие последовательного (логического) рассуждения | Словесно- логическое мышление | «Дополнение фраз», «Последовательность картинок» |
Развитие связного рассказывания Объем активного словаря Логопедические дефекты | Активная речь | «Вопросы по картинкам», CAT (Child Apperception Test — Детский апперцептивный тест), «Последовательность картинок» |
Сформированность игровых действий: замещение и манипуляция принятие и удержание роли Выстраивание цепочки игровых действий (сюжета) | Игра в контексте мышления и воображения | «Свободная игра», «Игровая комната», наблюдение за игровой деятельностью (игры с правилами, сюжетно- ролевые игры, предметно-ма-нипуляционные) |
Образная и вербальная креативность Беглость, гибкость, оригинальность | Творческое воображение | «Дорисовывание фигур», «Рисунок несуществующего животного», «Три желания», «Назови картинку», «Что может быть одновремен-но» |
Овладение координацией движений Общая двигательная активность Разработанность пальцевой и кистевой техники Наличие ведущей руки (позиции) | Крупная и мелкая моторика | «Играв мяч», «Повтори за мной», «Бирюльки», свободные движения (походка, бег), свободный рисунок |
Преобладающий тип внимания Объем и устойчивость внимания | Внимание | «Найди такую же», «Коррективная проба» (детский вариант) |
Социальный статус Конфликтность Коммуникативные предпочтения Семейные и партнерские взаимоотношения Формы и средства общения | Общение | «Два дома», «Рисунок семьи», «Игровая комната», «Дополнение фраз», CAT, «Рисунок человека», «Социометрия» |
Самооценка и уровень притязаний Ценностные ориентации Устойчивость, направленность и осознанность мотивов Потребность в самоактуализации Личностные черты и качества Эмоциональные особенности (экспрессивные и импрессивные) | Личность | «Лесенка», «Семь карточек», «Эмоциональное лото», CAT, «Рисунок человека», «Дополнение фраз», «Три желания», тест Розенцвейга (детский вариант), «Пиктограмма» |
Механическое запоминание Опосредованное запоминание | Произвольная память | «10 предметов», «10 слов», « Пиктограмма» |
Таблица 2
Неспецифические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста
Показатель (характеристика) | Направленность | Метод диагностики |
Упорядоченность действий Принятие и удержание задачи Целенаправленность действий | Организация деятельности Произвольная регуляция | Наблюдение и методики «Пиктограмма», «Корректурная проба» |
Скорость (быстрота) выполнения действий | Темп деятельности | Наблюдение |
Устойчивость работоспособности (длительной и непрерывной деятельности) | Стеничность (психоэнергетический тонус жизнедеятельности) | Наблюдение |
Способность к самореализации (способы) | Личностная активность | Наблюдение и методики «Пиктограмма», «Корректурная проба» |
Предпочтение предметных задач, вычленение предметных отношений, ценность достижения результата Предпочтение общения с взрослым (коммуникативная зависимость), ориентация на оценку деятельности Фиксация на собственных переживаниях (рефлексивность), ориентация на одобрение | Личностная направленность | Наблюдение |
Преобладание (устойчивость) эмоционально окрашенных состояний | Эмоциональный фон | Наблюдение |
Скорость возникновения и прекращения эмоциональных реакций (эмоционального реагирования) Легкость перехода контрастирующих эмоций в нейтральное состояние | Эмоциональная лабильность Пластичность | Наблюдение Наблюдение |
Проявление ситуативной реактивности, эмоциональной заторможенности и эмоциональной возбудимости в эмоциональных состояниях | Характер эмоциональных проявлений | Наблюдение |
Реакции на ситуацию обследования (взаимодействия) | Ситуативное общение | Наблюдение |
Примечание. Перечисленные показатели являются неспецифическими для большинства методик (тестов) и определяются в процессе как диагностического обследования, так и наблюдения за жизнедеятельностью детей.
В результате обращения к табл. 1 и 2 можно заключить, что диагностика возрастного (психического) развития ребенка осуществляется основными обследовательскими (диагностическими) методами: наблюдением и тестированием. В перечень психодиагностических методов, применяемых в условиях ДОУ, входят также анкетирование, беседа и анализ продуктов детской деятельности (творчества). Обозначим каждый из них в соответствии со спецификой дошкольного возраста.
Тестирование - метод психологической диагностики, "использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), с определенной шкалой значений". Целью использования тестов является "измерение уровня развития определенного психологического качества (свойства) личности".
Как видно из табл. 1, посредством стандартизированных тестов диагностируется в основном развитие познавательных процессов (интеллектуальное развитие). К стандартизированным тестам, безотносительно возрастной направленности, выдвигается ряд требований: репрезентативность, надежность, валидность, объективность измерения, где репрезентативность - адекватность заданий выборке испытуемых, надежность - согласованность значений показателей при эквивалентном тестировании, валидность - соответствие тестовых заданий концепции изучаемого феномена и эмпирическим критериям, объективность - заданное процентное соотношение степени трудности - легкости для большинства испытуемых. Согласованность требований к тестам позволяет объективно оценить психические качества субъекта диагностического обследования, что обуславливает широкое применение тестирования в зависимости от диагностических целей и возрастных возможностей испытуемых.
Примером отечественного стандартизированного теста может служить широко распространенный в психологической методической практике комплекс Л.А. Венгера по диагностике умственного развития детей дошкольного возраста [65]. В комплекс входят стандартизированные тесты, определяющие уровень развития восприятия и мышления (образного, комбинаторного, схематического, логического); "Перцептивное моделирование", "Систематизация", "Схематизация", "Соотнесение с эталоном", "Рисование узора" и др.
В настоящее время в практике детского психолога кроме стандартизированных тестов присутствуют также психодиагностические методики с поуровневой дифференциацией. Данный тип психодиагностических средств в основе своей опирается более на качественное дифференцирование психических феноменов, чем на их количественное измерение. Методики этого ряда представляют собой комплекс стандартизированных* заданий содержательно близким к тестам достижений, а процессуально приближенным к "клиническому" типу обследования. Принципы "клинического" обследования удерживаются гибким варьированием структурных частей методики, вводных и сопровождающих инструкций, а также отсутствием временного регламента и жесткой системой оценок.
_________________________
* Стандартизация на выборке детей дошкольного возраста, посещающих детские образовательные учреждения, в соответствии с возрастными нормами психического развития.
Следует отметить, что методики с поуровневой дифференциацией более адаптивны для детей дошкольного возраста как содержательно, так и процессуально. Содержательно они пересекаются с понятием "детская компетентность", представленной детскими видами деятельности (изодеятельность, конструирование, игра и др.). Процессуальная ценность обозначена отсутствием жесткой директивности и регламентации, что позволяет максимально приблизить процедуру диагностирования к игровой деятельности, адаптируя тем самым ребенка к специально организованным условиям обследования.
Из представленных в табл. 1 психодиагностических средств методиками с поуровневой дифференциацией являются: "Рыбка", "Пирамидка", "Матрешка", "Конструирование по образцу", "Коробочка форм", "Три желания", "Пиктограмма", "Вкладыши" и др.
В качестве психодиагностических средств выступают также проективные тесты. Они направлены на целостное изучение личности, основанное на "психологической интерпретации результатов проекции" (механизмы защиты и переноса личностных особенностей в конкретную ситуацию обследования). При диагностике детей дошкольного возраста используют детские варианты проективных тестов.
В табл. 1 "Специфические показатели" психодиагностические средства данного ряда представлены ассоциативными и экспрессивными проективными тестами: CAT, тест Розенцвейга, "Рисунок человека", "Рисунок несуществующего животного", "Рисунок семьи" и пр.
Все тесты и методики, включенные в табл. 1, так или иначе (содержательно и процессуально) являются вариантами (модификациями) одной из перечисленных групп психодиагностических средств или различаются по концептуальному признаку (являются гетерогенными по отношению друг к другу, например, диагностический комплекс Венгера, направленный на изучение мышления и восприятия детей, и оппозиционный ему тест измерения вербального и невербального интеллекта Векслера).
Наблюдение - метод психологической диагностики, "состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях". Использование в психологической практике метода наблюдения дает возможность сопоставления и дублирования диагностических данных при интерпретации, что является немаловажным фактором обеспечения объективности психологического обследования. В контексте детской практической психологии метод наблюдения кроме общих требований к нему (фиксация, планирование и факторизация данных) имеет определенную специфику. Она связана с возрастными особенностями дошкольников, а также с условиями их жизнедеятельности в условиях детского образовательного учреждения. Организационная специфика метода может быть представлена следующим образом:
- наблюдение за ребенком в условиях естественной жизнедеятельности;
- наблюдение за ребенком в условиях направленной деятельности;
- наблюдение за ребенком в условиях специально организованной деятельности.
Наблюдение в условиях естественной жизнедеятельности направлено на фиксацию фактов, связанных с приемами пищи, дневного и вечернего сна, прогулок и т.д. Данный вид наблюдения характеризуется отсутствием контактирования с наблюдаемым ребенком и диагностирует индивидуальные особенности его функционирования.
Наблюдение в условиях направленной деятельности, напротив, построено на пробах совместной деятельности психолога с ребенком. В процессе данного вида наблюдения фиксируются особенности поведения ребенка в контексте взаимодействия со взрослым.
Наблюдение в условиях специально организованной деятельности осуществляется на занятиях познавательного цикла (развитие речи, формирование элементарных математических представлений, обучение грамоте, ознакомление с окружающим), эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство), оздоровительного цикла (физкультура, плавание). Диагностическая направленность этого наблюдения обозначается особенностями поведения ребенка в контексте (пространстве) различного рода воздействий (объективных и предметных).
В практике детского психолога наблюдение может выступать как ориентационный метод (данные наблюдения предваряют и направляют тестирование) и как сопроводительный (вспомогательный) метод (данные наблюдения подтверждают либо опровергают результаты тестирования).
Для обеспечения объективности метода используются специальные методические средства. Они представляют собой бланки (схемы) наблюдений и диагност-карты наблюдений. В первом случае - это матрицы с пересечением единиц наблюдения (поведенческие реакции, акты взаимодействий, вид деятельности), параметров наблюдения (пространственных, временных, содержательных), а также количественной и качественной динамикой наблюдаемых психических явлений (феноменов). Во втором случае - это альбомы и таблицы с фиксированными средствами оценки диагностических данных. Средства оценки могут быть представлены характеристиками или эталонами различных психических явлений.
Диагност-кapта экспрессии детей дошкольного возраста
№ п/п | Модальность эмоции | Экспрессивные характеристики (максимум) | Пиктограмма эмоций | Фотоэталон |
… |
Анкетирование - диагностический метод "получения социально-психологической и психолого-педагогической информации на основе вербальной коммуникации". Анкетирование в условиях дошкольного учреждения проводится только со взрослым контингентом (родители, воспитатели, педагоги), преимущественно выборочного типа с использованием устной (интервью) и письменной (анкета) форм. Основной диагностической задачей анкетирования является выяснение биографических сведений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт, а также определение родительских и педагогических позиций опрашиваемых.
Анкеты для родителей и воспитателей состоят из вопросов закрытого типа (да - нет), в некоторых случаях на вопрос предлагаются несколько вариантов ответа. Это делается, для облегчения формулирования позиции и направления ответов в пространство диагностической цели анкетирования. Построение анкет на основе открытых вопросов, позволяющих самостоятельно строить ответ, в условиях дошкольного учреждения нецелесообразно по причине краткости (нераспространенности), неопределенности, а иногда и неадекватности ответов на задаваемые вопросы. Это связано с низкой мотивированностью данного вида деятельности для родителей и педагогов. В случаях необходимости сбора более полной информации рекомендуется проводить устное анкетирование (интервью) (см. Приложения 13, 14).
Беседа - диагностический метод "получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. От анкетирования отличается исключительно устной формой проведения и отсутствием жесткой заданности и регламентации вопросов. Основной целью использования данного метода является сбор сведений о субъекте диагностического обследования, составление психолого-педагогического анамнеза. Кроме того, в процессе беседы с ребенком решается проблема становления контакта, а в результате беседы со взрослыми (родителями и воспитателями) происходит "привлечение к сотрудничеству".
В условиях дошкольного учреждения применяются следующие виды бесед:
- свободная (не регламентированная формой и темой);
- директивная (регламентированная темой и заданной стратегией).
Тактика ведения беседы (процедура, методические средства), а также количество и формулировка вопросов являются гибкими, независимо от вида беседы. Это обусловлено возрастной спецификой в случае беседы с ребенком и трудностями организационного характера при беседе с родителями и педагогами (см. Приложения 16, 17).
Анализ продуктов детского творчества - диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных). Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности в дошкольном возрасте.
Предметом анализа выступают продукты; изобразительной и графической деятельности (рисунки, узоры, знаки), конструирования (постройки, мозаика), лепки (объемные фигуры и композиции), вербальной деятельности (стихи, страшилки, рассказы, считалки), музыкальной деятельности (песни, мелодии, гармонические и ритмические схемы) и игровой деятельности (сюжеты, роли). Оцениваются как уровень выполнения в соответствии с возрастными или программными требованиями, так и отличительные особенности работ (оригинальность, комбинаторность, техничность и пр.). Центральную позицию в анализе продуктов детского творчества занимают детские рисунки [78]. Следует отметить, что анализу подвергаются работы, произведенные в свободной деятельности ребенка (самостоятельно).
Психологическая информация, полученная в результате данного диагностического метода, может рассматриваться как дополнение (расширение) представлений о возрастном (психическом) развитии детей дошкольного возраста. В некоторых случаях она может выступать самостоятельной характеристикой развития ребенка (психолого-педагогическая диагностика детских достижений).
Представление о предмете и содержании, методах и средствах психодиагностической деятельности позволяет детскому практическому психологу выстроить комплекс профессиональных диагностических действий - психологическое обследование.
Остановимся на вопросах организации и проведения психологического обследования детей в условиях дошкольного учреждения.
К организационным аспектам обследования можно отнести: условия проведения диагностических мероприятий, участие в них родителей обследуемых детей (лиц, их заменяющих), оборудование и средства диагностики.
К процедурным аспектам относятся последовательность и содержание диагностических мероприятий, обозначенные как этапы обследования.
Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов:
1. Подготовительный этап:
- составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником (образец выписки из медицинской карты) (см. Приложение 15);
- составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей (см. Приложение 14);
- составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующих с ребенком (см. Приложение 13);
- составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка (см. Приложения 14,17).
2. Адаптационный этап:
- знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества (см. Приложение 16).
3. Основной этап:
- тестирование.
4. Интерпретационный этап:
- составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).
5. Заключительный этап:
- констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями воспитателями);
- рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме (см. Приложение 20).
Отдельно следует остановиться на вопросе участия родителей в психологическом обследовании их ребенка. Оптимальным считается сотрудничество родителей с психологом на подготовительном этапе обследования. Это решает проблему официального согласия родителей на психологическое воздействие относительно своего ребенка. Что касается присутствия родителей на основном этапе обследования, решение этого вопроса не может быть однозначным. С одной стороны, присутствие при тестировании способствует объективизации восприятия родителями особенностей ребенка. С другой стороны, при проблемных детско-родительских отношениях присутствие членов семьи может "заблокировать" ребенка, что полностью разрушит диагностическое взаимодействие.
Таким образом, степень родительского участия в психологическом обследовании определяется практическим психологом в индивидуальном порядке, в зависимости от семейной ситуации, уровня и направленности запроса.
Несколько слов о проведении заключительной беседы с родителями по результатам психологического обследования. Беседу необходимо проводить в отсутствие ребенка. Начинать беседу рекомендуется с краткого и понятного описания проведенных тестов. Далее следует остановиться на эмоционально окрашенных моментах диагностической процедуры (шутки, удачные высказывания и действия ребенка). Затем постепенно перейти к составлению психологического портрета ребенка, учитывая информацию, полученную от родителей (внешние, поведенческие реакции ребенка). При этом необходимо избегать оценочных характеристик, использования терминов "отставание", "задержка", "нарушение" развития, тем более при отсутствии полной уверенности в данных "диагнозах". При наличии проблемы в развитии ребенка родителей необходимо подвести к ее пониманию. Оптимальный выход на "проблематику" - формулирование рекомендаций (коррекционных, развивающих, профилактических) с психологическим обоснованием. В этом случае смена пространства "Кто виноват?" на пространство "Что делать?" обязательно сыграет положительную (позитивную) роль для формирования установки принятия проблемы ребенка и ответственности за ее решение.