Психологическая эффективность влияния интенсивного дыхания на личность

Нами проведено лонгитюдное исследование психологической эффективности проведения тренингов с использованием связного дыхания.

С возникновением и развитием различных направлений в индивидуальной и групповой психотерапии появилось множество научных исследований, связанных с их эффективностью. Первые исследования, проведенные Айзенком в 50-е гг., показали, что нет серьезных свидетельств того, что пациентам, которых лечат специалисты, становится лучше, чем тем, которых вообще никто не лечит, или тем, кто получает поддержку непрофессионалов. И даже когда в ходе психотерапии улучшение действительно происходит, доказать, что оно непосредственно связано с процессом терапии или с терапевтическими убеждениями терапевта, очень трудно.

Мы решили организовать, спланировать и провести исследование, изучающее эффективность интегративных интенсивных методов групповой психологической работы, принимая во внимание тот факт, что подобных исследований не проводилось.

В данную работу мы попытались привнести принцип развития: схема исследования построена по принципу открытой архитектуры и позволяет проводить длительное лонгитюдное исследование, значительно повышающее качество научных разработок и влияющее на осознание научной перспективы.

Формулировка гипотезы и основных задач исследования

В качестве критерия изменения (критерия эффективности терапевтического процесса) мы решили использовать так называемый «внутренний» критерий, т. е. образ «Я». В методическом выражении таким критерием в нашем исследовании явились «реальное Я» и «идеальное Я» в диагностике межличностных отношений Тимоти Лири. Что касается обоснованности выбора этого критерия, то мы сочли выбрать его, поскольку он уже неоднократно и с успехом использовался в подобного рода исследованиях; к тому же понятие «образ Я», реальное «Я», идеальное «Я» являются центральными понятиями в гуманистическом направлении в психологии, из недр которого зародилось и вышло трансперсональное движение. Еще одним очевидным критерием в нашем исследовании явилась сохранность, устойчивость изменений образа «Я» во времени.

Основными гипотезами нашего исследования были:

- процесс терапии, основанной на эмпирических методах, приводит к изменениям в образе «Я», значимо отличающимся от изменений в образе «Я» у людей, не проходивших процесса эмпирической терапии;

- изменения в образе «Я», связанные с процессом эмпирической терапии, устойчивы во времени.

Основными задачами нашего исследования были:

- выявить наиболее характерные изменения в образе «Я», связанные с процессом эмпирической терапии;

- изучить характерные особенности факторов, влияющих на устойчивость изменений во времени после различных временных интервалов, прошедших после процесса эмпирической терапии;

- специализировать концепцию жизненного цикла семьи и разработать модель опросника, позволяющего проверить гипотезу о переходе с одного этапа развития семьи как возможном критерии психотерапевтического процесса, а также важным критерием, отражающим личностные изменения не только «внутренние», но и «внешние»;

- выявить преобладающую проблематику и особенности психологических проблем у лиц, посещающих группы эмпирической терапии;

- выявить влияние посещения группы эмпирической терапии на изменение семейной ситуации, разрешение семейных и личностных проблем и психологических трудностей.

Построение схемы исследования

По нашему мнению, большое значение для понимания проделанной нами работы имеют следующие три аспекта нашего исследования.

1. Критерий, использованный нами при изучении психотерапии, не совпадающий с традиционным мнением о критериях в этой области.

2. Структура исследования, при разработке которой были бы преодолены некоторые трудности, стоявшие до этого на пути точных результатов.

3. Вероятность достижения прогресса в измерении неуловимых субъективных явлений объективным путем.

Эти три элемента нашей программы могли быть использованы при любой попытке измерить личностное изменение. Поэтому они приложимы к любому виду психотерапии или к исследованию любого метода, используемого для измерения личности и поведения.

Для подтверждения наших гипотез должны быть установлены два момента:

1) наличие значимого изменения;

2) что данное изменение обусловлено психотерапией, а не каким-то другим фактором.

В такой сложной области исследования, как психотерапия или тренинговые формы работы в практической психологии, не так-то просто создать схему исследования, которая приведет к достижению этих целей. Поэтому мы обратились к опыту проведения подобных исследований, а именно к схеме эксперимента, проведенного в Консультационном центре Чикагского университета в 1950-1954 годах и посвященного исследованию эффективности центрированной на клиенте терапии.

В экспериментальную (психотерапевтическую) группу входили люди, посетившие профессиональные семинары-тренинги по интегративным психотехнологиям, которые основаны на связном дыхании. Продолжительность семинаров составляла 7-9 дней. Перед началом и в конце семинара проводилось тестирование и опрос с помощью выбранных методических средств. Также в конце семинаров клиенту выдавался набор бланков методик для заполнения их и высылки в адрес экспериментаторов через 3 месяца. Такое число было выбрано как промежуточный контрольный этап проверки устойчивости результатов терапии во времени (запланировано тестирование через 6 и 12 месяцев после терапии), а также исходя из плана выполнения данной исследовательской работы.

Одновременно с экспериментальной группой набиралась и контрольная, эквивалентная первой по возрастным показателям, социоэкономическому статусу, соотношению мужчин и женщин, студентов и не студентов. В соответствующие временные интервалы контрольная группа подвергалась такому же тестированию, как и экспериментальная группа.

Описание методики

В нашем исследовании основной была Диагностика межличностных отношений (ДМО) Тимоти Лири.

Обоснованность выбора данной методики заключается в том, что:

1) методика основана на оценке образа «Я»;

2) в связи с достаточной лаконичностью и простотой ДМО представляет собой удобный инструмент для изучения внутриличностной конгруэнтности индивида.

Полученные данные обсчитывались и заносились в психограмму, после чего проводился анализ и обработка исполненных оценок испытуемым его актуального и идеального образа «Я» в соответствии с интерпретативной схемой.

Описание интерпретативной схемы.

В связи с огромным массивом данных, которые дают возможность получить ДМО Т. Лири, мы сочли разумным и необходимым ограничиться принятыми гипотезами и основными задачами нашего исследования.

В первую очередь нас интересовали изменения в структуре «Я», которые могли произойти после окончания процесса психотерапии, а также соотношение между «реальным Я» и «идеальным Я»; причем нас особенно интересовали изменения отдельных качеств личности.

Во вторую очередь нас интересовала устойчивость таких изменений в образе «Я» во времени, а именно через 3 месяца после окончания процесса групповой психотерапии.

Следующими важными данными, которые нас интересовали, были данные о соотношении изменений в экспериментальной и контрольной группах.

Данные о выборке

Тестирование и сбор первичной эмпирической информации проводился на двух профессиональных семинарах-тренингах по интегративным психотехнологиям в октябре и ноябре 1995 г., на которых присутствовал 31 человек, которые и составили экспериментальную психотерапевтическую) группу. Одновременно с экспериментальной группой набиралась контрольная, эквивалентная первой по возрастным показателям, социоэкономическому статусу, соотношении мужчин и женщин, студентов и не студентов. В соответствующие временные интервалы контрольная группа подвергалась такому же тестированию, как и экспериментальная группа.

Общая выборка - 62 человека: мужчин -32, женщин - 30; возраст от 22 до 45 со средним 34 года.

Уровень образования выборки: высшее - 48 (в том числе высшее медицинское -22) человек; незаконченное высшее (студенты) - 4 человека; среднеспециальное - 10 человек.

Профессиональный состав выборки: врачи-психотерапевты - 10; психологи - 20; научные сотрудники - 8; предприниматели - 10; студенты -4; прочие-10.

Опыт участия в тренингах: с использованием дыхательных техник -22; без использования дыхательных техник - 28; не участвовало вообще - 12.

Полученные результаты и их обработка

В данном разделе приведены результаты подсчета значимости различий по критерию Стьюдента (t) по методике ДМО Т. Лири. Расчеты производились средствами ЭВМ (программа «Стадия»).

Результаты и обработка результатов ДМО Т. Лири

Для обработки результатов по этой методике использовались подсчитанные баллы реального и идеального «Я» по 8-ми вариантам межличностного взаимодействия (в нашем случае - при изучении структуры «Я» с помощью ДМО):

1) Властно-лидирующий;

2) независимый-доминирующий;

3) прямолинейный-агрессивный;

4) недоверчивый-скептический;

5) покорно-застенчивый;

6) зависимый-послушный;

7) сотрудничающий-конвенциальный;

8) ответственно-великодушный.

1. Соотношение реального и идеального «Я» до и после процесс терапии: различия значимы (t= 2,63). Нулевая гипотеза может быть принята.

2. Соотношение реального и идеального «Я» до процесса терапии и через 3 месяца: различия незначимы (t=0,618). Конкурирующая гипотеза может быть принята.

3. Соотношение реального и идеального «Я» до процесса терапии и через 3 месяца: различия значимы (t=3,26). Нулевая гипотеза может быть принята.

4. Соотношение реального «Я» до и после процесса терапии: значимость различий по следующим октантам – 1 (t=1,34), 3 (t=3,37), 7 (t=1,92), 8 (t=0,32). По 2, 4, 5, 6 октантам различия оказались незначимыми.

Соотношение реального «Я» после процесса терапии и через 3 месяца: различия по октантам – 3 (t=0,721), 7 (t=0,677), 8 (t=0,694). По 1, 2, 4, 5, 6 октантам различия оказались значимыми.

Соотношение реального «Я» перед процессом терапии и через 3 месяца: значимость различий по следующим октантам – 3 (t=2,21), 7 (t=1,99), 8 (t=2,78). По 1, 2, 4, 5, 6 октантам различия оказались незначимыми.

4. Соотношение идеального «Я» до и после процесса терапии: значимость различий по следующим октантам – 1 (t=1,48), 3 (t=2,11), 7 (t=3.02), 8 (t=1,27). По 2, 4, 5, 6 октантам различия оказались незначимыми.

Соотношение идеального «Я» после процесса терапии и через 3 месяца: различия не значимы по октантам – 3 (t=06623), 7 (t=0,68), 8 (t=0,661). По 1, 2, 4, 5, 6 октантам различия оказались значимыми.

Соотношение идеального «Я» перед процессом терапии и через 3 месяца: значимость различий по следующим октантам – 3 (t=1,97), 7 (t=2.14), 8 (t=2,53). По 1, 2, 4, 5, 6 октантам различия оказались незначимыми.

Вышеперечисленные результаты относятся к экспериментальной группе. Соответствующие замеры, произведенные в контрольной группе, показали отсутствие значимых различий во всех проведенных замерах.

Обсуждение полученных результатов и их интерпретация

1. Экспериментальные тестовые замеры, произведенные в контрольной группе выборки, показали отсутствие значимых различий по всем параметрам, что можно объяснить определенной стабильностью образа «Я» и довольно-таки небольшим промежутком времени, в результате которого не могли произойти существенные изменения в структуре личности испытуемого. Последующие замеры (через 6 и 12 месяцев) позволят сделать более точные выводы по данному вопросу. Возможные изменения, которые могут произойти в структуре образа «Я» у испытуемых в контрольной группе, предположительно могут быть вызваны изменением в семейной или профессиональной ситуации.

2. Экспериментальные тестовые замеры, произведенные в психотерапевтической (экспериментальной) группе выявили множество интересных закономерностей.

Во-первых, выявлены значимые различия между соотношением реального и идеального образа «Я» до и после процесса групповой психотерапии. Это проявилось в уменьшении разрыва между реальным и идеальным в образе «Я» выборки. В данном случае возможно говорить об определенной стабилизации в образе «Я», приближении идеального «Я» к реальному «Я», или об определенной объективности в оценке своей субъективности, что можно отнести на счет влияния процесса групповой психотерапии.

Во-вторых, выявлены значимые различия в образе «Я» до и после процесса групповой психотерапии. Как в образе «реального», так и «идеального Я» у испытуемых было обнаружено уменьшение показателей по 1 и 3 октантам, что соответствует субъективной оценке испытуемыми уменьшения у себя властно-лидирующих, прямолинейно-агрессивных, недружелюбных тенденций в структуре образа «Я». Вместе с этим было обнаружено увеличение показателей по 7 и 8 октантам, что соответствует субъективной оценке испытуемыми увеличения у себя готовности помогать и сочувствовать окружающим, стремлении к сотрудничеству с группой, дружелюбии.

Данный факт заслуживает особенного внимания, так как увеличение и уменьшение строго определенных тенденций в структуре «Я» соотносится с атмосферой взаимной поддержки, дружелюбия, отсутствия конкуренции, духа партнерства и взаимоуважения, сопровождающей групповые семинары-тренинги по интегративным психотехнологиям.

В-третьих, отсутствие значимых различий в образе «Я» после процесса групповой психотерапии и спустя три месяца после нее по 3, 7, 8 октантам дают возможность с большой достоверностью утверждать, что эти изменения в образе «Я» оказались сохранными и стабильными во времени.

Что касается результатов по 1 октанту, то они вернулись на уровень, который был получен при замере до процесса групповой терапии. Это можно объяснить тем, что через три месяца испытуемые вновь адаптировались к привычной жизни, в которой необходимо проявлять властно-лидирующие тенденции, которые становятся не нужны в искусственно создаваемом пространстве семинара-тренинга.

Хотя трудно учесть все факторы, влияющие на изменение структуры образа «Я», полученные результаты позволяют говорить с большой долей вероятности о том, что все (или большинство) описанных результатов, являющихся проявлением у испытуемых изменений в образе «Я», в преобладающем своем числе можно отнести к многообразным факторам влияния процесса групповой психотерапии.

Выводы

1. В нашей работе произведена попытка экспериментального исследования влияния тренинга с применением связного дыхания на личность.

2. Выдвинутые гипотезы подтвердились, а именно:

- процесс терапии, основанной на эмпирических методах, приводит к изменениям в образе «Я», значимо отличающимся от изменений в образе «Я» у людей, не проходивших процесса эмпирической терапии;

- изменения в образе «Я», вызванные тренингом с использованием связного дыхания (ИИПТ), устойчивы во времени.

3. Наиболее характерными и устойчивыми изменениями в образе «Я», связанными с тренингом ИИПТ явились следующие:

- уменьшение прямолинейно-агрессивных тенденций;

- увеличение ответственно-великодушных и сотрудничающе-конвенци­альных тенденций.

За последние три года нами проведено большое количество исследований влияния интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ) на выборки разного возраста, начиная от младшего школьного и заканчивая юношеским. Некоторая часть из них изложена в совместной монографии с И. Шемет («Интенсивные интегративные психотехнологии в социальной работе». Ярославль, 1996). Изучено влияние интегративных психотехнологий на успешность логопедической работы с детьми-дошкольниками (В. Козлов, О. Протопопова, 1996).

После проведения занятий с использованием интегративных психотехнологий были выявлены следующие закономерности:

- не наблюдается динамика у детей с низким уровнем речевой активности (и до и после занятий эти дети не смогли назвать ни одного слова);

- возрастает общее количество употребляемых слов у всех других групп детей;

- возрастает количество детей с достаточно высокой речевой активностью (группа 3). В нашем исследовании - на 15%;

- у 80% детей заметны изменения в речевой активности в сторону увеличения объема словарного запаса, уменьшения количества повторяющихся слов и спонтанности. Появляются ассоциативные ряды, увеличивается работоспособность и уровень врабатываемости;

- чем выше результат до проведения занятий, тем выше он становится по качественным и количественным параметрам после применения интегративных психотехнологий.

Наши рекомендации