Периодизации психического развития с указанием использованной литературы

Таблица 3

Автор периодизации Основания для построения периодизации Психологическая характеристика выделенных возрастов  
  • в отечественной возрастной психологии
 
Л.С.Выготский два критерия – динамический и содержательный В основу предложенной им периодизации были положены два критерия – динамический и содержательный. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация имеет следующий вид: - кризис новорожденности; - младенческий возраст (2 месяца-1 год) — кризис 1 года; - раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет; - дошкольный возраст (3-7 лет) — кризис 7 лет; - школьный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет; - пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.  
Д.Б.Эльконин две стороны в деятельности – познавательная и мотивационная, ребенок – предмет и ребенок – взрослый Младенческий возраст 0-1 г. Непосредственно эмоциональное общение Раннее детство 1-3 г. Предметно-орудийная деятельность Дошкольный возраст 3-7 л. Ролевая игра, в которой ребенок овладевает фундаментными смыслами человеческой деятельности Младший школьный возраст 7-11 л. Учение Подростковый возраст 11-15 л. Общение в системе общественно-полезной деятельности: учебной, трудовой, общественных организаций Старший школьный возраст 15-18 л. Учебно-профессиональная, в процессе которой формируются интересы, самосознание, мечты, идеалы  
А.В.Петровский Социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействии Формирование личности ребенка определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе ребенок включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерна своя деятельность и особый стиль общения. Деятельностно-опосредованные взаимоотношения ребенка с группой являются тем фактором, который участвует в формировании личности ребенка.  
Д.И.Фельдштейн положение «Я» в социуме Два блока социального развития личности - фазы становления личности.На первой фазе (от 0 до 10 лет) — фазе собственно детства — происходит станов­ление личности на уровне еще не развитого самосознания. На второй фазе (от 10 до 17 лет) — фазе подросткового возраста — наблюдается активное формирование самосознания растущего человека. Фазы охватывают определенные циклы развития лично­сти, фиксируя результат этой формы социального развития — ста­новление позиции ребенка в системе общества и реализацию этой позиции. Младенчество (0-1 год).Возникает непосредственно эмоциональ­ное общение, которое и есть в этом возрасте ведущая деятельность ре­бенка. Раннее детство (1-3 года).У ребенка возникает потребность воб­щественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать. Дошкольный возраст (3-6 лет). Ве­дущей в этот период становится развитая игровая деятельность Младший школьный возраст (6-10 лет).Ведущей становится учеб­ная деятельность, т. е. социальная деятельность по усвоению теорети­ческих форм мышления. Подростковый возраст (10-15 лет). Дети включаются в качествен­но новую систему отношений, общения с товарищами и со взрослыми в школе. Старший школьный возраст (15-17лет). Ведущей деятельностью становится учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообраз­ным трудом.  
В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман смена режима индивидуальной жизни. Начало новой ступени – это новое рождение в новую форму жизни, кризис рождения – это кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм бытия на стадии принятия. «Матрица возраста», в которой каждая ступень – это относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития, горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных): 1) оживление, на данном этапе развития родовой возникает кризис: 7-й месяц эмбрионального развития – 3 недели после рождения. Стадия принятия: новорожденность – 0,5—4-й месяц жизни. Кризис новорожденности: 3,5—7-й месяц. Стадия освоения (младенец): 6—12-й месяц; 2) одушевление, на данном этапе развития возникает кризис младенчества в 11–18 месяцев. Стадия принятия – раннее детство: 1 год 3 месяца—3 года. Кризис раннего детства: 2,5–3,5 года. Стадия освоения – дошкольное детство: 3–6,5 лет; 3) персонализация, на данном этапе развития возникает кризис детства: 5,5–7,5 лет. Стадия принятия – отрочество: 7—11,5 лет. Кризис отрочества: 11–14 лет. Стадия освоения – юность: 13,5—18 лет; 4) индивидуализация, на данном этапе развития возникает кризис юности: 17–21 год. Стадия принятия – молодость: 19–28 лет. Кризис молодости: 27 лет—33 года. Стадия освоения – взрослость: 32–42 года; 5) универсализация, на данном этапе развития возникает кризис взрослости: 39–45 лет. Стадия принятия – зрелость: 44 года—66 лет. Кризис зрелости: 55–65 лет. Стадия освоения – старость: 62 года.  
       
  • в зарубежной психологии
 
З.Фрейд психосексуальное развитие развитие психики человека зависит от перемещения либидо по эрогенным зонам, последовательно созревающим в онтогенезе, что представлено в стадиях:
  • оральной (младенчество) – 0-1 год
  • анальной (раннее детство) – 1-3 года
  • фаллической (дошкольное детство) – 3-5 лет
  • латентной (младший школьный возраст) – 5-12 лет
  • генитальной (подростковый и вся последующая жизнь взрослого человека) – 12-18 лет
 
Э.Эриксон эпигенетический принципсозревания каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время ("критический период") и сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума: · орально-сенсорная -0-1 год · мышечно-анальная -1-3 года · локомоторно-генитальная -3-6 лет · латентная -12-19 лет · ранняя зрелость – 20-25 лет · средняя зрелость – 26-64 года · поздняя зрелость - 65 лет – смерть  
Ж.Пиаже интеллектуальное развитие Основа концепции - процесс взаимодействия между организмом и окружающей средой. 3 главные стадии интеллектуального развития ре­бенка с рождения и до 15 лет. Стадии — это уровни развития, последовательно сменяющие друг друга, причем относи­тельно стабильное равновесие достигается на каждом уровне. I. Периодизации психического развития с указанием использованной литературы - student2.ru Сенсомоторнаястадия (от 0 до 1,5 - 2 лет). Для нее характерны становление и развитие чувствительных и двигательных структур, познание себя как субъекта действия. Ребенок смотрит, слушает, тро­гает, нюхает, пробует на вкус, манипулирует и т. д. II. Стадия конкретных операций (с 2 до 11лет). Здесь действия постепенно интериоризируются и превращаются в операции — мыс­ленные действия, обладающие обратимостью III. Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет). На этой стадии ребенок способен мыслить логически, пользуясь абстрактными поня­тиями, рассуждая, формулируя и проверяя гипотезы  
Дж.Брунер способы познания окружающего мира Первая сфера представлений, возникающая у ребенка, — дей­ствие. Знание о предмете младенец получает благодаря привычным, повторяющимся действиям с ним. Вторая сфера представлений, которой овладевает ребенок, — образ. Третья сфера представлений ребенка — символ — главным об­разом, слово.  
Л.Кольберг развитие морального сознания личности 6 ста­дий нравственного развития, которые разделены на три уровня: предконвенциональный, конвенциональный и постконвенци­ональный. Уровень нравственного развития ребенка определяется не самим по себе ответом «да» или «нет», а пониманием того, почему был дан именно такой ответ, умением объяснить причину его выбора. I уровень — предконвенциональный. Стадия 1: «Я должен сделать то, что обещал, иначе накажут». Стадия 2: «Раз ты мне оцарапал спину, то и я тебе поцарапаю». II уровень — конвенциональный. Стадия 3: «Я хочу делать то, что приятно другим». Стадия 4: «Я обязан соблюдать закон». III уровень — постконвенциональный. Стадия 5: «Я должен исполнять эти законы, так как их установи­ло общество». Стадия 6: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».  

Примечание. Добавьте (сократите) любые другие графы, возможные при таком сопоставлении и обоснуйте их необходимость.

Выделите тот вариант периодизации развития в онтогенезе из изученных в ходе самостоятельной работы, который вы считаете наиболее полным, аргументированным и отвечающим потребностям практики непрерывного образования человека. Обоснуйте свой выбор.

Список использованной литературы:

1. Лысенко Е.М. Возрастная психология: Краткий курс лекций для вузов /Е.М.Лысенко. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 173 с. – (Краткий курс лекций для вузов).

2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

3. Першина Л.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2004. – 254 с.

4. Психология детства [Текст]: учебник /В.А.Аверин и др./Под ред. А.А.Реана. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 350 с. (Мэтры психологии).

5. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Периодизация общего психического развития //Вопросы психологии. 1996. №5. - С. 38-50.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с. (Гл.5. – Гл.10.).

Наиболее полным и аргументированным вариантом периодизации в онтогенезе считаю классификацию Д.Б.Эльконина, так как именно эта периодизация построена на мотивационном и деятельностном компонентах, то, что является движущей силой развития ребенка.

Наши рекомендации