Предмет и задачи психологии, этапы ее развития

Психология,как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально- исторического развития общества.

Люди начали задумываться о существовании у человека некоего духовного начала достаточно давно. Греческие философы выдвинули идею существования души, находящейся в единстве с телом, обитающую в нем и контролирующей мысли и чувства. Происхождение же слова Психология связано с греческой мифологией. Эрот — сын Афродиты влюбился в смертную девушку Психею. Афродита естественно была против подобного неравного брака. Боги видя, насколько была сильна любовь Психеи, решили ей помочь. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню. Психея- смертная, обретшая бессмертие, стала символом души.

Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной науки о душе. Правда, понятие души в древней Греции трактовалось по-разному. Платон, как и Аристотель считал, что душа состоит из 3 частей - разумной, мужественной и вожделеющей и в зависимости от того, к какому сословию или народности принадлежит человек, у них в большей или меньшей степени развита та или иная часть души. Демокрит считал, что душа, как и все остальное в мире состоит из атомов.

Само слово психология образованное из греческих слов «псюхе» (душа) и «логос»- (учение, наука) появилось в 18 веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

На протяжении веков менялось понимание объекта, предмета и целей психологии. Можно выделить 4 этапа развития психологии,

1 этап, как вы уже знаете, определял психологию как науку о душе.

2 этап трактовал психологию как науку о сознании. В 17 веке широкое развитие получили естественные науки. Способность думать, чувствовать называли сознанием.

3 этап, рассматривающий психологию как науку о поведении, возникает в 20 веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть - поведение, поступки, реакции человека.

4 этап определяет психологию как науку, изучающую объективные закономерности психических проявлений и механизмы поведения.

Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIXв. Сюда же относится и внедрение в психологию экспериментального метода. Естественнонаучную теорию психологических знаний составила рефлекторная теория И.М. Сеченова, И.П. Павлова, а также работы крупнейших советских физиологов: Л.А.Орбели, П.К.Анохина, К.М.Быкова, Н.И.Красногорского, А.Ухтомского, НА.Бернштейна,

Еще Декарт считал, что психические явления подобны механическим и происходят в результате отражения внешних воздействий мышцами тела. Но наряду с механистическими взглядами на рефлекторную природу поведения Декарт считал душу идеальной сущностью, которая существует отдельно от тела. Его взгляды были дуалистичны, то есть двойственны.

Впоследствии учение о рефлексах, как уже было указано, было продолжено русским ученым И. М. Сеченовым (1829—1905). Он считал психические явления не свойствами души как бестелесной сущности, а рефлекторными процессами, то есть связывал их с работой нервной системы и головного мозга. Большую роль в происхождении психики он отводил движениям и практическим действиям. Положения о рефлекторной природе психики были подтверждены И. П. Павловым. Он создал учение о высшей нервной деятельности и открыл очень важные физиологические механизмы пси­хической деятельности.

Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии оказали эволюционные идеи Ч. Дарвина. Они позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших.

В настоящее время существует множество различных направлений психологии, как в нашей стране, так и за рубежом. Каждое из них выделяет в психике какие-то отдельные стороны и считает их наиболее важными. Одно из таких направлений — бихевиоризм. В рамках этого подхода любой организм рассматривается как нейтрально-пассивная система, поведение которой целиком и полностью определяется влиянием окружающей среды, то есть стимуляцией извне. В его основе лежит учение Дж. Уотсона о том, что психология изучает не сознание, а поведение, то есть то, что доступно для объективного наблюдения.

Другое направление, основоположником которого был 3. Фрейд, получило название психоанализ. Фрейд выделял в личности сферу бессознательного, которое является источником влечений и желаний человека, побуждает его к действиям и играет очень важную роль в его душевной жизни.

В связи с новейшими разработками в области науки и техники, в частности кибернетики и программирования, получило развитие такое направление как когнитивная психология. Она рассматривает познание человеком окружающего мира как процесс, необходимым компонентом которого являются особые психологические средства - когнитивные схемы, формирующиеся в результате обучения. Они позволяют определенным образом воспринимать, перерабатывать и хранить информацию. В рамках этого направления психика рассматривается по аналогии с компьютером как аппарат, осуществляющий прием и переработку информации.

Разработанный отечественными психологами С. Л. Рубинштейном, В. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым деятельностный подход рассматривает личность как активное деятельностное существо, формирование и развитие сознания которого происходит в процессе освоения различных видов деятельности. В деятельности же оно и реализуется. Очень важную роль в развитии сознания играет социальная среда.

В последние годы широкое распространение получила гуманистическая психология. Она подчеркивает особую ценность субъективного опыта человека и уникальность каждой личности. Они и являются предметом исследования. В контексте этого направления дается критический анализ традиционной психологии как естественнонаучной дисциплины.

Отражая внешний мир, человек не только познает законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающиймир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельности личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности, многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач.

ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории.

Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. В качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона:

1. Конкретной деятельности;

2. Развития;

3. Отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу.

Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология трудаизучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда (НОТ). В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т.п.

Педагогическая психологияимеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности. Выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в ученическом коллективе. А также индивидуально-психологические различия учащихся, психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы с взрослыми в процессе их обучения и т.д.

К разделам или узким областям педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология- изучает психологические аспекты деятельности врача и поведение больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающие систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Юридическая психология- рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу и т.п.); криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирование личности преступника, мотивами преступления и т.д.; пенитенциарную или исправительно-трудовую психологию, изучающую психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.п.

Военная психологияисследует поведение человека в условиях боевых действий психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды, контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.

Психология спортарассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.

Психология торговли— выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т.п.

В последнее время началась разработка проблем психологии научноготворчества(особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия и т.д.)

Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика,к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами.

Наконец, следует назвать психологию художественного творчества(в области литературы и искусства) и эстетического воспитания- область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще слабо и

Возрастная психологияисследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д. Одна из центральных проблем возрастной психологии - проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев умственного развития и определением условий, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения.

Психология аномального развитияили специальная психология, которая разветвляется на патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии, олигофренопсихологию и др.

Социальная психологияизучает человеческие взаимоотношения и явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в различного рода группах и коллективах. Она исследует социально-психологические явления в больших группах, проблемы массовой коммуникации (телевидение, кино, пресса и т. п.), механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей, психологию наций, народностей, влияние на людей политических процессов, происходящих в обществе. В США и на Западе вкладываются громадные средства и работают целые научно- исследовательские институты, занимающиеся разработками в сфере политической психологии. Социально-психологическая проблематика малых групп включает в себя следующие вопросы: психологическая совместимость в замкнутых группах, межличностные отношения в группах, положение лидера и ведомых в группе, типы групп, восприятия человеком человека и многое другое.

Наши рекомендации